Умный и реалистичный взгляд на предстоящую сделку Порошенко с Западом по поводу Донбасса. Впрочем, как всегда в текстах Игоря Тышкевича. Рекомендую
=====================================================================
Большая сделка по Донбассу и реформы в Украине
Игорь Тышкевич
Начало мая дало сразу несколько поводов задуматься о будущем Украины. И, в частности, успешности реформ. Увы, на фоне «победофрении» (как в РФ так и в Украине) важные сигналы были обделены вниманием. И зря. События последних двух недель заставляют вновь взглянуть на возможные пути развития Украины.
Европа устала от войны и особенностей украинской политики
Начну с событий вокруг Донбасса. То, что «новый старый» Минский мирный договор не выполняется ясно всем. При этом все стороны заявляют о «мирных намерениях» и «надежде на урегулирование». Странно. Тем более, что даже примитивные расчёты вероятности успеха договорённостей давали «огромные шансы на успех». Если прикидывать с оптимизмом, то примерно в примерно 5%.
Всем нужна была передышка. Мотивации Украины и РФ понятны. Для Европы главное — убрать раздражающий информационный фон «украинской войны». Все получили своё. И задали вопрос «А что дальше?». И тут весьма симптоматичным была активность А. Меркель. Её поездки в Москву и последующий фактически «вызов на ковёр» украинского президента заставляют говорить о том, что всё идёт к большой сделке. Страны ЕС порядком устали от политического кризиса и согласны найти решение проблемы любыми путями. В том числе и за счёт украинских интересов. Причём, стоит заметить, что позиции самой Украины на внешнеполитическом поле слабеют с каждым днём.
Причина этому не работа РФ. А скорее традиции украинской политики. На протяжении 2013-2014 гг. Украине (не только и не столько правительству, но и обществу) предоставлялись возможности, ресурсы для начала трансформации. Но увы, тут уж извините за тавтологию, в деле реформирования страны дела пошли не столь гладко.
Реформы в понятии европейских политиков — неприятные, но системные шаги, которые меняют систему общественных взаимоотношений. В понятии украинского общества — громкий процесс, серия отставок, митинги и вышиванка, одетая на памятник. Увы, но правительство пошло на поводу у подобных настроений. Даже в такой области как коррупция. Вместо изменения системы – попытки организации громких процессов. Во всём мире знают, что основа — закон. И его необходимо менять в первую очередь. Депутаты же ВР вместо этого ради удовлетворения «пересічного українця» организуют слушания, следственные комиссии, устраивают шоу по ТВ. Все довольны, кроме тех, кто даёт деньги на реформирование страны.
Просто факт. Оценка отчёта Украины по выполнению дорожной карты на получение безвизового статуса с ЕС самая низкая среди всех стран-кандидатов. Выполнено только два пункта из 17-и. И то с оговоркой «почти». Но не это главное.
Главное — экономика страны. Тут определённые правильные шаги есть. О части из них писал. Вопрос в другом — насколько эти меры масштабные и системные. Для понимания сути попробуйте вспомнить упоминания планов правительства об изменении СТРУКТУРЫ а не формы украинской экономики. Если таковые есть — буду признателен за ссылки.
И, наконец, «вишенка на тортик» – война. Естественно, что этот фактор является одним из ключевых в торможении реформ. Это понимают на Западе. Это понимает и Путин, поддерживая конфликт. Страны ЕС и США пытались предоставить возможности, средства несмотря на войну. Намекали на необходимость реформирования. Предоставляли уникальные шансы. Но, в конце концов многие сторонники Украины среди европейских дипломатов соглашаются с фразой «ви ніколи не змарнуєте шанс змарнувати шанс».
Среди партнёров официального Киева набирает силу тезис о том, что украинская власть не способна проводить реформы в условиях открытого военного конфликта. И это, увы, не вброс со стороны России. Достаточно послушать выступления любого из руководителей страны. Даже на встречах по экономическим вопросам до половины времени эти товарищи рассуждают о войне на Востоке. То есть сами убеждают партнёров в неспособности решать несколько задач параллельно.
Но европейцы готовы вкладывать в развитие и успех «проекта Украина». Но не готовы платить за «войну Украины». С другой стороны оставить Украину наедине с её проблемами тоже не выход. Это будет восприниматься как отказ от собственных ценностей.
Поэтому то, что в мае многие заговорили о «дополнительных компромиссах» в переговорах с сепаратистами вполне логично. Политики из стран ЕС будут искать варианты «возвращение» ДНР и ЛНР в Украину. Даже с особым статусом, широкой автономией. Лозунг «услышьте Донбасс» получает вторую жизнь.
Такой вариант крайне не выгоден Украине. Но и отбросить очередной «мирный план ЕС-РФ» будет значительно труднее, чем год назад. Реформы тормозят. Правительство говорит — из-за войны. Европейцы готовы платить за реформы, а не за войну. И не исключаю, что в переговорах с Порошенко в той или иной мере будет использован аргумент «не согласитесь — денег не дадим». Что, в условиях дефолта (в котором Украина фактически пребывает уже год) смерти подобно.
Друзья-конкуренты
К описанным негативным факторам стоит добавить политику «друзей-конкурентов». События в Украине оказали колоссальное влияние на соседние страны. И их элиты ведут себя намного дальновидней. Молдова, Грузия, Азербайджан, даже Беларусь и Казахстан объявили о начале структурных реформ в экономике. При этом максимально точно сформулировав цели и задачи трансформации. Естественно, презентовали их потенциальным партнёрам.
За примерами далеко ходить не надо. Недавно писал текст о планах Беларуси по реформированию страны. Власти сформулировали максимально чёткий посыл. Он уже был услышан как на Западе так и на Востоке. Так, по результатам первых месяцев 2015 г. в списке крупнейших торговых партнёров Беларуси Украина опустилась со второго на третье место. А на второе поднялось… Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Рост наблюдается в торговом обороте практически со всеми странам ЕС. И это при том, что по некоторым направлениям беларуская экономика находится под санкциями ещё с 2001 года. Но темпы прироста товарооборота значительно выше, чем у Украины, которой дан «зелёный свет».
Меняется ситуация и с законодательством страны. Можно обращать внимание на идиотизм типа «декрета о тунеядцах». А можно анализировать изменения условий для иностранных инвесторов, планы приватизации и т. д. Неудивительно, что те же поляки, швейцарцы, французы активно ведут переговоры о капиталовложениях на берега Нёмана, а не Днепра.
Китай же от разговоров переходит к практическим действиям. Объявлено о планах открытия под Минском заводов ZTE и Huawei…
Аналогичную политику, только в несколько меньших масштабах ведут Молдова и Грузия. А последние консультации в рамках восточного партнёрства дают основания утверждать, что в процессы включаются и Азербайджан с Казахстаном (для последннго это сродни прорыву — страна-то азиатская).
Всё это оставляет мало времени для Украины и украинцев. Дальнейшее увлечение показушными люстрациями, митингами, телевизионными шоу вместо жёсткого плана реформ оставит страну без важнейшего ресурса для экономики — инвестиционных потоков. Эти деньги в значительной мере могут пойти соседям.
Есть ли выход?
На этом остановлюсь с описанием негативного фона. Ситуация сложилась не самая лучшая. Однако, выход есть. Он напрямую связан с конфликтом на Востоке. Но лежит вне линейного восприятия проблемы. Ведь при выборе между «войной до победы» и «широким компромиссом» оба варианта, увы, уже проигрышные.
На первый нет ресурсов. Особенно, учитывая потенциал России по экспорту в «народные республики» пушечного мяса и техники.
Второй означает крест на самостоятельности украинской политики. Территории с особым статусом вскоре станут хвостом, который будет вилять собакой. Уточнять не буду — про это писали многие.
Выход в другом. И он вполне в украинском духе. И власть и общество до потери пульса любят «заговаривать» проблемы. Так почему бы не начать «заговаривать» Донбасс. То есть продолжать бесконечные консультации, оставляя всем сторонам иллюзию возможности успеха. Самим тянуть время, не вешая содержание сепаратистских регионов на худую шею бюджета. И тем временем задуматься о том, что на самом деле нужно делать с экономикой. И тут, парадокс, на определённо этапе придётся сказать спасибо товарищу Путину.
Что реформировать или о шкале приоритетов
Говоря об экономических реформах стоит вести речь не об изменении «климата», а скорее о коренной перестройке всей структуры производства. Причём так, что отрасли, кажущиеся сегодня локомотивами экономики могут оказаться не востребованными в будущем. Увы, но такой подход страшен даже многим реформаторам.
Убедиться в этом просто — достаточно посмотреть телевизор, залезть в интернет. Чем гордится Украина? Сельское хозяйство оставим в стороне. Поговорим о других источниках валютных поступлений. Любой школьник скажет что ведущими отраслями украинской промышленности являются чёрная металлургия и машиностроение. Прекрасно.
А теперь наберёмся терпения и поищем данные по такой графе как энергозатратность экономики. Об этом безустанно говорят политики, но конкретные данные как то не спешат публиковать.
Взял на себя смелость найти статистику. И понял почему люди во власти не хотят расстраивать народ цифрами. Энергозатратность экономики Украины – одна из самых высоких в мире. По этому показателю «европейская» Украина находится между КНДР и Тринидад и Тобаго. Дабы не утомлять большим количеством слов свёл в инфографику. Ниже подаётся сравнение затрат миллионов тонн условного топлива на производство 1 млрд. долларов ВВП.
You must be registered for see images