В Украине работают 164 шахты и три разреза, представляющих собой самый старый шахтный фонд среди стран СНГ: уровень износа оборудования превысил 80-90%. Более 96% шахт свыше 20 лет работают без реконструкции, поэтому не удивительно, что большинство из них убыточны. С прибылью работают два десятка предприятий, остальные существуют за счет государственных дотаций.
Основные потребители энергетического угля - тепловые электростанции Украины, которые в последние годы производят около 40% всей электроэнергии страны. В 2007 году на обслуживание тепловых электростанций потребуется почти 26,5 млн. тонн угля.
Второй потребитель угля в Украине - коксохимическая промышленность, главный поставщик сырья для металлургии. В 2007 году на нужды этой отрасли планируется использовать около 34 млн. тонн коксующегося угля. Как это ни парадоксально звучит, но, имея спрос со стороны мощных потребителей, Украина может превратиться в импортера российского угля. Завозится он, в основном, из России (97%) и Казахстана (3%). Необходимость импорта обусловлена тем, что в Украине коксующегося угля, который к тому же отличается высоким содержанием серы, добывают недостаточно. Кроме того, в стране не хватает угля газовой группы, ведь каждый энергоблок ТЭС работает на определенной марке угля, поэтому дефицит приходится покрывать за счет импорта.Россия заинтересована в наращивании экспорта углей, так как там приватизация угольной отрасли уже завершилась, и она теперь наращивает объемы добычи, излишки которой отправляет на экспорт, в том числе, и к нам. Но главное - российский уголь дешевле. Конкурировать с Россией приходится в неравных условиях, так как горно-геологические условия добычи там гораздо легче. Поэтому себестоимость добычи угля в Украине в разы превышает аналогичный российский показатель. На месторождениях Сибири, где уголь добывают открытым способом, затраты на добычу составляют 5-10 долларов за тонну, а на некоторых разрезах Красноярского края - 2 доллара за тонну. И даже удаленность Кузнецкого бассейна (4 тыс. км) - не преграда для экспорта российского угля в Украину, несмотря на то, что транспортные расходы увеличивают его стоимость в два раза. Что же в итоге получается? Российский уголь даже с учетом стоимости транспортировки его в Украину дешевле отечественного.