Командир 93-й бригады Олег Микац: три расчёта «Джевелинов» за 2,5 часа 43 танка подбили
03.04.2015 08:51
Олег Микац — командир 93-й бригады. Ему 40 лет, он уроженец Новоград-Волынского, что на Житомирщине. В армии служит с 1996 года. Был в составе украинских миротворцев в Ираке. С 2013-го командует 93-й бригадой. Его ребята были под Иловайском и в донецком аэропорту, они приняли бой под Карловкой, взяли Пески и Первомайское. Командир 93-й бригады рассказал о защите донецкого аэропорта, выполнении Минских соглашений, нуждах армии и сотрудничестве с добровольцами.
На сайтах сепаратистов уже не знают, что про Микаца придумать: то в плен брали, то в расстрелах украинских военных обвиняли. «Вот такой я суровый», — смеется командир.
Сейчас бригада Микаца, в которой 9 тысяч человек, удерживает позиции вокруг донецкого аэропорта. Несмотря на перемирие и отвод артиллерии, обстрелы продолжаются.
В интервью Микац рассказал, как исполняются Минские соглашения, какая обстановка сейчас в донецком аэропорту, как армейцы сотрудничают и ссорятся с добровольцами, и о героизме на войне.
You must be registered for see images
— Cкажите, произошёл ли обещанный вторыми Минскими соглашениями отвод вооружений обеими сторонами?
— Мы отвели. Это зафиксировала ОБСЕ, они знают, где наши площадки. Та сторона якобы отводит, но ОБСЕ не может это подтвердить или опровергнуть. Реально на линии соприкосновения артиллерии я не наблюдаю. Да, бывает где-то «выскакивают» 120-миллиметровые минометы, но не так массово, как было. После перемирия ствольная артиллерия работала пару раз.
— Вчера мы проезжали блокпост в Артёмовске, меня там спрашивали бойцы: «Правда же, что наши не отвели вооружение, будет чем Артёмовск защищать?». Говорят, что местные жители рассказывают о большом скоплении танков сепаратистов возле Горловки. Поэтому бойцы на блокпосту очень переживают. Отвод танков входит в Минские соглашения?
— Пока отводили только артиллерийские системы. Танк — не артсистема. У нас есть возможность, скажем так, их вернуть. Мы ж не отвели их куда-то и не поставили так, что не выедешь. Первые залпы мы сможем сделать где-то через 30-40 минут после команды «время Ч». А чтобы полноценно артиллерия заработала, нужно час-два.
— Когда мы начали общаться, было слышно артиллерию...
— Да, вот она «работала». По ком она «работала», где она «работала» — не скажу. Прилетает — сепары говорят, что мы стреляем, потом сами понимают, что летит откуда-то сбоку, не от нас. Мы пытались «вычислить», кто же по ним стреляет.
— Солдаты говорят, что Авдеевку обстреливали вчера из САУ. Это правда?
— Позавчера. Да, в район террикона легло шесть или семь снарядов. Опять же, разрывы все слышали, а что это было — 122-ка или 152-ка и откуда оно — не понятно.
— Разве не со старых позиций? В любом случае, если бы они отвели, то не долетало бы?
— Да, не должно оно долетать. Но мы не знаем, откуда ведётся стрельба, и проверить пока не можем.
Нам стоит опасаться наступления в районе Артёмовска, Авдеевки, Мариуполя
— По вашему мнению, какие могут быть планы Москвы и сепаратистов на ближайшее время, чего стоит опасаться?
— Опасаться? Наступления в районе Артёмовска, Авдеевки, Мариуполя. Опять же, смотря какие цели они для себя ставят. Путину стратегически нужна сухопутная дорога в Крым. Ну, раз уже в Крым, то давай еще и в Приднестровье. «Ополченцам» — признание «ЛНР»-«ДНР», хотя бы кем-нибудь. Для того, чтобы их признали, они должны выйти на админграницы Донецкой и Луганской областей.
У нас же совсем другие планы — их сюда не пустить. Народ этого не хочет, очень меняется отношение к происходящему. Когда мы заходили, 60-70% местных были настроены «Россия, введи войска», сейчас такого нет. Не хотят уже.
— Мы были в Артёмовске, солдаты говорят, мол, там 80% населения — сепаратисты.
— Нет, такого нету.
— Сколько времени вы в зоне АТО?
— 10 месяцев, 11-й пошёл. С 3 мая.
— Какие потери были за весь период?
— Для меня больше всего потерь было под Иловайском — убитых, пропавших без вести, пленных. Те потери, которые были здесь, — минимальные. Иловайск, конечно, сильно подкосил.
— С начала боевых действий, сколько людей потеряли?
— Больше 150 человек. У меня по Иловайску остается на сегодняшний момент пропавших без вести 42 человека. Есть люди в плену, которых я до сих пор не вытянул.
— В плену много людей?
— Я знаю о пятерых, которые были под Иловайском. Их ещё не смог вытянуть. Тех, кто здесь, в районе аэропорта, попал в плен, — уже обменяли. Недавно вернули четырех моих и одного из 28-й бригады. И тут же с этой территории всех убитых, всех раненных мы забрали.
— По вашему мнению, официальные цифры соответствуют реальным потерям?
— Не уверен, что до последнего человека, но где-то в целом соответствуют.
— Как вы можете оценить состояние с вооружением бригады?
— Хотелось бы лучшего, техника чтобы поновее была, чтобы через капитальные ремонты проходила. Вооружения достаточно, но вот его техническое состояние... Пришли мобилизованные, ну, скажем, парню 23 года. Он числится механиком-водителем, он не водил нигде, потому что в то время не было топлива. Отслужил, какую-то корочку получил.
— Чего не хватало и сейчас не хватает?
— Средства связи более современные нужны, потому что бои начинаются и тупо глушится всё. РЭБовские машины хорошие, тепловизоры, которые сейчас появляются.
— Но тепловизоры же армия официально до сих пор не может приобретать?
— Может, но их цена... Есть уже тепловизоры, которые по линии Министерства обороны приходят. Но их недостаточно, конечно. Я вот в Америке был, там у каждого солдата, если он идёт на операцию, очки вот эти (ночного видения). Они нам давали, но с одним условием: «У вас 800 человек, вот вам 800 очков ночного видения, но потом вы их должны отдать нам». И прицелы давали и всё остальное: ночные прицелы, тепловизорные прицелы — это редкость.
— То есть этого в армии пока нет официально?
— Нет.
— Сейчас, когда едешь в зону АТО, по трассе идут КРАЗы бронированные, «Спартаны», «Кугуары». Насколько я понимаю, до армии они не доходят?
— Нет. Это не для армии. По моей информации, это едут те КрАЗы и всё остальное, за которые деньги были проплачены ещё летом того года. Это идёт в Нацгвардию.
— Почему не в армию, или вам не нужны такие автомобили?
— Если сравнить тот же БМП и КрАЗ, то БМП выигрывает по броне, по проходимости и по всему остальному. Это, скорее, машины для спецопераций.
— То есть для армии такие машины не нужны в принципе?
— Разведчикам, может, и нужны, спецназу, чтобы прошвырнуться. Машины так себе — у них даже подкачки колёс нету.
— Для чего волонтёры тогда просто легковой транспорт везут в регулярные войска, что он заменяет?
— Дополняет. Вот, к примеру, артиллерия. По классике: выезжает батарея, выехали машины управления, развернулись, посмотрели, выстрел сделали. Для того, чтобы стрельнуть, нужно около часа времени. Сейчас так нельзя, потому что как только они выйдут, в течение минут десяти по ним уже «прилетит». Поэтому должен кто-то выехать первым, «привязаться» к местности, а потом на позиции «выскакивает» батарея, отрабатывает и уходит.
— Поэтому нужны какие-то легковые машины повышенной проходимости. Ну, а УАЗики, их не достаточно?
— А их нету. И, как говорят волонтёры, давайте мы вам лучше купим новую машину, чем отремонтируем УАЗик. Он себя отжил, морально устаревший.
— В последние дни появилась информация, что США дадут нам дроны, джипы, но вооружение давать они не собираются. Достаточно ли той помощи, которую они озвучивали?
— Мало. Потому что украинское военное производство разваливалось. Вот посмотрите, где Россия воевала за эти годы: Абхазия, в Чечне две кампании, Приднестровье, Грузия, Осетия. У них было движение вперёд, а мы остались в Советском Союзе. Нам нужно более современное оружие, чтобы их побеждать, сдерживать.
— Джевелин — это же аналог ПТУРСа, настолько ли он эффективен, что это даст нам большое преимущество?
— Он эффективен. По данным 2005-2008 годов, на Хаммерах «Джевелины» тоже устанавливались, три расчёта «Джевелинов» за 2,5 часа 43 танка подбили.
— Почему американцы не дают их нам, как вы думаете?
— Не знаю, может, боятся, что дадут «Джевелины», а Россия начнёт вводить сюда войска. Тут начинается политика. Сейчас Россия вводит войска скрыто, а так будет вводить открыто. Но для нас, по большому счёту, от этого ничего не поменяется.
продолжение