РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача
обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем – перенести как можно больше пассивных слов в актив.
Игры и упражнения:
Учить подбирать определения и эпитеты – (Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные…);
Узнавать предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? – Береза);
Подбирать действия к предмету – (Ветер, что делает: воет, парус надувает, листья срывает…);
Подбирать предметы к действию - (На небе сверкает землю согревает. Что это? - Солнце);
Подбирать действия к объекту - (Кто или что плавает? Летает? - Рыба, самолет, бабочка, листья);
Подбирать обстоятельства - (Трудиться можно как? - Хорошо, спустя рукава, быстро);
Подбирать синонимы - (Большой, огромный, громадный);
Находить пропущенные слова - (Пришел почтальон, он принес...);
Распространять и дополнять предложения - (Кошки взобрались па дерево. Какое? Зачем?);
Называть составные части целого - (Дерево - ствол, ветки, сучья);
Составлять предложения с определенным словом;
Игра “Наоборот”. Упражнять в названии антонимов (день - ночь, печаль - радость);
Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число,падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь. Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица - цыплята, лошадь - жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе, т.к. это является распространенной ошибкой у малышей;
Отгадывать: “Кто ты?” (в различных житейских обстоятельствах - от дочки, внучки до посетителя);
Длинные - короткие слова (линейность слова можно измерять разведением ладошек в стороны или шагами: пол - парикмахерская);
Сделать длинными, ласковыми имена своих близких, а также клички животных;
Подбирать слова: шить... платье, штопать... носки, завязывать... шнурки, вязать... шарф;
Составлять фразы: срубленный..., бегущий..., висящий..., жуткий..., холодный...;
Придумывать слова, которые оканчиваются на -ок, -ек или начинаются с ва-, за-;
Игра “Бюро находок” (вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы...);
Какой в сказке козел (“Лиса и козел”) - недогадливый, глупый, невнимательный; лиса - рыжая, хитрая, ловкая...; колодец - глубокий, холодный, темный, узкий...;
Про что можно сказать: холодный -..., холодная -..., холодное -...;
Как можно назвать одним словом:
- детей, идущих в школу...;
- людей, лечащих больных...;
- взрослых, перевозящих груз...;
Произносить предложение (“Я пойду в школу”) по-разному: радостно (и почему?), грустно (и почему?), удивленно (и почему?);
Придумывать от слова “лес” много новых, но похожих слов (лесок, о лесе, лесочек, лесовичок...);
Находить антонимы (слова с противоположным значением) в стишке:
Скажу я слово
высоко, а ты ответишь
низко.
Скажу я слово
далеко, а ты ответишь
близко.
Теперь скажу я слово
трус, ответишь
ты храбрец.
Теперь
начало я скажу, ну отвечай…
(конец) ;
Познакомить со словами, которые ничего не значат:
Ложка - это ложка, ложкой суп едят.
Кошка - это кошка, у кошки семь котят.
Тряпка - это тряпка, тряпкой вытру стол,
Шапка - это шапка, оделся и пошел.
А я придумал слово, смешное слово - плим.
Я повторяю снова - плим, плим, плим...
Вот прыгает и скачет - плим, плим, плим.
И ничего не значит - плим, плим, плим.
“Новые слова" - у лисы длинный хвост - как одним словам сказать - длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги - длинноногий;
Придумывать необычные предложения из 2-х слов: “Лиса чирикает”, “Ворона мяукает”;
Заканчивать предложения:
- Миша пошел гулять (когда?)...;
- Мише стало грустно (отчего?)...;
- Миша обрадовался (когда?)...;
Познакомить детей с многозначными словами - у ежа иголки, у елки иголки, швейные иголки (чем похожи ,чем отличаются). Аналогично рассмотреть значение слов коса, ручка и др.