Болонский процесс в Сумах
12.10.2005
* В связи с участием Украины в Болонском процессе, с нового учебного года сумские вузы начали переходить на обучение по кредитно-модульной системе.
С этого учебного года Сумской государственный университет частично переходит на европейскую систему образования, которая предусматривает ряд существенных новшеств. Насколько они окажутся позитивными, пока сказать трудно.
* Как это будет
Внедрять Болонский процесс в СумГУ планируют постепенно. Начали со студентов первого курса мехмата.
Суть нововведения в том, что весь курс учебного предмета разбивается на несколько модулей, сдавая которые студент набирает кредиты по 100-балльной системе.
Считается, что такая система заставляет студентов и преподавателей работать на протяжении всего учебного года. Данные об успеваемости по шкале ECTS (Европейской кредитной трансферной системы) будут прилагаться к диплому. По желанию студентов такие приложения станут выдавать по окончании каждого учебного года.
На первых порах для большего удобства данные об успеваемости по шкале ECTS будут переводиться в привычную 5-балльную систему. Экзамены пока остаются, так что студенты смогут повысить свою оценку, если заработанная в течение семестра их не устраивает.
Кредиты, как условные единицы, определяющие количество полученных знаний и умений, включая самостоятельную работу студентов, сдачу промежуточных и итоговых экзаменов, другие виды учебной деятельности, давно применяются в западноевропейских и американских университетах. Учитывается не только учебная нагрузка, но и участие студента в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т.п.
Благодаря накопительной системе кредитов студент может поступить в университет одной страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения университет или избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период.
Повсеместно этот процесс начнет действовать с 2010 года.
* Пока недовольны, но время покажет
По словам студентов СумГУ, они уже ощутили ряд неудобств от новой системы. «Плохо, что стало меньше лекций. Приходится много работать самим, искать материал в книгах, но это все равно не может заменить общение с преподавателем. А каждые пять недель — зачет, где нужно набрать определенное количество баллов», — жалуется студент СумГУ Александр.
«Эта система не годится для нашего менталитета, — считает декан механико-математического факультета Любчак. — Наши студенты еще со школы привыкли, что их учат, и не могут понять, что теперь нужно учиться самим, ведь количество аудиторных занятий уменьшено. Теоретически все подготовлено: разработаны методика оценивания знаний и начисления кредитов по каждому предмету, структура учебного процесса, проведены собрания преподавателей. Но как это будет на практике — покажет время».
* Ожидаемые преимущества
Как отмечают сторонники подписания Украиной Болонской декларации, она имеет следующие положительные стороны:
Во-первых, при желании и возможности украинский студент сможет продолжить обучение в любой европейской стране.
Во-вторых, выпускники вузов Украины смогут претендовать на рабочие места, соответствующие их образованию и квалификации, в любых странах Европы.
В-третьих, дипломы вузов Украины будут признаны в Европе и отпадет необходимость в особой процедуре признания диплома украинского вуза за рубежом.
Мария Белан