Никита Соловьев
Я не знаю, что делать. Честно. У меня состояние, которое недавно очень хорошо описал Alexander Veprik. Я вижу, что мы на своем прекрасном, невиданном в истории лайнере, несемся навстречу айсбергу. Понимаю, чем кончится столкновение. Но не в состоянии докричаться до мостика. Меня вместе с такой же группой понимающих со словами «Да не ссы, все норм будет!» сначала прогнали с палубы, а потом заперли в трюме.
Судя по всему, в ОП уже принято решение попрощаться с МВФ. Мягко, не посылать их, а просто не выполнить условия. И дождаться, пока они пошлют нас. После чего они планируют покрыть дефицит просто запустив печатный станок и проведя массированную эмиссию. Если эти планы будут реализованы, то это за несколько месяцев похоронит финансовую систему страны, приведет к дефолту, уже неконтролируемой эмиссии и гиперинфляции. В лучшем случае, это отбросит экономику на десятилетия назад. В худшем – еще и приведет к полной утрате независимости и сдаче РФ.
По порядку. Сначала почему я практически уверен в таких планах Узеленского, потом почему говорю о таких последствиях.
1. Банковский закон (aka «антиколомойский») был принят в первом чтении и одновременно с этим было принято постановление об ускоренной процедуре второго чтения. И несмотря на 100500 правок, его есть техническая возможность вынести на второе чтение в понедельник. Процедура борьбы со спамом поправками была отработана и реализована при рассмотрении земельного закона. Профильный комитет прекрасно поработал и сгруппировал эти 17 тысяч правок. Можно выносить в сессионный зал. Но в порядке денном на понедельник этого закона нет. А принятие этого закона является ключевым требованием МВФ, о чем было публично заявлено, и в чем все прекрасно отдают себе отчет. А значит, решение о торможении (скорее всего с последующим провалом) было принято осознанно.
2. Вынесенный на понедельник же проект правок к закону о бюджете является по сути новым вариантом бюджета. Я даже не говорю о том, что это прямо противоречит Бюджетному кодексу, который допускает в текущем году только секвестирование бюджета. Глупо в борделе сетовать на отсутствие девственности у сотрудниц. Важно другое. Проект предполагает наряду с сокращением ряда расходных статей и наращиванием других, запредельный дефицит бюджета в 7,5%. Чего не было даже в самой тяжелой и острой фазе войны в 14-м и что прямо противоречит договоренностям с МВФ. Причем, насколько мне известно, никто не пытался даже с МВФ проговорить столь мощное увеличение дефицита.
3. Что очередной раз с идеей о крупной эмиссии вылез Данилишин, это не показатель. Он эту идею пропагандирует регулярно. Примерно как его старший брат по разуму Глазьев в РФ. Но в этот раз о необходимости неподкрепленной эмиссии заявила и Страхова. Которая обычно демонстрирует лучший уровень психического здоровья, по крайней мере в этом вопросе. А значит, эта идея не просто активно витает, а настырно продвигается обществу.
4. Еще вчера, в пятницу наш очередной министр финансов Марченко говорил о сотрудничестве с МВФ как основном приоритете ведомства и всячески настаивал на критической важности этого сотрудничества для страны. Объяснял, что нет никаких оснований для разговоров о реструктуризации долга. Уже сегодня, в субботу он рассказывает о том, что выход из программы сотрудничества с МВФ не приведет к дефолту и катастрофическим последствиям. Ничем иным, кроме как сменой позиции на противоположную и подготовкой к прекращению сотрудничества, я это объяснить не могу. Тем более, что логика переговоров прямо предусматривает противоположное. Пока переговоры идут и решение о выходе из них не принято, излучать публично оптимизм и уверенность в их успешном завершении. Даже если имеются серьезные сомнения в оном.
5. Обычно не привожу подобные «аргументы», я не ссылаюсь обычно на информацию, которую не могут подпереть пруфами. Но сейчас ситуация край и вынужден. По многочисленным инсайдам из ОП, именно идею о эмиссии как панацее активно вкладывает в уши Зеленскому Коломойский. Пользуясь тотальной неграмотностью Зеленского в макроэкономике, он нашел очень убедительные для него аргументы. А особенно удачно это зашло, так как Зеленский у нас любит простые решения сложных вопросов. И сейчас уже, по этим неофициальным, но многократно перекрестным сведениям, идея о дефолте и празднике непослушания крайне понравилась Зеленскому и принята им как основная. Что прекрасно объясняет все остальные четыре пункта.
Все это вместе, по моему глубокому убеждению, означает только одно. Если это и не окончательное решение, то как минимум основное сейчас. И Зеленский хочет перестать выполнять требования МВФ. А необходимые деньги просто допечатать.
Теперь подробнее о том, какие последствия будут у подобного шага. Вернее, у группы шагов.
1. Раз уж с МВФ не сложилось, то и обижать дорогого ИгорьВалерьича нет никакого смысла. А значит, «антиколомойский» закон тихо умрет. И Бене дадут выиграть в Украине все суды. Которые докажут, что из Привата ничего не выводили, и вообще Украина должна Коломойскому как земля колхозу. И уж точно, любые иски в международных юрисдикциях нужно срочно отозвать. Это обойдется нам в зависимости от аппетитов Бени, а он никогда на аппетит особо не жаловался, порядка 2-3 миллиардов долларов только прямой компенсации. И заведомо лишит нас получения в перспективе 3-5 миллиардов компенсации от него по искам в Лондоне и других юрисдикциях. Это случится не сразу. Но понятно всем ключевым игрокам, начиная с МВФ, будет сразу и именно этот сценарий все дальше будут закладывать в расчеты.
2. Естественно, не будет никакого рефинансирования МВФ платежей по внешним долгам. А они, напомню, у нас приближаются очень большие. Причем ни в действующем бюджете, ни в внесенном проекте нового, не заложены средства на выплату в полном объеме. Заложено получение транша от МВФ, который покрывает выплаты почти полностью. Это означает, что будет только два пути. Или отказаться от своевременной выплаты долга, а это и означает дословно дефолт. Или выплата долга за счет золото-валютных резервов НБУ. Причем текущее руководство НБУ выступает категорически против второго варианта, а только их решением могут эти средства быть выделены. Так как быстро сменить руководство НБУ практически невозможно даже с правовым беспределом, то более вероятен первый вариант.
3. Отказ от сотрудничества с МВФ не только лишит нас очередного согласованного транша по действующей программе. Мы не сможем претендовать и на стабилизационный кредит от МВФ по программе преодоления последствий эпидемии и карантина, на что в принципе имеем очень неплохие шансы при соблюдении условий. Также, мы не получим стабилизационную макрофинансовую помощь от ЕС, ЕЦБ прямо заявлял, что она может быть получена только после транша МВФ. И это окажется сигналом для всех международных частных кредиторов. Потому что они стараются не работать с невменяемыми, которых отказывается кредитовать МВФ. А сейчас по всему миру у инвесторов очень низкий «аппетит к риску», и все и так стараются вкладываться только в высоконадежные инструменты. Это означает, что под вменяемый процент занять деньги с рынка у нас не получится. С высокой вероятностью, не получится и под невменяемый.
4. Дефицит бюджета космический даже в проекте. К слову, ожидаемый дефицит бюджета на год предполагался в размере 100-150 миллиардов гривен по году еще до падения мировых рынков и карантинных мер у нас. А карантин приведет наверняка к кратному недовыполнению доходной части бюджета. В реальности это наверняка означает, что реальный дефицит будет еще заметно выше, чем заложенные в проект космические 7,5%. Причем начнется кассовый разрыв не к концу года по финансированию проектов. Острую нехватку средств уже ощущает Минфин. В следующем месяце наверняка вопрос встанет ребром. А транша МВФ нет, макрофинансовой помощи ЕС нет, занять с рынка не получается.