Семь цитат от Надежды Савченко: правда, обман и манипуляции
Фактчек Надежды Савченко выявил, что политик пытается вернуть в повестку дня термин “военное положение” и думает, будто российские артисты до сих пор популярны в украинской столице. При этом Савченко не совсем понимает роль кредитов МВФ в украинской экономике.
После своего возвращения из российского плена в конце мая 2016-го Надежда Савченко дала немало интервью украинским и западным журналистам. Но содержательных, наполненных фактами речей, которые мог бы проверить VoxCheck, она не произносила. Преимущественно народный депутат от БЮТ выражала свое отношение к тем или иным событиям – то, что фактчек не проверяет. Первое ее выступление, подлежащее проверке – большая пресс-конференция 2 августа, когда политик объявила своеобразную программу действий. Свою речь она также опубликовала на странице в Facebook. VoxCheck проверил семь цитат Савченко, из которых выделил десять утверждений. Семь из них оказались ложными или манипулятивными и только три правдивыми.
1. О том, что власть планирует ввести военное положение
“Почему же два года украинская власть говорила, что у нас антитеррористическая операция, а теперь хочет ввести военное положение?!”
Манипуляция. Вопрос о введении военного положения первым в этом году поднял секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов. 19 июля он сообщил о возможности введения военного положения вследствие “активных агрессивных действий российских оккупационных войск”. “В случае продолжения этих опасных тенденций (обострения ситуации на Донбассе – прим. ред.), Украина будет принимать все необходимые меры для защиты целостности нашей страны и безопасности граждан, вплоть до внесения в повестку дня СНБОУ вопрос о введении военного положения”, – отметил Турчинов.
21 июля заявление Турчинова опроверг представитель Администрации президента по вопросам АТО Андрей Лысенко. “Во-первых, это слухи. Во-вторых, если вдруг примут такое решение, то оно будет официально озвучено официальными лицами. Для чего запускают эти слухи? Причина одна – дестабилизация внутренней ситуации в стране с подтасовкой фактов. Пусть народ живет спокойно “, – сказал Лысенко.
С тех пор, по данным Центра контент-анализа, не было никаких официальных заявлений о введении военного положения в Украине.
2. О недрах украины во время военного положения
“Хочу чтобы вы поняли, что военное положение замораживает развитие экономики страны и позволяет действующей власти неограниченно, безотчетно, распоряжаться всеми недрами земли, ресурсами страны и даже ее народом военных нужд”.
Неправда. Во время действия военного положения могут вводиться ограничительные мероприятия, определенные ст. 8 соответствующего Закона Украины, в частности:
трудовая повинность,
принудительное отчуждение имущества,
комендантский час,
ограничение свободы передвижения,
запрет на проведение митингов и тому подобное.
Но в законе нет ничего об отчуждении недр или посягательстве на жизнь и здоровье людей. Во время военного положения Конституция Украины и законы Украины продолжают действовать, а это значит, что природные ресурсы остаются в собственности украинского народа, как это предусмотрено ст. 13 Конституции Украины. Права и свободы человека могут быть ограничены за исключением тех, которые предусмотрены ч.2 ст.64 Конституции Украины, в частности: право на жизнь, право на жилье, презумпция невиновности и другие.
Что касается заморозки развития экономики, то теоретически во время военного положения может прекратиться приток прямых иностранных инвестиций. Но сегодня ПИИ, поступающие в Украину, это на 95% инвестиции в банковский сектор (по крайней мере за I квартал, более свежих данных нет). Банковский сектор проходит достаточно сложную процедуру очистки уже два года подряд и нуждается в деньгах инвесторов для увеличения капитала. Опыт других стран, которые вводили ограничения, связанные с войной, неоднозначен – от падения экономики до ускорения роста. Это зависит от многих факторов, в первую очередь от последствий военных действий. Следовательно, нельзя говорить об однозначном ухудшение ситуации в результате введения военного положения.
3. О военном положении как инструменте удержания власти, о перевыборах и кредитах МВФ
“Что нужно власти: удержаться у корыта любой ценой! Для этого лучше всего объявить военное положение в Украине, не допустить перевыборов и оставить Верховную Раду работать в таком составе как есть. При этом и дальше выпрашивать деньги у Международного валютного фонда на развитие армии в Украине и прекращение войны и дальше воровать их себе в карман благодаря процветающей коррупции в Украине”.
Несмотря на то, что эта цитата Савченко во многом является мнением политика (например, что власть хотела бы “удержаться в корыта любой ценой”), в ней также есть утверждения, основанные на фактах относительно:
Удержания власти через введение военного положения в Украине
Предпосылок для перевыборов
Финансировании армии за счет кредитов МВФ
Именно эти факты мы и проверили.
Об удержании власти посредством введения военного положения
Правда. Правовой основой введения военного положения является Конституция Украины исоответствующий Закон Украины. Военное положение вводится указом президента Украины и утверждается Верховной Радой. Основаниями введения военного положения являются: вооруженная агрессия или угроза нападения, опасность государственной независимости Украины и ее территориальной целостности.
Савченко права в том, что в случае военного положения власть в Украине не будет меняться, ведь ст. 19 закона о военном положении запрещает проведение выборов, референдумов, изменение Конституции. Президент в этом случае осуществляет общее руководство страной и стратегическое руководство ВСУ. Если во время военного положения срок полномочий Президента закончится, он автоматически продлевается до вступления на пост новоизбранного Президента после отмены военного положения.
Об условиях для досрочных выборов
Манипуляция. Внеочередные выборы депутатов назначаются Президентом Украины на основании и в порядке, установленных статьей 90 Конституции Украины, и проводятся в соответствии с ч.3 ст.15 “Закона о выборах народных депутатов Украины”.
В частности, Президент может объявить о досрочных парламентских выборах, если:
не сформирована коалиция депутатских фракций в течение одного месяца в Верховной Раде Украины;
не сформирован персональный состав Кабинета Министров Украины в течение шестидесяти дней после отставки Кабинета Министров Украины;
в течение тридцати дней очередной сессии пленарные заседания не могут начаться.
На сегодня ни одна из предпосылок не реализована и не выглядит вероятной в ближайшем будущем, поэтому говорить о допущении или недопущении перевыборов властью невозможно.
О финансировании армии за счет МВФ
Манипуляция. Программа сотрудничества Украины с МВФ включает в себя ряд принятых Украиной обязательств: проведение реформ в энергетической сфере и банковском секторе, борьба с коррупцией, усиление независимости Национального банка, стабилизация платежного баланса, реформы государственных предприятий, наращивание золотовалютных резервов и многое другое, что в целом можно определить как стабилизация экономики и восстановление ее роста. Все эти цели никак не касаются развития армии, финансирования войны или ее прекращения. В целом наибольшая часть средств МВФ направляется в резервы НБУ для поддержки платежного баланса. Так, из двух траншей, которые Украина получила от МВФ по текущей программе на общую сумму 6,6 млрд. Долл. США, большая часть (3,9 млрд долл., или 59% от полученных средств) была направлена на пополнение золотовалютных резервов Нацбанка, остальные – на финансирование дефицита государственного бюджета.
Большая часть средств, которые попадают в бюджет, не имеют целевого назначения. В Украине не существует привязки отдельных доходов и расходов общего фонда бюджета, и поэтому нельзя утверждать, что определенная гривна общего налога или сбора пошла на финансирование образования, пенсий или АТО. То же касается и нецелевых кредитов, в том числе и от МВФ – они не направляются на конкретные расходы.
Зависит ли бюджет Минобороны от кредита МВФ? Из имеющихся фактов можно сделать вывод, что нет:
не было ни одного пересмотра расходов Минобороны в результате получения первого транша от МВФ весной 2015 года;
очень маловероятно, что расходы на МО были бы меньше в отсутствие кредита МВФ;
2016 году Украина не получала средств МВФ, но бюджет МО не было сокращено и не объявлено планов о таком сокращении.
Кроме того, более 9/10 расходов общего фонда госбюджета не связаны с Минобороны.
Подытоживая выше сказанное, нельзя утверждать, что кредиты МВФ идут на финансирование армии, потому что это нецелевые кредиты и на какие именно расходы пошел каждый доллар кредита – неизвестно. Более того, нет прямой зависимости расходов Минобороны от кредитов МВФ. Поэтому утверждение Савченко – манипулятивное.