Re: Творцы и студии
Кондо Ёсифуми (31.03.1950, префектура Ниигата - 21.01.1998, Токио) - аниматор, художник и дизайнер, ближайший сподвижник Миядзаки Хаяо и Такахаты Исао.
Первой работой Кондо как художника и аниматора был ТВ-сериал "Звезда Гигантов" [Kyojin no Hoshi] (1968-1971) студии "TMS".
Уже следующая работа Кондо свела его с Миядзаки и Такахатой. Это был их совместный сериал "Люпен III" [Lupin III] (1971-1972), созданный студией "TMS".
В дальнейшем Кондо перешел на работу на студию "Nippon Animation" в качестве главного аниматора, дизайнера и художника. Время от времени он принимал участие и в проектах Миядзаки и Такахаты. На студии "Studio Ghibli" Кондо оказался только в 1988 году, когда принял участие в создании фильма Такахаты "Могила светлячков".
С этого времени Кондо становится одним из самых уважаемых сотрудников студии и принимает участие во всех ее проектах. Его первой режиссерской работой стал небольшой коммерческий ролик "Небесно-голубое семя" [Sorairo no Tane] (1992).
Наконец, в 1995 году Кондо доверили режиссуру большого проекта - полнометражного фильма "Шепот сердца". Его сценарий, впрочем, все равно написал Миядзаки. Это был первый фильм студии "Studio Ghibli", использовавший компьютерную графику.
Фильм Миядзаки "Принцесса-мононокэ" стал последней работой Кондо.
Личные достижения Кондо волею судьбы оказались в тени его более известных коллег. Печально, что о творцах "второго эшелона" и о том, что они значили для шедевров классиков, вспоминают только тогда, когда они умирают.
Коясу Такэхито (р. 5.05.1967, Иокогама) - один из известнейших японских голосовых актёров.
В раннем детстве и в младшей школе Коясу был почти примерным ребенком, отлично играл в бейсбол и преуспевал в учебе. Однако, тяжело пережив смерть отца, он основательно запустил учебу в средней школе, шатаясь вместе с друзьями по городу и часто заходя в кино, где он и заинтересовался искусством голосовой игры (хотя никогда не был особенным отаку).
Из-за низких оценок на переходных экзаменах он попал в "техническую" старшую школу (аналог наших бывших ПТУ), где серьезно оценил свои дальнейшие неутешительные переспективы и "взялся за ум". Закончив старшую школу, он поступил на курсы голосовых актеров, и смог преуспеть на этом поприще.
Свою первую роль он сыграл в ТВ-сериале "Три мушкетера - аниме" [Anime Sanjushi] (1987-1989). Это была небольшая роль жениха Арамис (да, в этой версии Арамис была девушкой). В дальнейшем его основными ролями стали роли злодеев и серцеедов-красавчиков. Первой ролью, имевшей определенный резонанс, для него стала роль Снусмумрика в ТВ-сериале "Счастливое семейство Муми-троллей" [Tanoshii Muuminke] (1990).
Также из его значительных ролей стоит отметить: Рюдзи в "ДНК2", Хотохори в "Таинственная игра", Сэй Эррэй в "Ленточка Химэ", Абарацубо в "Клуб любителей магии", Москитон в "Господин Москитон" [Master Mosquiton], Гамлин в "Макросс 7", Аоба в "Евангелион нового поколения", Дайсукэ в "Рамма 1/2", Ханагата в "Воины-марионетки Джей", Тога в "Юная революционерка Утэна", Резо в "Рубаки", Сакурадзука Сэйсиро в "Токио-Вавилон" [Tokyo Babylon], Такуто в "Обреченная любовь-1989" [Zetsuai-1989], Беттермен в "Беттермен" [Betterman], Ильпалаццио в "Извращенная экспериментальная анимационная Эксель-сага" и, конечно же, Ая в ТВ-сериале "Белый крест" [Weiß Kreuz].
Кстати говоря, последний из вышеупомянутых сериалов создан по идее Коясу. И в настоящее время он не только продолжает играть, но и сам активно участвует в создании и разработке новых проектов.
Как актера, Коясу более всего привлекают роли трагических персонажей, часто становящихся на сторону Зла. Он мастерски умеет передавать "правду" каждого такого персонажа, показывать его духовный путь, привлекать к такому персонажу внимание и сострадание зрителей.
Другое его частое амплуа - персонажи "альтернативной" ориентации (в том числе и в "яой"). Не являясь гомосексуалистом, он, все же, блестяще исполняет эти роли, наполняя жизнью даже, на первый взгляд, совершенно "клишированные" образы.
Мацумото Лэйдзи(настоящее имя - Мацумото Акира; р. 25.01.1938, Куруме, городок неподалеку от Фукуоки) - один из основателей современной романтической и фантастической сёнэн-манги.
Впервые его работы были опубликованы в 1953 году, когда ему было всего 15 лет. Это была манга "Путешествие пчелки" [Mitsubachi no Bouken], выигравшая конкурс журнала "Manga Shounen".
В дальнейшем он продолжительное время занимался созданием манги для девушек, не добившись, впрочем, в этом жанре значительных успехов. Именно тогда он придумал псевдоним "Лэйдзи" (более правильно - Reiji, но он предпочитает писать через "L") - "Воин Ноль". Влияние сёдзё-стилистики хорошо заметно на более поздних работах Мацумото.
Его первой научно-фантастической мангой стала манга "Сексароид" [Sexaroid] (1968), а его первой заметной работой - манга "Я -мужчина" [Otoko Oidon] (1970) о похождениях молодого студента.
По-настоящему он стал известен в 1974 году, когда началась публикация его манги "Космический крейсер Ямато" [Uchuu Senkan Yamato] (1974-1980), в том же году экранизированной. За ней последовали сериалы "Космический пират капитан Харлок" [Uchuu Kaizoku Captain Harlock] (1977-1980), "Галактический экспресс 999" [Ginga Tetsudou 999] (1977-), "Королева Тысячелетия" [Sennin Jo-ou] и некоторые другие. Большая часть из них были экранизированы. Также было экранизировано несколько из его коротких манга-рассказов из сборника "За штурвалом" [The Cockpit] (1973-).
В настоящее время он занимается исследованием возможностей современных компьютерных технологий и думает о продолжении своих старых сериалов в 3D-графике.
В 2001 году Мацумото и режиссер Такэноути Кадзухиса начал выпускать анимационные видеоклипы на композиции с альбома "Discovery" французской группы электронной музыки "Daft Punk". Вместе они составили полнометражный аниме-фильм "Интерстелла 5555" [Interstella 5555: The 5tory of the 5ecret 5tar 5ystem] (2003).
Более всего Мацумото известен как создатель космических эпосов, активно использующих огромные корабли необычных конструкций. Художественный мир Мацумото находился под сильным влиянием позднего романтизма, что придавало его произведениям особую привлекательность для молодежи, причем не только для юношей, но и для девушек. Также на его творчество существенно влияли переживания, связанные с военными лишениями и капитуляцией Японии в годы его детства.
Вероятно, из всех крупных создателей манги и аниме именно Мацумото переживал поражение в войне наиболее остро (он родился в семье офицера японских ВВС). Не принимая формы радикального национализма или реваншизма, эти чувства становились для него и оправданием борьбы со злом и осуждением всех форм политического насилия.
Миядзаки Хаяо (р. 5.01.1941, Токио) - один из крупнейших режиссеров в истории аниме.
В годы войны отец Миядзаки владел небольшой фирмой, в которой изготавливались элементы хвостового оперения знаменитых истребителей серии A6M (американское название - "Zero") корпорации "Мицубиси". Поэтому с детства мальчик бредил авиацией и обожал все летающее.
Военные поставки были в Японии очень выгодным делом. Поэтому после войны семья Миядзаки не бедствовала, в отличие от многих и многих их соседей и соотечественников. Возникший в результате комплекс вины позднее привел Миядзаки к социалистическим идеям.
Увиденный Миядзаки в 1958 году первый японский полнометражный аниме-фильм "Легенда о Белой Змее" [Hakujaden] перевернул всю его жизнь. Молодой человек, и до этого проявлявший склонность к рисованию, загорелся анимацией. Он также пробовал свои силы в создании манги, но его первые опыты юношу совершенно не удовлетворили.
В 1963 году Миядзаки начал работать аниматором в "Toei Douga". Первым фильмом, в котором он работал фазовщиком, был полнометражный фильм "Верные слуги-псы" [Wan Wan Chuushingura] (1963), "животная" экранизация классического сюжета о 47 самураях, отомстивших за своего хозяина. Режиссером этого фильма был Сиракава Дайсаку.
Однако по-настоящему свой талант Миядзаки удалось проявить в фильме "Космические путешествия Гулливера" [Gulliver no Uchuu Ryokou] (1965), режиссером которого был Курода Масэо. Миядзаки все еще работал фазовщиком, однако он предложил несколько изменений в сценарий фильма и возглавил работу по анимированию измененных им сцен. Талантливого аниматора заметило начальство и начало поручать ему все более ответственные задания.
Огромный вклад в обучение и продвижение по службе молодого аниматора внес видный аниматор и художник Мори Ясудзи, ставший учителем для целого поколения молодежи "Toei Douga".
Во время работы в "Toei Douga" Миядзаки познакомился и подружился с Такахатой Исао. Вместе они создали и возглавили (Миядзаки был председателем, а Такахата - вице-председателем) профсоюз молодых аниматоров студии "Toei Douga" и добивались повышения зарплаты и различных социальных льгот. В те времена Миядзаки разделял многие марксистские идеи, хотя и никогда не был коммунистом.
Политическая и профсоюзная борьба принесла Миядзаки и Такахате множество проблем. Так, их первый совместный полнометражный фильм "Похождения солнечного принца Холса" [Taiyo no Ouji Horus no Daibouken] (1968), режиссером которого был Такахата, главным раскадровщиком - Миядзаки, а ведущим художником - Мори, был снят с проката руководством "Toei Douga" через десять дней после выхода на экраны. После этого начальство обвинило Такахату в "коммерческом провале фильма", понизило его в должности и создало обоим друзьям и их коллегам совершенно невыносимые условия работы.
Тем не менее, Миядзаки продолжал работать. Так, он принял участие (в качестве раскадровщика) в создании полнометражных фильмов "Кот в сапогах" [Nagagutsu wo Haita Neko] (1969) режиссера Ябуки Кимио и "Корабль-призрак" [Sora Tobu Yureisen] (1969) и "Животные на Острове Сокровищ" [Doubutsu Takarajima] (1971) режиссера Икэды Хироси. В лучших фрагментах этих фильмов легко различима рука и дизайны Миядзаки.
В 1969 году Миядзаки под псевдонимом Акицу Сабуро опубликовал в газете "Shounen Shoujo Shinbun" свою первую мангу "Люди пустыни" [Sabaku no Tami]. Однако в те годы его опыты с мангой продолжения не получили.
В 1971 году Миядзаки и Такахата, а также их коллега Отабэ Ёити создали собственную студию, которая получила название "A Pro". Их мечтой была экранизация классической книги Астрид Линдгрен "Пеппи Длинныйчулок", однако этот проект провалился, так как обладатели прав на книгу не дали согласия на аниме-экранизацию.
В конце концов неудавшиеся "бизнесмены" перешли на работу на студию "TMS", где начали работать над ТВ-сериалом "Люпен III" [Lupin III] (1971-1972), режиссерами которого и стали Такахата и Миядзаки. Во время работы над этим сериалом они познакомились со своим будущим другом и коллегой Кондо Ёсифуми.
В 1972 году Миядзаки написал сценарий для короткометражного фильма "Большая панда и маленькая панда" [Pandakopanda], режиссером которого стал Такахата. Этот небольшой, но весьма популярный фильм вышел на волне "панда-бума" в Японии начала 1970-х. Связан этот бум был с появлением в токийском зоопарке двух панд, специально привезенных из Китая.
В 1973 году Миядзаки и Такахата перешли на работу на студию "Zuiyo Enterprise", которая позднее была переименована в "Nippon Animation". Здесь они приняли участие в создании нескольких ТВ-сериалов - экранизаций американской и европейской детской классики. Их первой значительной работой на новом месте стал ТВ-сериал "Хейди - девочка Альп" [Alps no Shoujo Heidi] (1974). Такахата был его режиссером, а Миядзаки - ведущим дизайнером.
В 1978 году Миядзаки наконец-то представился случай проявить себя на "Nippon Animation" в качестве самостоятельного режиссера. Он написал сценарий и поставил свой первый ТВ-сериал "Конан - мальчик из будущего" [Mirai Shonen Conan] (1978), созданный по мотивам книги Александра Кэя "Невероятный прилив" [The Incredible Tide]. При этом он использовал только образ мира, описанный в книге, а также несколько персонажей из нее - сюжет он полностью переработал.
В 1979 году Миядзаки вернулся на студию "TMS", чтобы поставить свой первый самостоятельный полнометражный фильм "Люпен III: Замок Калиостро" [Lupin III: Cagliostro no Shiro], многие годы называвшийся лучшим аниме в истории Японии.
После всех этих свершений Миядзаки вернулся к своей старой мечте о карьере мангаки. В 1982 году журнал "Animage" начал публикацию манги Миядзаки "Навсикая из Долины Ветров" [Kaze no Tani no Nausicaa] (1982-1994).
Владелец "Animage", компания "Tokuma Shoten", предложила Миядзаки экранизировать "Навсикаю из Долины Ветров". Согласившись на это предложение, Миядзаки привлек Такахату в качестве продюсера и нанял студию "Topcraft", ранее работавшую как субподрядчик американской студии "Rankin-Bass".
В 1984 году фильм вышел на экраны и стал сенсацией в мире аниме. Успех вдохновил Миядзаки, и в 1985 году для создания своего следующего фильма они с Такахатой основали студию "Studio Ghibli".
За время работы в "Studio Ghibli" Миядзаки как режиссер снял: "Небесный замок Лапута", "Наш сосед Тоторо", "Ведьмина служба доставки", "Порко Россо" и видеоклип на песню J-POP группы "Chage&Aska" "На старт!" [On Your Mark] (1995).
В 1997 году, после выхода очередного шедевра "Принцесса-мононокэ" Миядзаки объявил о своем уходе из коммерческой анимации и студии "Studio Ghibli". Он заявил, что собирается заняться экспериментальными некоммерческими анимационными проектами.
Однако коммерческая анимация оказалась слишком сильным "наркотиком", чтобы от нее можно было так просто отказаться. Поэтому в 2001 году Миядзаки выпустил новый полнометражный фильм "Сэн и Тихиро, унесенные духами" [Sen to Chihiro no Kamikakushi].
Параллельно работе на студии "Studio Ghibli" Миядзаки продолжал публиковаться как мангака. Так, его манга "Эпоха гидропланов" [Hikoutei Jidai] (1990) послужила основой сценария "Порко Россо".
Миядзаки - художник поколения "шестидесятников", при этом режиссер семейных фильмов. Поэтому в его творчестве важнейшую роль играют гуманистические и общечеловеческие идеи, в том числе и концепция экологии. При этом Миядзаки умеет не опошлить эти идеи, не свести их к констатации очевидностей, а аниме - к их пересказу. Миядзаки умеет построить захватывающую зрителей историю, как правило, не очень привязанную к японской культуре, а потому интересную не только в Японии, но и за ее пределами.
Миядзаки очень любит полеты и всякие летательные устройства, поэтому они присутствуют в каждом его фильме. Графику фильмов Миядзаки отличает большая точность, выверенность и реалистичность, особое внимание уделяется проработке пейзажей и ландшафтов.
Мори Ясудзи (25.01.1925, Тоттори - 02.09.1992, Токио) - один из классиков и создателей современной японской анимации.
Вырос Мори на Тайване. В юности, попав в оккупацию, он много смотрел американские мультфильмы и мечтал сам стать аниматором.
В конце 1940-х Мори пришел на студию "Nippon Douga", которой руководили классики ранней японской анимации Масаока Кэндзо и Ямамото Санаэ. Первым фильмом в его карьере стал "Котенок Тора и невеста" [Tora-chan to Hanayome] (1948), над которым он работал в качестве заливщика.
Первой его работой в качестве аниматора стал 13-минутный фильм "Господин Поппоя - беззаботный станционный смотритель" [Poppoya-san Nonki Ekichou] (1949) режиссера Кумагавы Масао. На всякий случай напомню, что вся японская анимация того времени была черно-белой.
За "Господином Поппоей" последовало еще одно короткое аниме - "Гном и гусеница" [Kobito to Aomushi] (1950) режиссера Фурусавы Хидэо. Следующие три года студия "Nippon Douga" переживала организационные трудности, и Мори на время перешел на работу в универмаг "Seibu", для которого он рисовал постеры. В это же время начинается сотрудничество Мори с издательствами детской литературы и журналом "Manga Shounen", для которых он всю оставшуюся жизнь рисовал иллюстрации.
В 1953 году Мори возвращается на студию "Nichidou Eigasha" (новое название "Nippon Douga") и вместе Ябуситой Тайдзи снимает свой первый мультфильм как режиссер - "Повесть о зайчике" [Kousagi Monogatari] (1954). Для фильма "Черный дятел и белый дятел" [Kuroi Kikori to Shiroi Kikori] (1956) все того же Ябуситы Мори пишет сценарий. Но ни режиссура, ни написание сценариев по-настоящему Мори не привлекали. Его стезей навсегда остались анимация, рисование и дизайн персонажей.
В 1956 году студия "Nichidou Eigasha" становится анимационным подразделением студии "Toei" - компанией "Toei Douga". Мори становится одним из ее ведущих аниматоров и осваивает технику цветной анимации. Вместе с другими Мори создает такие полнометражные аниме, как "Легенда о Белой Змее" [Hakujaden] (1958), "Юный Сарутоби Сасукэ" [Shounen Sarutobi Sasuke] (1959), "Путешествие на Запад" [Saiyuki] (1960).
Во время производства фильма "Непослушный принц и восьмиглавый дракон" [Wanpaku Ouji no Orochi Taiji] (1963) режиссера Сэрикавы Юго Мори фактически создал профессию режиссера-аниматора (энсюцу) - технического организатора и контролера процесса создания анимации.
В "Toei Douga" Мори воспитал целую плеяду будущих классиков японской анимации, из которых более всего прославились Миядзаки Хаяо, Такахата Исао и Сугии Гисабуро. Именно Мори помог Такахате и Миядзаки "пробить" через начальство их первый совместный проект - полнометражный фильм "Похождения солнечного принца Холса" [Taiyo no Ouji Horus no Daibouken] (1968). В благодарность уже после смерти Мори Миядзаки стал редактором одного из собраний его рисунков.
Отдельно стоит отметить работу Мори в качестве дизайнера персонажей и режиссера-постановщика над фильмом режиссера Ябуки Кимио "Кот в сапогах" [Nagagutsu wo Haita Neko] (1969). Главный герой этого фильма стал символом студии "Toei Douga".
В 1973 году Мори перешел на студию "Nippon Animation" и начал работать над телевизионными сериалами в качестве дизайнера персонажей и ведущего аниматора. Именно на это время приходится значительное усложнение и усовершенствование его графического стиля.
Самыми известными из его работ на студии "Nippon Animation" стали ТВ-сериалы "Хейди - девочка Альп" [Alps no Shoujo Heidi] (1974) Такахаты, "Пес Фландерсов" [Flanders no Inu] (1975) режиссера Куроды Ёсио и "Театр шедевров братьев Гримм" [Grimm Meisaku Gekijou] (1987-1988).
После "Театра шедевров братьев Гримм" Мори больше не работал в анимации. Тем не менее, до самой своей смерти он продолжал дружить со всеми своими коллегами и иллюстрировать детские журналы и книги.
Мори принадлежит к числу "малоизвестных классиков". Хотя на родине его до сих пор помнят и чтут, за рубежом его знают плохо, хотя и видели многие его работы. Дело в том, что детская анимация, которой Мори никогда не изменял, не считается сильной стороной аниме.
Однако Мори всегда знал, что взрослые и подростки вырастают из детей, и для них тоже нужна анимация - умная, добрая и красивая. Не гонясь ни за славой, ни за почестями, ни за руководящими должностями, Мори все равно стал одним из тех, без кого аниме никогда бы не стало таким, каким оно есть сейчас. А для потомков остались его прекрасные сказки: и японские, и зарубежные.
Кондо Ёсифуми (Kondou Yoshifumi)
You must be registered for see images attach
Кондо Ёсифуми (31.03.1950, префектура Ниигата - 21.01.1998, Токио) - аниматор, художник и дизайнер, ближайший сподвижник Миядзаки Хаяо и Такахаты Исао.
Первой работой Кондо как художника и аниматора был ТВ-сериал "Звезда Гигантов" [Kyojin no Hoshi] (1968-1971) студии "TMS".
Уже следующая работа Кондо свела его с Миядзаки и Такахатой. Это был их совместный сериал "Люпен III" [Lupin III] (1971-1972), созданный студией "TMS".
В дальнейшем Кондо перешел на работу на студию "Nippon Animation" в качестве главного аниматора, дизайнера и художника. Время от времени он принимал участие и в проектах Миядзаки и Такахаты. На студии "Studio Ghibli" Кондо оказался только в 1988 году, когда принял участие в создании фильма Такахаты "Могила светлячков".
С этого времени Кондо становится одним из самых уважаемых сотрудников студии и принимает участие во всех ее проектах. Его первой режиссерской работой стал небольшой коммерческий ролик "Небесно-голубое семя" [Sorairo no Tane] (1992).
Наконец, в 1995 году Кондо доверили режиссуру большого проекта - полнометражного фильма "Шепот сердца". Его сценарий, впрочем, все равно написал Миядзаки. Это был первый фильм студии "Studio Ghibli", использовавший компьютерную графику.
Фильм Миядзаки "Принцесса-мононокэ" стал последней работой Кондо.
Личные достижения Кондо волею судьбы оказались в тени его более известных коллег. Печально, что о творцах "второго эшелона" и о том, что они значили для шедевров классиков, вспоминают только тогда, когда они умирают.
Коясу Такэхито (Koyasu Takehito)
You must be registered for see images attach
Коясу Такэхито (р. 5.05.1967, Иокогама) - один из известнейших японских голосовых актёров.
В раннем детстве и в младшей школе Коясу был почти примерным ребенком, отлично играл в бейсбол и преуспевал в учебе. Однако, тяжело пережив смерть отца, он основательно запустил учебу в средней школе, шатаясь вместе с друзьями по городу и часто заходя в кино, где он и заинтересовался искусством голосовой игры (хотя никогда не был особенным отаку).
Из-за низких оценок на переходных экзаменах он попал в "техническую" старшую школу (аналог наших бывших ПТУ), где серьезно оценил свои дальнейшие неутешительные переспективы и "взялся за ум". Закончив старшую школу, он поступил на курсы голосовых актеров, и смог преуспеть на этом поприще.
Свою первую роль он сыграл в ТВ-сериале "Три мушкетера - аниме" [Anime Sanjushi] (1987-1989). Это была небольшая роль жениха Арамис (да, в этой версии Арамис была девушкой). В дальнейшем его основными ролями стали роли злодеев и серцеедов-красавчиков. Первой ролью, имевшей определенный резонанс, для него стала роль Снусмумрика в ТВ-сериале "Счастливое семейство Муми-троллей" [Tanoshii Muuminke] (1990).
Также из его значительных ролей стоит отметить: Рюдзи в "ДНК2", Хотохори в "Таинственная игра", Сэй Эррэй в "Ленточка Химэ", Абарацубо в "Клуб любителей магии", Москитон в "Господин Москитон" [Master Mosquiton], Гамлин в "Макросс 7", Аоба в "Евангелион нового поколения", Дайсукэ в "Рамма 1/2", Ханагата в "Воины-марионетки Джей", Тога в "Юная революционерка Утэна", Резо в "Рубаки", Сакурадзука Сэйсиро в "Токио-Вавилон" [Tokyo Babylon], Такуто в "Обреченная любовь-1989" [Zetsuai-1989], Беттермен в "Беттермен" [Betterman], Ильпалаццио в "Извращенная экспериментальная анимационная Эксель-сага" и, конечно же, Ая в ТВ-сериале "Белый крест" [Weiß Kreuz].
Кстати говоря, последний из вышеупомянутых сериалов создан по идее Коясу. И в настоящее время он не только продолжает играть, но и сам активно участвует в создании и разработке новых проектов.
Как актера, Коясу более всего привлекают роли трагических персонажей, часто становящихся на сторону Зла. Он мастерски умеет передавать "правду" каждого такого персонажа, показывать его духовный путь, привлекать к такому персонажу внимание и сострадание зрителей.
Другое его частое амплуа - персонажи "альтернативной" ориентации (в том числе и в "яой"). Не являясь гомосексуалистом, он, все же, блестяще исполняет эти роли, наполняя жизнью даже, на первый взгляд, совершенно "клишированные" образы.
Мацумото Лэйдзи (Matsumoto Leiji)
You must be registered for see images attach
Мацумото Лэйдзи(настоящее имя - Мацумото Акира; р. 25.01.1938, Куруме, городок неподалеку от Фукуоки) - один из основателей современной романтической и фантастической сёнэн-манги.
Впервые его работы были опубликованы в 1953 году, когда ему было всего 15 лет. Это была манга "Путешествие пчелки" [Mitsubachi no Bouken], выигравшая конкурс журнала "Manga Shounen".
В дальнейшем он продолжительное время занимался созданием манги для девушек, не добившись, впрочем, в этом жанре значительных успехов. Именно тогда он придумал псевдоним "Лэйдзи" (более правильно - Reiji, но он предпочитает писать через "L") - "Воин Ноль". Влияние сёдзё-стилистики хорошо заметно на более поздних работах Мацумото.
Его первой научно-фантастической мангой стала манга "Сексароид" [Sexaroid] (1968), а его первой заметной работой - манга "Я -мужчина" [Otoko Oidon] (1970) о похождениях молодого студента.
По-настоящему он стал известен в 1974 году, когда началась публикация его манги "Космический крейсер Ямато" [Uchuu Senkan Yamato] (1974-1980), в том же году экранизированной. За ней последовали сериалы "Космический пират капитан Харлок" [Uchuu Kaizoku Captain Harlock] (1977-1980), "Галактический экспресс 999" [Ginga Tetsudou 999] (1977-), "Королева Тысячелетия" [Sennin Jo-ou] и некоторые другие. Большая часть из них были экранизированы. Также было экранизировано несколько из его коротких манга-рассказов из сборника "За штурвалом" [The Cockpit] (1973-).
В настоящее время он занимается исследованием возможностей современных компьютерных технологий и думает о продолжении своих старых сериалов в 3D-графике.
В 2001 году Мацумото и режиссер Такэноути Кадзухиса начал выпускать анимационные видеоклипы на композиции с альбома "Discovery" французской группы электронной музыки "Daft Punk". Вместе они составили полнометражный аниме-фильм "Интерстелла 5555" [Interstella 5555: The 5tory of the 5ecret 5tar 5ystem] (2003).
Более всего Мацумото известен как создатель космических эпосов, активно использующих огромные корабли необычных конструкций. Художественный мир Мацумото находился под сильным влиянием позднего романтизма, что придавало его произведениям особую привлекательность для молодежи, причем не только для юношей, но и для девушек. Также на его творчество существенно влияли переживания, связанные с военными лишениями и капитуляцией Японии в годы его детства.
Вероятно, из всех крупных создателей манги и аниме именно Мацумото переживал поражение в войне наиболее остро (он родился в семье офицера японских ВВС). Не принимая формы радикального национализма или реваншизма, эти чувства становились для него и оправданием борьбы со злом и осуждением всех форм политического насилия.
Миядзаки Хаяо (Miyazaki Hayao)
You must be registered for see images attach
Миядзаки Хаяо (р. 5.01.1941, Токио) - один из крупнейших режиссеров в истории аниме.
В годы войны отец Миядзаки владел небольшой фирмой, в которой изготавливались элементы хвостового оперения знаменитых истребителей серии A6M (американское название - "Zero") корпорации "Мицубиси". Поэтому с детства мальчик бредил авиацией и обожал все летающее.
Военные поставки были в Японии очень выгодным делом. Поэтому после войны семья Миядзаки не бедствовала, в отличие от многих и многих их соседей и соотечественников. Возникший в результате комплекс вины позднее привел Миядзаки к социалистическим идеям.
Увиденный Миядзаки в 1958 году первый японский полнометражный аниме-фильм "Легенда о Белой Змее" [Hakujaden] перевернул всю его жизнь. Молодой человек, и до этого проявлявший склонность к рисованию, загорелся анимацией. Он также пробовал свои силы в создании манги, но его первые опыты юношу совершенно не удовлетворили.
В 1963 году Миядзаки начал работать аниматором в "Toei Douga". Первым фильмом, в котором он работал фазовщиком, был полнометражный фильм "Верные слуги-псы" [Wan Wan Chuushingura] (1963), "животная" экранизация классического сюжета о 47 самураях, отомстивших за своего хозяина. Режиссером этого фильма был Сиракава Дайсаку.
Однако по-настоящему свой талант Миядзаки удалось проявить в фильме "Космические путешествия Гулливера" [Gulliver no Uchuu Ryokou] (1965), режиссером которого был Курода Масэо. Миядзаки все еще работал фазовщиком, однако он предложил несколько изменений в сценарий фильма и возглавил работу по анимированию измененных им сцен. Талантливого аниматора заметило начальство и начало поручать ему все более ответственные задания.
Огромный вклад в обучение и продвижение по службе молодого аниматора внес видный аниматор и художник Мори Ясудзи, ставший учителем для целого поколения молодежи "Toei Douga".
Во время работы в "Toei Douga" Миядзаки познакомился и подружился с Такахатой Исао. Вместе они создали и возглавили (Миядзаки был председателем, а Такахата - вице-председателем) профсоюз молодых аниматоров студии "Toei Douga" и добивались повышения зарплаты и различных социальных льгот. В те времена Миядзаки разделял многие марксистские идеи, хотя и никогда не был коммунистом.
Политическая и профсоюзная борьба принесла Миядзаки и Такахате множество проблем. Так, их первый совместный полнометражный фильм "Похождения солнечного принца Холса" [Taiyo no Ouji Horus no Daibouken] (1968), режиссером которого был Такахата, главным раскадровщиком - Миядзаки, а ведущим художником - Мори, был снят с проката руководством "Toei Douga" через десять дней после выхода на экраны. После этого начальство обвинило Такахату в "коммерческом провале фильма", понизило его в должности и создало обоим друзьям и их коллегам совершенно невыносимые условия работы.
Тем не менее, Миядзаки продолжал работать. Так, он принял участие (в качестве раскадровщика) в создании полнометражных фильмов "Кот в сапогах" [Nagagutsu wo Haita Neko] (1969) режиссера Ябуки Кимио и "Корабль-призрак" [Sora Tobu Yureisen] (1969) и "Животные на Острове Сокровищ" [Doubutsu Takarajima] (1971) режиссера Икэды Хироси. В лучших фрагментах этих фильмов легко различима рука и дизайны Миядзаки.
В 1969 году Миядзаки под псевдонимом Акицу Сабуро опубликовал в газете "Shounen Shoujo Shinbun" свою первую мангу "Люди пустыни" [Sabaku no Tami]. Однако в те годы его опыты с мангой продолжения не получили.
В 1971 году Миядзаки и Такахата, а также их коллега Отабэ Ёити создали собственную студию, которая получила название "A Pro". Их мечтой была экранизация классической книги Астрид Линдгрен "Пеппи Длинныйчулок", однако этот проект провалился, так как обладатели прав на книгу не дали согласия на аниме-экранизацию.
В конце концов неудавшиеся "бизнесмены" перешли на работу на студию "TMS", где начали работать над ТВ-сериалом "Люпен III" [Lupin III] (1971-1972), режиссерами которого и стали Такахата и Миядзаки. Во время работы над этим сериалом они познакомились со своим будущим другом и коллегой Кондо Ёсифуми.
В 1972 году Миядзаки написал сценарий для короткометражного фильма "Большая панда и маленькая панда" [Pandakopanda], режиссером которого стал Такахата. Этот небольшой, но весьма популярный фильм вышел на волне "панда-бума" в Японии начала 1970-х. Связан этот бум был с появлением в токийском зоопарке двух панд, специально привезенных из Китая.
В 1973 году Миядзаки и Такахата перешли на работу на студию "Zuiyo Enterprise", которая позднее была переименована в "Nippon Animation". Здесь они приняли участие в создании нескольких ТВ-сериалов - экранизаций американской и европейской детской классики. Их первой значительной работой на новом месте стал ТВ-сериал "Хейди - девочка Альп" [Alps no Shoujo Heidi] (1974). Такахата был его режиссером, а Миядзаки - ведущим дизайнером.
В 1978 году Миядзаки наконец-то представился случай проявить себя на "Nippon Animation" в качестве самостоятельного режиссера. Он написал сценарий и поставил свой первый ТВ-сериал "Конан - мальчик из будущего" [Mirai Shonen Conan] (1978), созданный по мотивам книги Александра Кэя "Невероятный прилив" [The Incredible Tide]. При этом он использовал только образ мира, описанный в книге, а также несколько персонажей из нее - сюжет он полностью переработал.
В 1979 году Миядзаки вернулся на студию "TMS", чтобы поставить свой первый самостоятельный полнометражный фильм "Люпен III: Замок Калиостро" [Lupin III: Cagliostro no Shiro], многие годы называвшийся лучшим аниме в истории Японии.
После всех этих свершений Миядзаки вернулся к своей старой мечте о карьере мангаки. В 1982 году журнал "Animage" начал публикацию манги Миядзаки "Навсикая из Долины Ветров" [Kaze no Tani no Nausicaa] (1982-1994).
Владелец "Animage", компания "Tokuma Shoten", предложила Миядзаки экранизировать "Навсикаю из Долины Ветров". Согласившись на это предложение, Миядзаки привлек Такахату в качестве продюсера и нанял студию "Topcraft", ранее работавшую как субподрядчик американской студии "Rankin-Bass".
В 1984 году фильм вышел на экраны и стал сенсацией в мире аниме. Успех вдохновил Миядзаки, и в 1985 году для создания своего следующего фильма они с Такахатой основали студию "Studio Ghibli".
За время работы в "Studio Ghibli" Миядзаки как режиссер снял: "Небесный замок Лапута", "Наш сосед Тоторо", "Ведьмина служба доставки", "Порко Россо" и видеоклип на песню J-POP группы "Chage&Aska" "На старт!" [On Your Mark] (1995).
В 1997 году, после выхода очередного шедевра "Принцесса-мононокэ" Миядзаки объявил о своем уходе из коммерческой анимации и студии "Studio Ghibli". Он заявил, что собирается заняться экспериментальными некоммерческими анимационными проектами.
Однако коммерческая анимация оказалась слишком сильным "наркотиком", чтобы от нее можно было так просто отказаться. Поэтому в 2001 году Миядзаки выпустил новый полнометражный фильм "Сэн и Тихиро, унесенные духами" [Sen to Chihiro no Kamikakushi].
Параллельно работе на студии "Studio Ghibli" Миядзаки продолжал публиковаться как мангака. Так, его манга "Эпоха гидропланов" [Hikoutei Jidai] (1990) послужила основой сценария "Порко Россо".
Миядзаки - художник поколения "шестидесятников", при этом режиссер семейных фильмов. Поэтому в его творчестве важнейшую роль играют гуманистические и общечеловеческие идеи, в том числе и концепция экологии. При этом Миядзаки умеет не опошлить эти идеи, не свести их к констатации очевидностей, а аниме - к их пересказу. Миядзаки умеет построить захватывающую зрителей историю, как правило, не очень привязанную к японской культуре, а потому интересную не только в Японии, но и за ее пределами.
Миядзаки очень любит полеты и всякие летательные устройства, поэтому они присутствуют в каждом его фильме. Графику фильмов Миядзаки отличает большая точность, выверенность и реалистичность, особое внимание уделяется проработке пейзажей и ландшафтов.
Мори Ясудзи (Mori Yasuji)
You must be registered for see images attach
Мори Ясудзи (25.01.1925, Тоттори - 02.09.1992, Токио) - один из классиков и создателей современной японской анимации.
Вырос Мори на Тайване. В юности, попав в оккупацию, он много смотрел американские мультфильмы и мечтал сам стать аниматором.
В конце 1940-х Мори пришел на студию "Nippon Douga", которой руководили классики ранней японской анимации Масаока Кэндзо и Ямамото Санаэ. Первым фильмом в его карьере стал "Котенок Тора и невеста" [Tora-chan to Hanayome] (1948), над которым он работал в качестве заливщика.
Первой его работой в качестве аниматора стал 13-минутный фильм "Господин Поппоя - беззаботный станционный смотритель" [Poppoya-san Nonki Ekichou] (1949) режиссера Кумагавы Масао. На всякий случай напомню, что вся японская анимация того времени была черно-белой.
За "Господином Поппоей" последовало еще одно короткое аниме - "Гном и гусеница" [Kobito to Aomushi] (1950) режиссера Фурусавы Хидэо. Следующие три года студия "Nippon Douga" переживала организационные трудности, и Мори на время перешел на работу в универмаг "Seibu", для которого он рисовал постеры. В это же время начинается сотрудничество Мори с издательствами детской литературы и журналом "Manga Shounen", для которых он всю оставшуюся жизнь рисовал иллюстрации.
В 1953 году Мори возвращается на студию "Nichidou Eigasha" (новое название "Nippon Douga") и вместе Ябуситой Тайдзи снимает свой первый мультфильм как режиссер - "Повесть о зайчике" [Kousagi Monogatari] (1954). Для фильма "Черный дятел и белый дятел" [Kuroi Kikori to Shiroi Kikori] (1956) все того же Ябуситы Мори пишет сценарий. Но ни режиссура, ни написание сценариев по-настоящему Мори не привлекали. Его стезей навсегда остались анимация, рисование и дизайн персонажей.
В 1956 году студия "Nichidou Eigasha" становится анимационным подразделением студии "Toei" - компанией "Toei Douga". Мори становится одним из ее ведущих аниматоров и осваивает технику цветной анимации. Вместе с другими Мори создает такие полнометражные аниме, как "Легенда о Белой Змее" [Hakujaden] (1958), "Юный Сарутоби Сасукэ" [Shounen Sarutobi Sasuke] (1959), "Путешествие на Запад" [Saiyuki] (1960).
Во время производства фильма "Непослушный принц и восьмиглавый дракон" [Wanpaku Ouji no Orochi Taiji] (1963) режиссера Сэрикавы Юго Мори фактически создал профессию режиссера-аниматора (энсюцу) - технического организатора и контролера процесса создания анимации.
В "Toei Douga" Мори воспитал целую плеяду будущих классиков японской анимации, из которых более всего прославились Миядзаки Хаяо, Такахата Исао и Сугии Гисабуро. Именно Мори помог Такахате и Миядзаки "пробить" через начальство их первый совместный проект - полнометражный фильм "Похождения солнечного принца Холса" [Taiyo no Ouji Horus no Daibouken] (1968). В благодарность уже после смерти Мори Миядзаки стал редактором одного из собраний его рисунков.
Отдельно стоит отметить работу Мори в качестве дизайнера персонажей и режиссера-постановщика над фильмом режиссера Ябуки Кимио "Кот в сапогах" [Nagagutsu wo Haita Neko] (1969). Главный герой этого фильма стал символом студии "Toei Douga".
В 1973 году Мори перешел на студию "Nippon Animation" и начал работать над телевизионными сериалами в качестве дизайнера персонажей и ведущего аниматора. Именно на это время приходится значительное усложнение и усовершенствование его графического стиля.
Самыми известными из его работ на студии "Nippon Animation" стали ТВ-сериалы "Хейди - девочка Альп" [Alps no Shoujo Heidi] (1974) Такахаты, "Пес Фландерсов" [Flanders no Inu] (1975) режиссера Куроды Ёсио и "Театр шедевров братьев Гримм" [Grimm Meisaku Gekijou] (1987-1988).
После "Театра шедевров братьев Гримм" Мори больше не работал в анимации. Тем не менее, до самой своей смерти он продолжал дружить со всеми своими коллегами и иллюстрировать детские журналы и книги.
Мори принадлежит к числу "малоизвестных классиков". Хотя на родине его до сих пор помнят и чтут, за рубежом его знают плохо, хотя и видели многие его работы. Дело в том, что детская анимация, которой Мори никогда не изменял, не считается сильной стороной аниме.
Однако Мори всегда знал, что взрослые и подростки вырастают из детей, и для них тоже нужна анимация - умная, добрая и красивая. Не гонясь ни за славой, ни за почестями, ни за руководящими должностями, Мори все равно стал одним из тех, без кого аниме никогда бы не стало таким, каким оно есть сейчас. А для потомков остались его прекрасные сказки: и японские, и зарубежные.