Стоя или на коленях
09:00 03.04.2016
You must be registered for see images
В Российской Федерации ширится дискуссия о том, как будет происходить примирение двух соседних стран, Украины и послепутинской России.
Для Украины этот внезапно начавший в российском обществе разговор - по меньшей мере преждевременный. В Украине все еще идет война, конца и края которой не видно. Но в России, видимо, это никого не смущает. Там запускают сайты, на которых якобы граждане двух стран якобы ведут диалог о том, что мы все-таки братья, и что невозможно нас рассорить. А лидеры мнений транслируют путинский посыл о том, что власть в Украине не стабильна, и все там может очень скоро развернуться в прежнее русло рабской покорности и нефтегазовой зависимости.
You must be registered for see images
Ну, на российских "лидеров мнений" мы уже давно не обращаем внимания. Чего не скажешь о голосе российской оппозиции. К ней мы пока прислушиваемся. Хотя бы для того, чтобы понимать, о чем будет говорить Россия после Путина, когда у нынешней оппозиции появится шанс распространить свое влияние шире, чем на 8% населения.
На этой неделе в российском журнале
Slon появилась статья Олега Кашина "Смогут ли помириться Украина и Россия в ближайшем будущем". Для тех, кто не знает, Олег Кашин - оппозицонный российский журналист. За профессиональную деятельность попадал в "черные списки ФСБ", подвергался нападению со стороны российских националистов из организации "Наши", которые даже объявили Кашина врагом России.
Сейчас журналист работает в оппозиционных российских СМИ "Дождь", Slon, Colta. Его вердикт о будущем примирении наших стран таков: помиримся, но становиться на колени, как того ждет от нас Украина, не будем. Ну прямо комплекс у них какой-то с этими коленями.
"У современных украинских публицистов очень распространен навязчивый образ немецкого канцлера Вилли Брандта, стоящего на коленях у памятника жертвам Варшавского гетто. Так выглядит наше будущее примирение, если смотреть с другой стороны российско-украинской границы: будущий российский президент приезжает в Киев, подписывает акт приема-передачи Крымского полуострова, а потом подходит к памятнику «Небесной сотни» или героям АТО, встает на колени и кается за все, что сделала Украине путинская Россия... "
По мнению Кашина, Украина ждет именно такого сценария, и совершенно напрасно.
"...Донбасс - это то, что действительно придется возвращать Украине, помогая ей восстановить государственность и инфраструктуру на испорченных «русским миром» территориях и не ожидая никакой благодарности взамен... Важно понимать, что Крыма это касаться не должно. Крым, очевидно, так и останется местом приложения противоречий между РСФСР и УССР, и властям будущей России в любом случае придется искать какое-то другое будущее для полуострова вместо фантастического и направленного против крымчан «возвращения» на украинских условиях. Классик в этом смысле абсолютно прав – Крым не бутерброд. Власть, которая будет не в состоянии его удержать, очень скоро обнаружит, что она вообще не нужна России".
Углубляясь в историю, Олег Кашин сводит войну, развязанную Кремлем на востоке Украины, к конфликту с советским шлейфом между условными РСФСР и УССР.
"В конфликте, вошедшем в активную фазу в 2014 году, друг другу противостоят РСФСР с самоощущением Российской империи и УССР с самоощущением Польши. Лучшим способом помириться было бы взаимное аннулирование этих самоощущений, но в реальности стоит исходить из того, что украинская сторона после Майдана и войны еще сильнее укрепится в том, что она – страна не Хрущева и Брежнева, а жертв голодомора, бойцов УПА и героев АТО, перед которыми любой человек из Москвы должен, как Брандт перед варшавянами, встать на колени (а даже если и встанет, то все равно не простят). Поэтому, скорее всего, послепутинской России придется выкручиваться самой и понять прежде всего про себя что-то, что не было понято ни в 1991 году, ни позже".
А далее Олег Кашин говорит о необходимости гражданам Российской Федерации переосмыслить самих себя, перестать мнить себя наследниками империи . Тем не менее, совершенно очевидно, что ни сам Олег Кашин, ни его многочисленные соотечественники пока к отказу от имперскости не готовы.
"Вопрос покаяния, пресловутые колени Брандта – этой темы в российско-украинских отношениях будущего просто не должно быть. Локальные войны между соседними странами – история человечества знает их больше, чем глобальных катастроф масштаба Второй мировой войны. Нынешние сербы и хорваты, может быть, и не братаются, но и глотки друг другу не режут – мы с украинцами больше похожи на них, чем на немцев и евреев или поляков, и вести себя нам придется точно так же – не взваливая на себя лишнюю вину, заново учиться соседствовать, торговать, путешествовать и понимать друг друга. Государственная и историческая мудрость, которая потребуется будущей российской власти при выстраивании отношений с Украиной, будет состоять в том, чтобы найти альтернативу модели «платить и каяться», которая, и это тоже важно понимать уже сейчас, ничего хорошего России не принесет. И не только России. Это стоит понимать и украинцам – мир и добрососедство для них возможны только с той Россией, которая будет лишена не только имперских амбиций, но и незаслуженной имперской вины", - резюмирует российский журналист.
На фото Мариуполь, 2015 г.
You must be registered for see images
You must be registered for see images
Сартана, 2014 г.
You must be registered for see images
И вот здесь хотелось бы Олегу Кашину возразить. "Незаслуженная имперская вина" сегодня существует только в зашоренном сознании российских граждан. Украинцы смотрят на этот вопрос без всяких экивоков. Есть суверенная держава Украина. Есть общепризнанные границы, в том числе признанные и Российской Федерацией. Это с одной стороны. А с другой - есть российские военные, которые воюют не в Ростове или Таганроге. Они воюют на украинской земле. Есть "Грады", минометы, БТРы , танки, которые имеют российскую маркировку. Все это оружие было незаконно доставлено в Украину и до сих пор убивает украинских граждан.
Наверное, можно было бы вспоминать конфликт с китайцами из-за Даманского острова, Югославию вспоминать, как это делает Кашин, и думать: ну вот там смогли забыть - и здесь забудут. Но проблема в том, что украинцы - не китайцы и даже не сербы. Согласитесь, и те, и другие все-таки далеко. У украинцев дедушки, бабушки, тети, дяди живут в России, а у россиян - в Украине. Ошибочно думать, что это обстоятельство является смягчающим. Самые большие обиды нам наносят самые близкие люди. Обида нанесенная Российской Федерацией - это удар Каина. И думать, что украинцам от соседей нужно коленопреклоненное покаяние - очень упрощенный взгляд на ситуацию.
Сегодня украинцы испытывают чувство глубочайшей несправедливости по отношению к своей стране, совершенной соседним государством. И несправедливость эта имеет длинный список: аннексированный Крым, оккупированный Донбасс, разрушенные дома, разворованные заводы (а Россия на оккупированных территориях ведет себя как обычный грабитель) и самое страшное - тысячи смертей, сломанные судьбы. Имеют ли право украинцы после всего этого на извинения? Безусловно имеют. И не важно, в какой позе они будут принесены - на коленях или стоя. Но аналогия с Германией здесь не совсем точна. Как говорится, есть нюанс. Гитлеровская Германия никогда не отрицала своих преступлений. В отличие от Российской Федерации. И потому Украина ждет от россиян не извинений и покаяния, как ждали, от немцев, например, поляки. Она ждет элементарно -
признания своей вины, что, естественно, невозможно без вывода российских солдат и оружия с Донбасса и Крыма. Поэтому пассаж об акте приема-передачи Крыма не попадает в цель. Какие акты? Просто уходите тем же путем, как и пришли.
Пожалуй, говоря о примирении Украины и постпутинской России, надо вспоминать не Китай, а Грузию и Абхазию. Абхазские грузины, которые бежали от войны в Украину и сегодня вынуждены оставаться в оккупированном Донецке, говорят, что Россия в Донбассе разыграла тот же сценарий, что и у них на родине. "Все угадывалось до последней точки", - говорят они. Сепаратистский конфликт в Абхазии, разжигаемый российским оружием, танками и авиацией, вылился в тысячи жертв. По официальным данным, абхазы убили более 10 тысяч грузин. Есть свидетельства и о жестокостях со стороны грузинской армии.
В конце прошлого года, спустя более 20 лет после абхазско-грузинской войны, в центре Тбилиси прошла акция "Обними абхаза". Несколько молодых людей стояли молча с табличками на груди "Я абхаз. Обними меня". Многие подходили. Плакали.
Сегодня в Грузии верят: когда-нибудь, возможно, еще лет через 20, грузины и абхазы смогут начать говорить друг с другом, для того чтобы понять, простить и жить дальше.
Получится ли простить у Украины? Пока идет война, об этом рано говорить.