You must be registered for see links
17.03.16 07:22
You must be registered for see links
You must be registered for see links
Почему в Украине не работают реформы. Сможет ли нынешнее правительство отодвинуть олигархов от власти и будет ли на то политическая воля властьимущих. Почему политики отказываются работать с Яценюком. Насколько неизбежны сейчас парламентские и президентские выборы. И, наконец, не стоит ли Украина на пороге очередного кровавого Майдана. Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью
You must be registered for see links
рассказал экс-министр экономики Украины, президент Центра рыночных реформ, депутат Киевсовета Владимир Лановой.
Владимир Тимофеевич, на ваш взгляд, могут ли кредиты МВФ хоть как-то гарантировать стабилизацию экономики Украины?
Разумеется, нет. Стабильность достигается только в том случае, когда система работает и дает положительный результат, направленный на эффективность, на профицит, на инвестиции, на увеличение потенциала и т.д. То есть финансовая стабильность возможна лишь на базе развития, которое укрепляет и реализует экономический потенциал.
А в нашем случае?
Если экономика находится в пассивном состоянии, то есть лежит либо даже катится вниз, никакой финансовой стабильности быть не может.
Тогда как оценить нынешнюю ситуацию с бесконечными кредитами МВФ?
Международный валютный фонд является организацией, которая помогает кредитовать страны, испытывающие дефицит торговли и не выполняющие свои платежные обязательства. Это приводит к ограничению мировой торговли и убыткам со стороны стран -- производителей экспортной продукции. Естественно, страны --производители экспортной продукции, страны-экспортеры заинтересованы в том, чтобы страны-импортеры имели деньги. Именно в этих критических ситуациях и приходит на помощь МВФ.
Сейчас он затормозил выдачу нам кредитов. Но не потому, что какое-то там положение не выполнено, а потому, что мы достигли необходимого сбалансированного торгового баланса и необходимости в том, чтобы нас кредитовать, уже нет, тем более, что кредиты эти в конце концов ведут к увеличению импорта. А, как вы понимаете, увеличение импорта ведет к дисбалансу и необходимости в получении других кредитов.
Если посмотреть на нашу историю с 1992 года, то мы увидим, что МВФ помогал нам, когда у нас был дефицит торговли. Дефицит накапливался, мы выходили, и они его оплачивали. Все почему-то думают, что МВФ – это всемирная организация, а на самом деле – это частная организация, образованная странами -- членами ООН, чтобы помогать странам, испытывающим необходимость в импорте либо из-за своей отсталости, либо из-за того, что они реформируют страну. Пока в этом у нас необходимости нет.
Но ведь нам нужны кредиты, не так ли?
Безусловно, но нам нужны кредиты в виде оборудования и технологий. Возможно, в виде определенных видов энергии, ибо это предусмотрено Планом Маршала. Сотрудничество с МВФ должно быть, но не в виде продолжения выдачи нам кредитов.
Владимир Тимофеевич, нынче очень много говорят о реформировании власти в Украине. На ваш взгляд, сбылись ли анонсированные властью обещания или мы видим очередной мыльный пузырь?
В нашей стране правят олигархи, которые сконцентрировали в своих руках основные промышленные и финансовые активы страны. Следовательно, даже на общенациональном уровне от них очень многое зависит.
Даже действия правительства?
Безусловно. Проблема в том, что действия правительства не должны идти вразрез с желаниями олигархов. Они не могут бить по олигархам, потому что те озлобятся, встанут на дыбы и ситуация только усугубится. И в этом заключается основная сложность. Но, тем не менее, нам нужно поднимать экономику и давать возможность олигархам уходить из сфер политики, СМИ и заниматься бизнесом, финансами, инвестициями и т.д. В этом и должна заключаться деолигархизация страны.
А если этого не произойдет?
Тогда мы опять получим парламент искаженного типа, который не будет отражать национальных интересов. Это опять будет безвольный парламент, который будет слушать своих руководителей, находящихся за пределами Верховной Рады. Именно поэтому у нас сейчас отношение к правительству крайне неадекватное: контроля нет, правительство не отражает актуальные задачи общества, приходят люди с крайне ограниченными возможностями и установками. Они больше ориентированы на решение тех или иных бизнес-вопросов, а не национальных проблем. Они ждут, когда получат очередные запросы от бизнеса, а национальные интересы не доминируют над этими локальными решениями.
В идеале отношения власти и крупного бизнеса должны быть достаточно сдержанными, но возможно ли это в нынешних реалиях Украины?
Вопрос даже не в крупном бизнесе, а в олигархическом устройстве. Например, есть ситуация, когда экономическая элита присваивает себе права политической элиты, т. е. она подчиняет себе политическую элиту. И в результате политической элиты как выразителя общественных, национальных, государственных интересов уже просто не существует. Даже вопрос армии у нас подчиняется олигархам, потому что они выполняют заказы, заключают договора, получают деньги под эти договора и т. д.
Т. е. речь идет о том, что бизнес, как крупный, так и средний, мог бы заниматься своим делом. Это основной принцип, к которому пришли страны Северной Америки и Западной Европы, где нет крупных бизнесменов, которые содержали бы партии. Там есть ограничение на количество телеканалов в одних руках. Например, если продается один телеканал или крупная газетная империя, то именно правительство решает, продавать ли конкретному человеку этот канал или газетную империю, концентрировать ли в одних руках 2--3 медиа-ресурса или нет. Как правило, основным принципом ЕС является недопущение концентрации в одних руках таких ресурсов с целью недопущения порождения империй.
Но если у нас экономические элиты все-таки намного сильнее политических, на ваш взгляд, насколько реально действительно убрать олигархов от власти? Т. е. убрать де-факто, а не де-юре?
У нас сейчас идет резкое ослабление финансового положения экономических элит в виде олигархических холдингов. Они декапитализируются, падает их стоимость. Самые крупные промышленные корпорации переживают дефолт, объявлены планы по реструктуризации. Т. е. внешние обязательства по возвращению долгов нашими крупнейшими холдингами не выполняются. Хотя нужно признать, что это все вполне предсказуемо и логично. Дело в том, что олигархическая форма владения предприятиями, которая не предусматривает их конкурентной борьбы, а значит, не стимулирует их к обновлению и постоянной модернизации, к поиску новых рынков, новых видов продукции, приводит к тому, что предприятие быстро устаревает, даже если находится в частных руках. А про государственные предприятия я вообще молчу, там вообще не бывает ни реконструкции, ни хоть какого-то технического переоснащения. Но даже в частных компаниях не происходит обновления, и в результате они теряют свою конкурентоспособность. В результате мы не имеем возможности экспортировать ту продукцию, которую еще вчера экспортировали, и это говорит о том, что холдинги привели промышленные объекты к упадку. На базе такой олигархической формы управления и владения, т. е. без конкуренции, не будет восстановления экономики.
То, что мы сейчас видим, т. е. падение производства, падение ВВП, падение уровня доходов, – это все результат олигархического владения промышленными объектами. Без конкуренции, без становления рыночной системы не будет никого эффекта в восстановлении роста производства.
Значит, вопрос не только в удалении крупного капитала от политики и влияния на политику, но и в развитии конкурентной рыночной системы?
Безусловно. Нам нужна именно система, а у нас, к сожалению, ее пока нет.