Война на востоке Украины и миротворцы. Пазл сложился
Игорь Тышкевич
Резкая активизация боевых действий на востоке Украины, которую мы наблюдаем с конца декабря, по большому счёту неожиданностью не является. Но она не является и большой войной, про которую много судачат в сети. События на фронте, Минск-2 и последняя инициатива Порошенко всего лишь части более масштабной игры. Именно поэтому возьму на себя смелость утверждать, что в действиях украинского руководства есть своя логика. Более того, Киев во многом переиграл Москву. И, соответственно, нет смысла кричать про «здраду», «сдачу позиций» и так далее. Киев выиграл самый главный ресурс – время. Почему? А давайте разбираться вместе.
Предистория
События годовой давности – Майдан – положили начало процессам, которые могут коренным образом изменить расстановку сил в целом регионе. Выход Украины из «орбиты» России означает конец концепции «русского мира». Стоит правда оговориться — под выходом из орбиты я имею в виду успех «проекта Украина» — возникновение на данной территории эффективного государственного образования. Для большей ясности определю формат «идеальной Украины» с точки зрения Путина. Итак, это страна:
- с неэффективной и энергозатратной экономикой – то, что наблюдаем теперь
- с расколотым обществом, склонным к «региональному патриотизму» и периодически возникающими социальными и/или межнациональными конфликтами
- с отсутствием единой элиты. Идеальный вариант – множество «национальных», «региональных» и других групп
- в которой как результат вышеперечисленного широко распространена коррупция, а уровень эффективности работы госаппарата стремиться к нулю
- в которой в силу указанных выше факторов население не доверяет любым государственным институтам
- которая, несмотря ни на что всё же остаётся относительно платёжеспособной.
Прочитайте внимательно эти пункты. Узнаёте сегодняшнюю Украину. Ах да, учитывая дефолтный рейтинг, последний пункт уже под вопросом. В подобной ситуации Кремлю очень легко играть на социальной напряжённости и с завидной периодичностью приводить к власти нужные политические силы. И не важно, какие лозунги они декларируют.
Главное, чтобы в стране не начались реформы. Ведь в случае их правильного применения, Украина может за 3-5 лет существенно изменить систему взаимоотношений внутри страны. А так же с внешними партнёрами. Сильное государство на берегах Чёрного моря автоматически ставит крест на многих начинаниях Кремля и, более того, становится фактором, влияющим на внутриполитическую стабильность в самой России. Причины лежат не только в области политики и экономики. Это и демография и религиозная ситуация и культура. Более подробно уже писал об этом и, думаю, лишний раз не стоит повторяться. Кому интересно – вот ссылка на текст годовой давности «почему Россия не может себе позволить потерять Украину».
А что Украина. У новой власти в Киеве по большому счёту невелика возможность выбора. Экономика страны находится в лежачем положении. Страна уже живёт за счёт внешней помощи. И если срочно не проводить реформы завтра самой страны может не быть. Точнее, название «Украина» и место в ООН останутся. Но будет то, что украинцы наблюдали последние 20 с лишним лет. Вроде как есть власть, она как бы защищает государство (в том числе и от России), но все ключевые решения вместо Киева принимает Москва. Иногда посоветовавшись с Брюсселем.
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что первоначальный план хозяина Кремля дал сбой. Вместо полного паралича новой власти или возможности работы с Украиной «по кусочкам» он получил всего лишь Крым и локальный вооружённый конфликт у своих границ.
Заслуга «переходного правительства» Украины тут очевидно. Можно долго спорить о некоторых шагах, но нельзя отрицать успешного выхода из кризиса системы власти.
Да Путин проиграл. Но, с другой стороны – он неглупый политик. Даже больше, считать его сумасшедшим и нелогичным – грубейшая ошибка – никогда нельзя недооценивать противника. В Кремлёвских кабинетах вовремя заметили, что на фоне экономического кризиса вооружённый конфликт является наилучшей прививкой от начала реформ. Правительство вынуждено пускать все свободные средства на оборону. При этом Киев не может себе позволить кардинального реформирования ключевых отраслей по принципу «заменили всех». Даже две недели безвластия в условиях войны означают поражение на фронте.
И Кремль выбирает новую тактику, которую применяет комодский варана. Эта рептилия ядовита. Но иногда яд не действует мгновенно. В таких случаях варан ходит за жертвой и смотрит на неё полным ласки и томления взглядом. Так может продолжаться часами, пока еда не сдохнет.
Для Украинской власти задача в максимально быстром проведении реформ. Причём, в идеале, забыв на время о «проблемных зонах». Либо, как минимум, добившись там хоть мало-мальски устойчивого состояния.
Донбасс, увы, можно воспринимать как «место укуса варана». Россия, учитывая запасы военной техники и объёмы экономики, может сколь угодно долго поддерживать паритет сил на фронте. Иногда, усиливая своё присутствие, делать возможными локальные поражение ВСУ. В крайнем случае – создавать видимость поражений в медиа. Что мы и наблюдаем. С одной стороны общество требует «побед» на фронте. С другой – реформ. Причём и того и другого быстро и безболезненно.
В противном случае – обвинения в предательстве, требования замены чиновников и так далее. Но мало кто задумывается над таким понятием как «производственный процесс». Если нет полной замены аппарата, чиновничья чехарда нигде и никогда не добавляла управляемости ни отдельным ведомством, ни страной.
Таким образом, война на Донбассе для Путина — всего лишь выгодный фон на котором тот надеется просмотреть сериал под названием «Крах государства Украина».
Иловайск, ДАП, Дебальцево и ООН
А теперь взглянем на ситуацию после Иловайска. Украина смогла восстановить боеспособность армии и начать перевооружение. Можно с уверенностью утверждать, что силовые структуры страны быстро становились серьёзной силой. И потенциально могли сдержать линию фронта. Что давало Киеву возможность, наконец, заняться реформами. Тем более, что западные партнёры уже едва ли не открытым текстом заявляли, что устали от «речей про реформирование». И, как в том же Давосе дали понять правительству: «Будет работа – будет поддержка, будет трёп о работе — загибайтесь сами».
Ситуация видна и Кремлю. Рецепт напрашивается сам собой – активизация конфликта и несколько «разгромов ВСУ» (либо медийной волны про разгромы) может вызвать очередной мини-кризис в Киеве. Что, естественно, очередной раз отложит начало реформ.
Предпосылки для Кремля, на первый взгляд, идеальные. Украинская экономика производит новую военную технику. Но масштабы производства несравнимы с «военторгом Путина». Западные страны не спешат вооружать украинскую армию. Что логично – ВСУ, НГ и добровольцы не продемонстрировали миру «историю успеха». А давать вооружение тем, кто побежит в бою — вооружать другую сторону.
Ситуация после Илловайска в Украине
После первого минского соглашения украинское правительство сделало несколько правильных шагов.
В военной сфере:
- Выбор формата перевооружения. Трезвая оценка потенциала ВПК продиктовала необходимость сконцентрировать усилия на модернизации старой техники. Предвидя возмущённые возгласы в ФБ замечу: танки не ангелы собирают. Менеджеров и сетевых в Украине хватает, а вот квалифицированных токарей и фрезеровщиков нет. Кроме того, значительная часть узлов того же Оплота производится за рубежом. В том числе в РФ. А денег на покупку – нет. Поэтому производится то, что в значительной мере состоит из отечественных комплектующих. А так же то, что можно сделать быстро по причине короткой производственной цепочки.
- Выработка планов мобилизации. Можно сколь угодно долго восхищаться силой бойцов на фронте. Но потери есть потери. Усталость есть усталость. И замена людям на фронте нужна.
В экономической сфере
- Реальное восприятие ситуации в виде перспектив возвращения части Донбасса. И, как результат, отказ финансировать «народные республики». С одной стороны это даёт экономию бюджетных средств. С другой – покладает заботу о любителях русского мира на сам русский мир.
- Разработка пусть не идеального, но реального бюджета. А так же отказ от бесполезной поддержки курса гривны
- Одновременная отработка двух схем поиска новых людей в министерства: с помощью местных кадров, но с очень жёсткой проверкой (в т.ч. полиграф) или нанятых внешних спецов.
Таким образом, за короткое время Украина:
- Стабилизировала и локализовала очаг нестабильности;
- Повысила боеспособность силовых структур;
- Вплотную подошла к началу реформ.
Ближайшие задачи – формирование полноценной армии и нацгвардии в военной сфере и реформирование страны.
Читать продолжение >>