Собственникам Сумских маршруток закон не писан. Теперь они хотят возить Сумчан по 4 гривны.
Источник:
You must be registered for see links
Автор: Виталий Моисеенко.
У местных властей есть три основных источника коррупционных доходов: выделение земельных участков для строительства, услуги ЖКХ и маршрутки. Причем именно маршрутки составляют основную долю этих коррупционных доходов. И Сумы в данном случае не исключение.
В июне 2014 года Сумские перевозчики разразились очередным бунтом с требованием повышения стоимости проезда в маршрутных такси с 2 до 4 гривен. Причем, на вооружение была взята старая тактика не выхода на маршрут, которая удачно была опробована в 2008 – 2009 годах. Эти действия фактически привели к тому, что люди, которым нужно добираться на работу были взяты фактически в заложники кучкой бизнесменов-террористов, которые использовали простых Сумчан для давления на власть с требованием необоснованного увеличения своих доходов.
Меня не удивляет бездействие по этому факту транспортной инспекции, потому что она давно находится на содержании у перевозчиков, о чем я писал еще в прошлом году. Меня больше удивило то, как отреагировали городские службы, которые вместо того, чтобы составить акты по каждому маршруту и начать процедуру расторжения договоров, заняли стандартную позицию бездействия. Более того, было фактически предложено перевозчикам узаконить новый тариф и сделать проект решения о повышении стоимости проезда. Если конечно это предложение не из разряда – Всем боярам-перевозчикам указываем всякие дела записывать и своею рукою подписывать, что зело нужно, надобно и без того отнюдь никакого дела не определяли, ибо сим всякого дурость явлена будет и на деньгу алчная ненасытность видна.
Если 29 апреля 2014 года перевозчики требовали тариф в размере 3 гривны, то 2 июня, требования выросли уже до 4 гривен. У меня нет сомнений, что в данном случае никто не собирался повышать стоимость проезда до 4 гривен, это психологическое давление Сумчан. На самом деле, приблизительно через месяц исполком просто объявит Сумчанам, что он отстоял их права и заставил перевозчиков уступить и повысить стоимость проезда только до 3 гривен.
Ключевой вопрос насколько обоснованно даже повышение стоимости проезда не только до 4, но даже до 3 гривен. Перевозчики утверждают, что существенно изменилась стоимость топлива и другие затраты. Давайте проанализируем, так ли это. В сентябре 2011 года был проведен конкурс, где все сегодняшние перевозчики взяли на себя обязательство перевозить пассажиров по тарифу в размере 2 гривны и не повышать его без согласования с исполкомом Сумского городского совета. Тогда всех устраивал тариф, более того, практически все перевозчики вложили миллионы в закупку нового транспорта под этот тариф. Так что точкой отсчета мы должны брать именно сентябрь 2011 года.
По состоянию на сентябрь 2011 года, стоимость газа на котором ездят практически все маршрутки составила - 6,5 гривен за 1 л., по состоянию на июнь 2014 – 7,1 гривен за 1 л. Итак, повышение затрат на топливо составило около 10%, при том, оно составляет 70% затрат перевозчиков. За рейс (от конечной до конечной) одна маршрутка, согласно предоставленных расчетов расходует в среднем 2,1 литра газа, что эквивалентно 14,5 гривнам и окупается при перевозке всего 8 пассажиров.
Стоимость топлива в расчетах перевозчиков – это около 70% общих затрат, так что 12 пассажиров за рейс выводят маршрутку в прибыль. 12 пассажиров – это наполненность салона РУТЫ приблизительно на 50%, при условии, что все пассажиры будут ехать от конечной до конечной. Однако пассажиры едут не всю протяженность маршрута, а в среднем 3-4 км., поэтому при перевозке 12 пассажиров за рейс, средняя заполненность салона маршрутки составит 5 человек или меньше 25%.
You must be registered for see links
Кто-нибудь, знает хоть один маршрут с такой наполненностью?
Если анализировать расчеты перевозчиков, то получается, что при тарифе в 2 гривны они ежегодные имеют убытки от 500 тысяч до 12 миллионов гривен, но даже повышение тарифа до 3 гривен кардинально не меняет ситуацию, все перевозчики продолжают работать в убыток, а крупнейшие перевозчики будут иметь от 3 до 6 миллионов гривен убытков ежегодно. Если верить расчетам перевозчиков, то с сентября 2011 по июнь 2014 года, они уже должны были суммарно понести около 100 миллионов гривен чистых убытков. Прибавим сюда более 100 миллионов гривен, инвестированных перевозчиками в закупку нового транспорта (стоимость одной РУТЫ около 300 тыс. грн.). Если все сложить, то получается, что перевозчики суммарно понесли 200 миллионов чистых убытков.
Может ли 10 предпринимателей, работать 2,5 года, на рынке перевозок в режиме маршрутных такси,
You must be registered for see links
. При этом они инвестировали около 100 миллионов гривен сразу в покупку маршруток и автобусов и продолжали покупать новый транспорт все это время, увеличив общее количество маршруток с сентября 2011 года на 50%. При этом никто из перевозчиков не стал банкротом и не брал кредитов для покрытия своих убытков от экономически необоснованного тарифа. Кто в такие «убытки» может поверить? Лично я в такие фантомные убытки, поверить не могу.
Поэтому, начиная с января 2013 года, я несколько раз обращался с заявлениями к исполкому с требованием затребовать у перевозчиков официальные бухгалтерские и финансовые документы перевозчиков, которые фактически подтверждают их заявленные затраты, убыточность перевозок при тарифе в 2 гривны и фактическое наличие убытков, начиная с сентября 2011 года. Несмотря, на что перевозчики пребывают на упрощенной системе налогообложения, все равно, они обязаны в соответствии с налоговым кодексом, вести официальный учет затрат и сохранять не первичные документы не менее 3 лет. Документами подтверждающими объем затрат и убыточность перевозок являются отчет про финансовый результат и баланс для юридических лиц, а для СПД это книга учета доходов и затрат. Однако, несмотря на то, что вся финансовая и бухгалтерская отчетность, согласно законодательства, не является коммерческой тайной, исполком затребовать у перевозчиков эти сведения отказался.
You must be registered for see links
С учетом июньского бунта перевозчиков, я направил еще одно официальное обращение, теперь уже новому мэру Александру Лысенко с требованием затребовать официальные документы у перевозчиков, которые подтверждают их фактические затраты и убыточность перевозок. Более того, я считаю, что кроме официальных документов нужно еще инициировать официальную проверку налоговой инспекции, которая должна подтвердить, что отчетность перевозчиками велась в строгом соответствии с действующим законодательством и подтверждается первичными документами. Только после получения исполкомом официальных документов и результатов проверки налоговых органов, можно сделать вывод про обоснованность заявленных перевозчиками затрат на перевозки пассажиров.
Очевидно одно, перевозчики панически бояться объективного анализа их затрат и количества перевозимых пассажиров, потому сделают все для сокрытия объективной информации, ведь тогда станет ясно, что все без исключения расчеты, как в части затрат так и количества перевозимых пассажиров были сфальсифицированы и никаких оснований для увеличения тарифа нет. Я абсолютно уверен, что вышеуказанные документы перевозчиками предоставлены никогда не будут, а потому ключевой вопрос, как поведет себя в такой ситуации обновленный исполком Сумского городского совета.
Кроме размера затрат перевозчиков на стоимость проезда влияет второй не менее важный показатель – количество перевозимых пассажиров, которое напрямую определяет размер получаемой выручки. Напомню, что с требованиями повысить стоимость проезда до 3 гривен перевозчики обращались к исполкому в 2009 и 2013 годах. Предоставленные сейчас расчеты о количестве перевозимых пассажиров практически идентичны расчетам 2013 года. Итак, перевозчики заявляют, что перевозят суммарно около 24 миллионов пассажиров.