Loner
Well-Known Member
"Под громкие аплодисменты не дали Томос". Что означают решения Константинополя по Украине
Сегодня закончился
Так, Константинополь фактически легализовал церковь Киевского патриархата и УАПЦ, которые в православном мире считаются раскольниками. Также он "вернул"себе владения в Украине (пока, впрочем, только на бумаге).
А вот Томоса об автокефалии Киев пока не получил. "Страна" ответила на главные вопросы по решениям, принятым сегодня в столице Турции.
Полный текст решения Синода
Для начала напомним, о чем говорится в
"Под председательством Его Святости Вселенского Патриарха, Священный Синод созвал очередную сессию с 9 по 11 октября 2018 года, чтобы изучить и обсудить пункты своей повестки дня.
В Священном Синоде обсуждались, в частности, церковные дела Украины, в присутствии Его Превосходительства архиепископа Даниила Памфилона и Его Преосвященства Епископа Иллариона из Эдмонтона, Патриарших Экзархов в Украину, и после широких обсуждений постановил:
1. Подтвердить уже принятое решение о том, что Вселенский Патриархат приступает к предоставлению Автокефалии Церкви Украины.
2. Восстановить Ставропигию Вселенского Патриарха в Киеве, одну из его многочисленных Ставропигий в Украине, которая там всегда существовала.
3. Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, оказавшихся в расколе не по догматическим причинам, в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского Патриарха, чтобы получить петиции со стороны иерархов и другого духовенства от всех Автокефальных Церквей. Таким образом, вышеупомянутые канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью.
4. Отменить юридическое обязательство Синодального письма 1686 года, выданное по обстоятельствам того времени, которое предоставило право через икономию Московскому Патриарху назначить митрополита Киевского, избранного Ассамблеей Священнослужителей его епархии, которая будет отмечать Вселенского Патриарха в качестве Первого иерарха на любом праздновании, провозглашая и подтверждая свою каноническую зависимость от Константинопольской Материнской Церкви.
5. обратиться ко всем участвующим сторонам с призывом избегать присвоения церквей, монастырей и других объектов, а также любого другого акта насилия и возмездия, с тем чтобы мир и любовь Христа могли преобладать.
Вселенский Патриархат, 11 октября 2018 года".
1. Так есть Томос или нет?
Томоса нет. В документе продекларировано только стремление предоставить автокефалию. Но, как уже прогнозировала "Страна", сегодня вручать автокефалию пока некому.
Именно поэтому патриарх Варфоломей пошел другим путем - запустил процесс создания Единой поместной церкви в Украине до ее автокефалии. Для этого он снял анафему с глав Киевского Патриархата и Автокефальной церкови, а их верующие и клир "восстановлены в общении с церковью".
2. Что означает снятие анафемы?
Анафема - это отлучение от церкви. Филарета и Макария в 90-х отлучили решением Русской православной церкви за создание раскольнических структур, которые в Украине известны как УПЦ КП и УАПЦ.
Константинполь же сегодня решил, что он эту анафему не признает. Хотя до этого более двадцати лет мирился с тем, что два раскольничьих патриарха не состояли в каноническом общении с мировым православием. Уже одно это показывает, что сегодняшнее решение - чисто политическое.
Вместе с Филаретом и Макарием восстановлены в "канонических правах" также их последователи - то есть, рукоположенные ими священники уже после раскола. Сторонники автокефалии считают, что таким образом Вселенский патриархат признал обе неканонические церкви, хотя прямо это в решениях Синода не говорится.
Впрочем, смысл снятия анафемы понятен: Фанар открывает себе путь к прямому диалогу с бывшими (по его мнению) раскольниками. Что дает возможность в будущем как принять их в свою церковную структуру, так и в еще более отдаленной перспективе - сделать ее автокефальной.
Впрочем, есть у отмены анафемы и другая сторона. В первую очередь церковно-юридическая: не может одна православная церковь снимать отлучение, наложенное другой. Так утверждают противники решений Константинополя. Да и в мировом православии, где отсутствует католический принцип "одной главной церкви", подобное "вето" в обозримом прошлом не практиковалось.
По той же причине - у православных нет "папы" - остальные церкви могут вполне себе продолжать игнорировать и Филарета, и Макария, считая и дальше их раскольниками. А главное - соответствующе поменять свое отношение и к Варфоломею, который легализовал раскол в одной из крупнейших православных стран мира.
Разумеется, кто-то поддержит Константинополь. Но очевидно, что снятие анафемы с Филарета и "врачевание раскола" на деле породит еще больший раскол - уже в мировом православии. Что может закончиться не усилением роли Константинополя, а наоборот - его изоляцией.
К слову, в УПЦ МП уже назвали решение Константинопольского патриархата неправовым и
"Это решение абсолютно неканонично, потому что эта территория не принадлежит Константинопольскому патриархату, то каким образом он может снимать анафемы? Он не имеет на это никакого канонического права. Думаю, что за такие действия на патриарха Варфоломея надо наложить анафему", - заявил председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви архиепископ Климент (Вечеря).
3. В Украине установили ставропигию. Что это такое?
Другой важный пункт решений Синода - это восстановление на территории Украины статус-кво семнадцатого века. Когда местные церковные власти подчинялись Константинополю. В документе это названо так - "Восстановить Ставропигию Вселенского Патриарха в Киеве".
Термин "ставропигия" - самая большая загадка решений Фанара. Сам по себе он означает особый статус отдельных храмов или монастырей, которые выводятся из подчинения местному епископу, а поступают в прямое управление патриарха или синода.
В то же время в решении Фанара хоть и указана география - Киев - но сами храмы не перечислены.
Теоретически это может означать, что теперь на некоторые храмы УПЦ МП могут претендовать представители Константинополя. Ведь та же киевская Лавра находится на территории, которая на бумаге "отходит" к Вселенскому патриархату. Хотя, повторимся, ставропигия оперирует не территориями, а конкретными церквями или монастырями. Так, например, Никольский храм в Глухове ставропигиальный, и подчиняется напрямую патриарху Кириллу.
По мнению политолога Руслана Бортника, в данном случае этот термин надо понимать, как право собственности на монастыри и храмы всех православных конфессий - "то что было Филарета, Макара и Онуфрия - теперь моё".
Параллельно Варфоломей и его синод отменили право Московского патриарха назначать киевского митрополита - это право было дано ему в 17-м веке тем же Константинополем. Правда, действительно ли такое право можно взять и отменить - непонятно. По мнению Бортника, отозвать "юридические обязательства" аж 1686 года, не отзывая само письмо - сомнительный шаг.
В любом случае, главный вопрос теперь - заложен ли вообще какой-либо механизм отзыва в то решение 17-го века, на которое ссылается Фанар. Прецедентов пересмотра такого рода церковных решений через 300 лет, после их принятия, нет.
Нардеп Вадим Новинский заявил, например, что "срок давности" по подобному пересмотру составляет 30 лет, а не 300.
You must be registered for see links
22:30, 11 октября 2018
You must be registered for see images
Сегодня закончился
You must be registered for see links
. На нем были приняты эпохальные решения по Украине.Так, Константинополь фактически легализовал церковь Киевского патриархата и УАПЦ, которые в православном мире считаются раскольниками. Также он "вернул"себе владения в Украине (пока, впрочем, только на бумаге).
А вот Томоса об автокефалии Киев пока не получил. "Страна" ответила на главные вопросы по решениям, принятым сегодня в столице Турции.
Полный текст решения Синода
Для начала напомним, о чем говорится в
You must be registered for see links
. "Под председательством Его Святости Вселенского Патриарха, Священный Синод созвал очередную сессию с 9 по 11 октября 2018 года, чтобы изучить и обсудить пункты своей повестки дня.
В Священном Синоде обсуждались, в частности, церковные дела Украины, в присутствии Его Превосходительства архиепископа Даниила Памфилона и Его Преосвященства Епископа Иллариона из Эдмонтона, Патриарших Экзархов в Украину, и после широких обсуждений постановил:
1. Подтвердить уже принятое решение о том, что Вселенский Патриархат приступает к предоставлению Автокефалии Церкви Украины.
2. Восстановить Ставропигию Вселенского Патриарха в Киеве, одну из его многочисленных Ставропигий в Украине, которая там всегда существовала.
3. Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, оказавшихся в расколе не по догматическим причинам, в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского Патриарха, чтобы получить петиции со стороны иерархов и другого духовенства от всех Автокефальных Церквей. Таким образом, вышеупомянутые канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью.
4. Отменить юридическое обязательство Синодального письма 1686 года, выданное по обстоятельствам того времени, которое предоставило право через икономию Московскому Патриарху назначить митрополита Киевского, избранного Ассамблеей Священнослужителей его епархии, которая будет отмечать Вселенского Патриарха в качестве Первого иерарха на любом праздновании, провозглашая и подтверждая свою каноническую зависимость от Константинопольской Материнской Церкви.
5. обратиться ко всем участвующим сторонам с призывом избегать присвоения церквей, монастырей и других объектов, а также любого другого акта насилия и возмездия, с тем чтобы мир и любовь Христа могли преобладать.
Вселенский Патриархат, 11 октября 2018 года".
1. Так есть Томос или нет?
Томоса нет. В документе продекларировано только стремление предоставить автокефалию. Но, как уже прогнозировала "Страна", сегодня вручать автокефалию пока некому.
Именно поэтому патриарх Варфоломей пошел другим путем - запустил процесс создания Единой поместной церкви в Украине до ее автокефалии. Для этого он снял анафему с глав Киевского Патриархата и Автокефальной церкови, а их верующие и клир "восстановлены в общении с церковью".
2. Что означает снятие анафемы?
Анафема - это отлучение от церкви. Филарета и Макария в 90-х отлучили решением Русской православной церкви за создание раскольнических структур, которые в Украине известны как УПЦ КП и УАПЦ.
Константинполь же сегодня решил, что он эту анафему не признает. Хотя до этого более двадцати лет мирился с тем, что два раскольничьих патриарха не состояли в каноническом общении с мировым православием. Уже одно это показывает, что сегодняшнее решение - чисто политическое.
Вместе с Филаретом и Макарием восстановлены в "канонических правах" также их последователи - то есть, рукоположенные ими священники уже после раскола. Сторонники автокефалии считают, что таким образом Вселенский патриархат признал обе неканонические церкви, хотя прямо это в решениях Синода не говорится.
Впрочем, смысл снятия анафемы понятен: Фанар открывает себе путь к прямому диалогу с бывшими (по его мнению) раскольниками. Что дает возможность в будущем как принять их в свою церковную структуру, так и в еще более отдаленной перспективе - сделать ее автокефальной.
Впрочем, есть у отмены анафемы и другая сторона. В первую очередь церковно-юридическая: не может одна православная церковь снимать отлучение, наложенное другой. Так утверждают противники решений Константинополя. Да и в мировом православии, где отсутствует католический принцип "одной главной церкви", подобное "вето" в обозримом прошлом не практиковалось.
По той же причине - у православных нет "папы" - остальные церкви могут вполне себе продолжать игнорировать и Филарета, и Макария, считая и дальше их раскольниками. А главное - соответствующе поменять свое отношение и к Варфоломею, который легализовал раскол в одной из крупнейших православных стран мира.
Разумеется, кто-то поддержит Константинополь. Но очевидно, что снятие анафемы с Филарета и "врачевание раскола" на деле породит еще больший раскол - уже в мировом православии. Что может закончиться не усилением роли Константинополя, а наоборот - его изоляцией.
К слову, в УПЦ МП уже назвали решение Константинопольского патриархата неправовым и
You must be registered for see links
."Это решение абсолютно неканонично, потому что эта территория не принадлежит Константинопольскому патриархату, то каким образом он может снимать анафемы? Он не имеет на это никакого канонического права. Думаю, что за такие действия на патриарха Варфоломея надо наложить анафему", - заявил председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви архиепископ Климент (Вечеря).
3. В Украине установили ставропигию. Что это такое?
Другой важный пункт решений Синода - это восстановление на территории Украины статус-кво семнадцатого века. Когда местные церковные власти подчинялись Константинополю. В документе это названо так - "Восстановить Ставропигию Вселенского Патриарха в Киеве".
Термин "ставропигия" - самая большая загадка решений Фанара. Сам по себе он означает особый статус отдельных храмов или монастырей, которые выводятся из подчинения местному епископу, а поступают в прямое управление патриарха или синода.
В то же время в решении Фанара хоть и указана география - Киев - но сами храмы не перечислены.
Теоретически это может означать, что теперь на некоторые храмы УПЦ МП могут претендовать представители Константинополя. Ведь та же киевская Лавра находится на территории, которая на бумаге "отходит" к Вселенскому патриархату. Хотя, повторимся, ставропигия оперирует не территориями, а конкретными церквями или монастырями. Так, например, Никольский храм в Глухове ставропигиальный, и подчиняется напрямую патриарху Кириллу.
По мнению политолога Руслана Бортника, в данном случае этот термин надо понимать, как право собственности на монастыри и храмы всех православных конфессий - "то что было Филарета, Макара и Онуфрия - теперь моё".
Параллельно Варфоломей и его синод отменили право Московского патриарха назначать киевского митрополита - это право было дано ему в 17-м веке тем же Константинополем. Правда, действительно ли такое право можно взять и отменить - непонятно. По мнению Бортника, отозвать "юридические обязательства" аж 1686 года, не отзывая само письмо - сомнительный шаг.
В любом случае, главный вопрос теперь - заложен ли вообще какой-либо механизм отзыва в то решение 17-го века, на которое ссылается Фанар. Прецедентов пересмотра такого рода церковных решений через 300 лет, после их принятия, нет.
Нардеп Вадим Новинский заявил, например, что "срок давности" по подобному пересмотру составляет 30 лет, а не 300.