Разорительные пенсии
С 2019 года потребности Пенсионного фонда резко вырастут. Во-первых, на 25% повысят пенсии экс-военным. История с выплатами бывшим военным тянется уже второй год. Согласно постановлению Кабмина № 704, пенсии для этой категории граждан должны быть привязаны к окладам действующих военных. Те повысили еще в 2017 году. А пенсии должны были вырасти с 1 января 2018 года. Но тогда, несмотря на массовые бунты военных пенсионеров, доплат так и не было. Ссылаясь на нехватку денег, правительство решило индексировать выплаты экс-военным в три этапа — в 2018 году на 50%, с 1 января 2019 года — на 25%, с 1 января 2020 года — еще на 25%. То есть, анонсированное властями увеличение пенсий военным является не чем иным, как плановой индексацией. Но на нее, по оценкам Виктора Скаршевского, понадобится не менее 8-10 млрд. грн.
Во-вторых, согласно пенсионной реформе, должны проиндексировать выплаты для всех остальных пенсионеров. Точный процент прибавки высчитают по формуле "50% инфляции плюс 50% от повышения средней заработной платы" уже после того, как Госстат определится с окончательными цифрами по инфляции и зарплатам за 2018 год. Но в среднем, по словам Скаршевского, пенсии должны вырасти на 18-20%.
В-третьих, постоянно активничают так называемые узкие пенсионные группы — экс-милиционеры, переселенцы и др. Они отсуживают себе прибавки через суды. И государство вынуждено их платить.
Как рассказал "Стране" активист, пенсионер системы МВД Игорь Сухарь, 12 декабря должно состояться очередное заседание Верховного суда по вопросу размера пенсий для экс-силовиков. "Речь идет о доплатах за особенные условия труда. Они могут составлять до 50% от размера базовой пенсии, но в существующих справках их нет. А коэффициенты за премиальные очень маленькие. К примеру, до выхода на пенсию этот показатель лично у меня составлял 200%, а сейчас - всего 0,5%. Высокие коэффициенты поставили только министерским. Это дело будет показательным. Если мы его выиграем, сможем массово выигрывать в судах более низких инстанций", — говорит Сухарь.
Сам он, кстати, уже выиграл несколько судов. В частности, смог добиться увеличения предельного размера пенсии - изначально он составлял 70% от прежней зарплаты, а сейчас — 85%.
Но денег в Пенсионном фонде не хватает уже сейчас. ПФ с лета регулярно "одалживает" у Госказначейства, чтобы обеспечить более-менее стабильный график выплат. Недавно парламент внес изменения в бюджет-2018, перераспределив на Пенсионный фонд еще 10,7 млрд. грн. Это помимо уже заложенного дефицита ПФ около 140 млрд. грн., который покрывается за счет бюджетных средств.
В следующем же году, с учетом планируемых надбавок, денег на пенсии нужно будет еще на 20% больше — порядка 400 млрд. грн. В бюджете -2019 заложен дефицит ПФ на уровне 167 млрд. грн. "При этом уже сейчас можно прогнозировать, что дополнительная дыра в ПФ составит не меньше 15-20 млрд. грн.", — говорит Скаршевский.
ЕСВ-эксперименты
Причина хронического пенсионного проста — ЕСВ, который платят со своих зарплат все украинцы, и который является главным наполнителем Пенсионного фонда, банально не хватает. В этом году его, скажем, соберут только 200 млрд. грн. То есть, вдвое меньше, чем нужно на пенсии.
В Кабмине уже прошел обсуждения законопроект о повышении качества администрирования ЕСВ. В ближайшее время он должен быть передан в парламент.
В документе прописано сразу несколько нововведений. Во-первых, планируется усилить натиск на существующих плательщиков ЕСВ. Их можно заставить платить больше, во -первых, вытянув зарплаты из тени, а, по-вторых, добившись большего процента официального трудоустройства.
"Если предположить, что у нас 50% экономики работает в тени, то за счет легализации зарплат в конвертах, можно получить вместо 200 млрд. грн. — 400 млрд.грн. И этого полностью хватит на выплаты пенсий. Правда, добиться такого показателя в обозримом будущем нереально", — говорит Скаршевский.
Чтобы увеличить сбор ЕСВ, в Кабмине планируют усилить санкции против неплательщиков налога. Они коснутся руководителей предприятий, просрочивших выплаты. Им готовят всяческие "мелкие пакости", по аналогии с неплательщиками алиментов, скажем, могут запретить выезжать за границу, наложить арест на имущество и пр. Плюс — огромные штрафы для предприятия, которые могут составлять до 20% от суммы "просрочки".
Собирать больше налогов власти планируют и за счет легализации трудоустройства. В частности, намерены проверить сотрудничество бизнеса с ФЛП, под видом которых, как полагают власти, скрываются обычные наемные сотрудники. Их попросту не оформляют в штат, чтобы сэкономить на налогах. "Возможно, надавив на бизнес, властям удастся вытянуть какое-то число физлиц-предпринимателей из тени и получить дополнительно 1-2 млрд. грн. ЕСВ", — подсчитал Алексей Кущ.
В правительстве также считают, что контроль за уплатой ЕСВ будет более тщательным, если передать его от ГФС — в Пенсионный фонд, а точнее, специально созданное при ПФ подразделение (такая система уже действовала в Украине до 2013 года).
"Мы предлагаем сконцентрировать основные полномочия в ПФ. Пенсионный фонд после реализации этого закона перестанет быть выплатной кассой, а станет именно страховым фондом, который обеспечит два необходимых для такого учреждения направления: политику доходов и политику выплат", — пояснил министр соцполитики Андрей Рева.
Другое готовящееся нововведение — снятие ограничений на ЕСВ с больших зарплат. Сейчас налог насчитывается на зарплаты до 55 тыс. грн. Скажем, если оклад —100 тыс.грн. и более, то с него все рано платится ЕСВ в пределах 11 тыс. грн.
В законопроекте предлагается повысить эту планку до 25 минимальных зарплат (в 2019 г— более 104 тыс. грн.). Плюс — ввести регрессивную шкалу ЕСВ — чем больше зарплата, тем меньше налог. Таким образом стандартная ставка с 22% может уменьшится до 5% для зарплат, превышающую 270 минималок. "Это может дать еще несколько дополнительных миллиардов гривен ЕСВ, хотя кардинально проблему не решит. Есть мнение, что регрессивная ставка ЕСВ, наоборот, загонит большие зарплаты в тень", - предположил Кущ. По подсчетам Минсоцполитики, бюджет сможет получить дополнительно от ЕСВ с больших зарплат 3,4 млрд. грн.
Охота на пенсионеров
Натиск на работающих украинцев будет идти параллельно с "зачистками" самих пенсионеров. "Страна" уже писала о законопроекте "О верификации и мониторинге государственных выплат", который разработал и передал на утверждение правительства Минфин.
В нем прописана схема верификации получателей всех государственных льгот, в том числе, и пенсий. Если документ примут, в Украине будет сована своего рода "полиция" по льготам, которая станет тщательно проверять имеет ли человек право на ту или иную выплату. Причем, на время проверки — до 30 дней — сможет останавливать выплаты. Проверяющие смогут проверять все, начиная от законности суммы насчитанной вам пенсии и заканчивая особенностями ее получения (скажем, если человек прописан в Украине, а живет на неподконтрольной территории).
Но для пенсионеров готовятся и дополнительные нововведения. В частности, есть идея заставить их дважды в год проходить проверку в региональных подразделениях Пенсионного фонда — являться туда лично и заполнять регистрационную карту. Плюс — нужно будет переоформить удостоверение (фото будет вклеиваться на месте, чтобы исключить возможность стороне вклейки фото другого человека). Есть даже идея брать отпечатки пальцев у пенсионеров. Правда, пока эти экстравагантные ноу-хау в конкретных документах не прописаны.
"Все эти предложения нарушают конституцию Украины и здравый смысл. И, если и будут введены, могут быть обжалованы в судах. У нас есть различные реестры, по которым ПФ может проверить законность получения пенсии тем или иным человеков. А если есть сомнения — работники Пенсионного фонда должны сами приезжать к пенсионерам уточнять интересующие их детали, а не наоборот. Ситуация, когда старики умирают в очередях за пенсиями, попросту ненормальна", — говорит старший партнер адвокатской компании "Кравец и партнеры Ростислав Кравец.
Виктор Скаршевский добавил, что провести верификацию пенсионеров можно было бы очень легко и без их физического участия — для этого всего лишь нужно объединить все имеющиеся в Украине базы данных. Но власти почему-то не спешат этого делать, как и проводить аудит ПФ, который должен был закончиться еще 9 месяцев назад. "Возможно, потому, что именно в мутной воде строить пенсионные схемы проще всего", — подытожил эксперт.