"Появится миллиардный рынок нелегальных перевозок". Чем обернется для Украины остановка движения поездов в Россию
You must be registered for see links
21:44, 8 августа 2018
You must be registered for see images
В Украине назревают очередные транспортные потрясения. Как уже писала "Страна" профильный министр
You must be registered for see links
.
По его словам, соответствующий проект правительственного
You must be registered for see links
.
И хотя источник "Страны" в Кабинете министров не подтвердил наличия такого документа, он не исключает, что вопрос прекращения железнодорожного сообщения с соседней страной все же могут вынести на рассмотрение правительства в ближайшее время. Правда, пока непонятно о каких масштабах железнодорожных санкций идет речь.
Сам министр Омелян, который изначально заявлял о закрытии всего ж/д сообщения со "страной- агрессором" позже уточнил, что прикроют только пассажирские перевозки, а грузовые не тронут. Между тем, идея транспортной блокады может получить дальнейшее продолжение.
Первый заместитель постоянного представителя президента Украины в Крыму Изет Гданов на своей странице в Facebook
You must be registered for see links
.
"Прекращение железнодорожного сообщения с оккупантом однозначно правильное решение Мининфраструктуры, также необходимо безотлагательно рассмотреть прекращение автобусного сообщения", - написал он.
"Страна" разбиралась могут ли прикрыть транспортное сообщение с Россией и чем это грозит простым украинцам и отечественной экономике.
Попытка №3
Сама идея закрытия железнодорожного сообщения с Россией не нова. Ее активно обсуждали летом прошлого года, и эксперты даже прорабатывали потенциальные обходные маршруты, которыми в случае чего могут воспользоваться украинцы, чтобы добраться в соседнюю страну. Правда, на деле тогда никаких ограничений так и не последовало.
Следующий приступ транспортной лихорадки случился у чиновников Мининфраструктуры в конце 2017 года, когда РЖД пустили пассажирские поезда дальнего следования по новой железнодорожной линии Журавка-Миллерово в обход Украины. Тогда министр Владимир Омелян также заявил, что "Укрзализниця" рассматривает вопрос прекращения пассажирского сообщения с РФ.
В этот раз Омелян решил наказать Россию за ее "поведения" на Азовском море. По его совам, Украина терпит огромные убытки - заходы судов в порты Мариуполя и Бердянска сократились на 10% и 16% соответственно.
"Это существенная цифра, мы терпим убытки в сотни миллионов гривен", – подсчитал Омелян. Проблема действительно есть: в последнее время увеличились сроки якорных стоянок судов, в том числе, нефтевозов и зерновозов. Кроме того, из-за Керченского моста появились ограничения по высоте судов.
Омелян считает, что РФ должна компенсировать судовладельцам и украинскому бюджету эти убытки. А в качестве рычага давления на российские власти предлагает использовать железнодорожное эмбарго. Правда, под запрет могут попасть не все перевозки, а только пассажирские. Грузовой железнодорожный поток министр предлагает не трогать.
Насколько удачной будет попытка "наказать россиян" через запрет на пассажирские поезда (в которых между двумя странами катаются преимущественно граждане Украины на составах украинского формирования) - пока неясно.
Руководитель компании "Еврпатруль" (мониториг транспортных рынков) Вячеслав Коновалов считает, что заявления Омеляна могут оказаться как чистым пиаром, связанным с амбициозными предвыборными планами министра, так и элементом противостояния с руководством "Укрзализници". Для последней закрытие российских маршрутов рискует оказаться весьма болезненным.
Как сообщили в УЗ, среди самых прибыльных в прошлом году пассажирских поездов большинство - следующих в российском направлении. К примеру, поезд №5/6 Киев-Москва показал среднюю по году заполняемость в 77% и принес 154 млн. грн. прибыли. Состав №23/24 Одесса-Москва был заполнен на 89% и позволил УЗ заработать 98 млн. грн. Поезд №53/54 Киев-Санкт-Петербург курсировал заполненным на 65% и принес нашим железнодорожникам 20 млн. прибыли. За счет этих денег "Укрзализниця" смогла хотя бы частично перекрыть убытки по внутренним маршрутам, - говорит Вячеслав Коновалов. Общий убыток УЗ за прошлый год составил 3,5 млрд. грн.
"Если запретят поезда в Россию, эта цифра еще больше вырастет и, не исключено, что государству придется увеличивать дотации железнодорожникам", - говорит Алексей Кущ.
Есть и другая версия происходящего. "Не исключено, что создается своего рода "предвыборный кошелек" за счет развития рынка нелегальных пассажирских перевозок. Речь может идти о миллиардах гривен. К примеру, только в Киевской области в этом сегменте вращается 2 млрд. грн. в год. Если запретить легальные перевозки в Россию, то нелегалы и крышующие их чиновники просто озолотятся", - говорит Коновалов.
Но в любом случае не факт, что этот запрет будет принят.
"Не уверен, что для этого достаточно только правительственного постановления, возможно нужно решение РНБО и президентский указ, пролоббировать их будет гораздо сложнее", - пояснил глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.