ТОЙОТА
Вперед, к победе «кайзенизма»!
или сумеет ли японский «Ахилл» когда-нибудь догнать гоночную «черепаху»
You must be registered for see images
Итак, Toyota вступает в свой шестой сезон в Формуле 1 с лозунгами, которые мы слышали от нее уже не раз. «Наша конечная цель – победа в чемпионате мира, – заявил на презентации глава команды Джон Хауэтт, но уточнил, что… – в 2007 году речь об этом не идет. Главная задача – одержать все время ускользающую от нас первую победу».
Боюсь, что-то подобное я уже слышал. Было это в январе 2004 года, когда Toyota в первый и пока единственный раз проводила презентацию на своей базе в предместьях Кёльна. Позади у самой богатой команды Ф1 был год тестов и два года гонок Гран При, а задача, озвученная ее тогдашним боссом Цутому Томитой, формулировалась так: «В предстоящем сезоне мы рассчитываем добыть первый подиум». Ради ее решения в команду были приглашены блестящий специалист в области аэродинамики Майк Гаскойн (McLaren, Tyrrell, Sauber, Benetton, Jordan) и великолепный моторист Лука Марморини (Ferrari).
В тот раз не вышло! Более того, спустя три года на счету у Toyota всего шесть подиумов и жалкие (для самой богатой команды Ф1) 150 очков в Кубке конструкторов. Сто пятьдесят – за шесть сезонов в Ф1, каждый из которых обошелся ведущей автомобильной компании мира примерно в миллиард долларов. В чем же дело? Почему японская компания оказалась в роли ниспровергателя казалось бы незыблемого принципа «деньги решают все»?
Возможно, именно потому, что это ЯПОНСКАЯ компания. Восток, как известно, дело тонкое. Не каждому дано понять. Вот, к примеру, эта замечательная японская мода последних лет, «кайзен» или «путь Toyota» – другим словами, теория постоянных мелких улучшений, которые по идее должны в итоге дать один здоровенный плюс – ака чемпионский титул. А что, очень удобная вещь! Нет подиумов? Но ведь вчера мы были 12-ми, а сегодня 9-е. А завтра будем 8-ми. И даже 6-ми! Прогресс налицо, беспокоиться не о чем…
Проблема в том, что «кайзен» рассчитан на массовое производство, а машина Ф1 – товар штучный. Тут не общественное самосознание поднимать надо, а ведущих спецов приглашать. Тех, которые в состоянии в одиночку, без всякого «кайзена» выдать нужный результат. А что мы наблюдаем в Toyota? Гаскойн давно уволен (как раз после шестого и последнего пока подиума), а моторы Марморини, по оценкам специалистов, хоть и надежны, но как-то не очень быстры, отчего и возникло в Ф1 явление, именуемое «паровозик Трулли»…
Увы, Toyota по-прежнему напоминает героиню знаменитой апории (абсурдного парадокса), сформулированной полторы тысячи лет назад греческим философом Зеноном Элейским. Он утверждал, что быстроногий Ахилл не способен догнать медлительную черепаху, так как она немного уползет вперед, пока Ахилл пробежит разделяющее их расстояние; еще немного отползет, пока он будет пробегать новый отрезок, и так далее.
Удастся ли японцам догнать «черепаху» в этом сезоне?
Хм-м-м…
Текст: Андрей Ларинин
You must be registered for see links