Первое, что сразу следует сказать, при чтении и толковании приведенного документа, - ни в нем, ни в других документах, подписанных в рамках минских переговоров, не упоминаются словосочетания "Донецкая народная республика", "Луганская народная республика", либо аббревиатуры "ДНР" и "ЛНР". Для мира, для официальных отношений, тем более для юридических документов международного характера такие структуры не существуют, они есть только в воображении и в пользовании боевиков и Кремля на уровне внутреннего сленга.
Соответственно, заявления, комментарии или иные действия Захарченко в качестве некоего "главы ДНР" или от имени "ДНР" с юридической точки зрения равны нулю и равнозначны тому, как если бы террористы пытались вести разговоры с силовиками не от себя лично, а от имени захваченных ими заложников.
Теперь конкретно по тому, что было сказано на пресс-конференции и зафиксировано на видео.
Захарченко начал с зачитывания пункта 9 Комплекса мер. Приводим этот пункт полностью.
"Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы".
Поскольку приведенный пункт содержит отсылочную норму на пункт 11, следует привести текст этого пункта.
"Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании[1], до конца 2015 года. (См. примечание)".
Вновь имеем отсылочные нормы, так что не обойтись и без примечаний.
"Примечание:
Такие меры в соответствии с Законом «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» включают следующее:
- освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- право на языковое самоопределение;
- участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
- государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
- содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
- создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены".
Прочитав пункт 9, Захарченко утверждает, что Украина обязана согласовывать с ним и с Плотницким, как с главами "республик", все свои действия и законы, однако она этого не делает, поэтому ДНР и ЛНР будут действовать по своему разумению.
Однако анализ приведенных выше положений показывает, что речь в документе идет не о псевдообразованиях с названиями "ДНР" и "ЛНР", а об отдельных районах двух украинских областей - Донецкой и Луганской (сокращенно - ОРДО и ОРЛО), которые как с точки зрения украинского законодательства, так и с точки зрения международного права, были и остаются украинскими территориями.
В то же время, Захарченко даже сам себя не считает представителем этих отдельных районов Донецкой области, он позиционирует себя как глава оккупированных территорий, самоназвавших себя "ДНР", и все время подчеркивает, что Украина - это нечто отдельное, чему он не подчиняется.
Возьмем, например, такое утверждение Захарченко "Как я вижу устройство Украины, соседнего государства - это ключевое слово - я предлагаю Украине централизованно разойтись, как это сделали Чехия и Словакия". То есть, он априори уже признал "ДНР" даже не ОРДО, а отдельным самостоятельным государством, а себя, естественно, главой этого государства. Если брать за основу это утверждение, то в Минских соглашениях отсутствует положение, предусматривающее согласование Украиной своих действий и законов с "главой соседнего государства", даже если под этим подразумевать не какое то непонятное "ДНР", а действительно самостоятельное государство Россия, хотя де-факто именно этого и добивается Путин.
Далее Захарченко объявляет - раз Украина не хочет, то мы сами проведем выборы. В этой фразе что ни слово, то отъявленный цинизм.
Согласно Комплексу мер выборы в ОРДО и ОРЛО должна проводить Украина по своим законам. Это означает, что решение о проведении выборов будет принимать Верховная Рада, а не главарь "ДНР, Но, чтобы парламент мог назначить выборы, там прежде должен быть выполнен пункт 10, текст которого приводился выше, а именно - в ОРДО и ОРЛО должна быть проведена демилитаризация, они должны возвратиться в правовое поле Украины, и, что очень важно, Украине необходимо восстановить полный контроль над своей государственной границей.
И вот здесь тоже интересный момент - как трактуется понятие государственной границы Украины в Кремле. Захарченко юлит и объясняет навеянную ему кремлевскую позицию - Украина полностью контролирует свою государственную границу, потому что она проходит по сопряжении с "ДНР".
Даже Россия соглашается с тем, что ОРДО и ОРЛО - это украинские территории, что это часть Украины. Вдобавок, границы государства по международному праву являются неизменными и существует специальный порядок делимитации и демаркации государственных границ. Но, как Кремль, так и Захарченко, стараются этот вопрос скомкать, а еще лучше, умолчать.
А, главное, они не выводят войска и вооружения из оккупированной части Донбасса, не разоружают боевиков, что делает невозможным проведение там законных выборов.
Кстати, в соответствии с пунктом 12 Комплекса мер выборы в ОРДО и ОРЛО будут проведены "на основании Закона Украины" и отдельно отмечается, что "выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ". Естественно, в случае проведения выборов в "ДНР" по своим правилам, как объявил Захарченко, ни о каком соблюдении указанных положений Минских соглашений речи быть не может, такие выборы мир не признает, а "избранные" на таких выборах не могут считаться законными представителями ОРДО и ОРЛО.
По смыслу положений Комплекса мер под представителями ОРДО и ОРЛО понимаются официально и законно избранные органы местной власти, которых население этих районов изберет в соответствии с украинским законодательством. На сегодня таковых нет и Кремль с боевиками всячески препятствуют проведению выборов по их избранию.
Следует также отметить, что, например, глава российского МИД Сергей Лавров после переговоров с Джоном Керри сказал, что достигнута договоренность выполнить Минские соглашения в полном объеме. Однако Кремль и с его подачи Захарченко всегда опускают и замалчивают наличие пункта 10, в котором указано такое интересное требование: