Как на самом деле делаются реформы: опыт отца «шоковой терапии» Бальцеровича
2 января 2016 | 18:54
You must be registered for see images
Нынешняя политическая ситуация в Украине требует кардинальных реформ, однако отечественные государственные деятели имеют слабое представление о том, каким путем их необходимо проводить.
В связи с этим в соцсетях активно обсуждают главных мировых реформаторов, опыт которых был бы прекрасной помощью в трансформации нашей страны.
Так, одной из таких личностей является 68-летний польский реформатор Лешек Бальцерович. Информацию о его так называемом плане реформ активно делятся в сети:
«Он родился в небольшом городишке Липно, находящемся между Познанью и Вроцлавом, в 1947 году. В 1970-м окончил с отличием отделение внешней торговли Главной школы планирования и статистики в Варшаве. В 1974 году получил звание магистра в университете Св. Джонса в Нью-Йорке, а в 1975-м защитил докторскую диссертацию в Варшаве.
Вступив в начале 80-х наряду со многими прозападно ориентированными интеллектуалами-технократами своего поколения в ряды «Солидарности», Бальцерович не играл в ней видной политической роли. Сотрудничая с «Сетью» — союзом нескольких крупных предприятий, объединившихся под эгидой «Солидарности», — молодой экономист начал разработку своего плана, при помощи которого Польша должна была совершить «большой скачок» в рыночную экономику. Один из лидеров «Солидарности», Яцек Куронь, впоследствии писал о Бальцеровиче: «Кому еще в начале 80-х могла прийти в голову идея создания собственной экономической программы, когда мясо было по карточкам?»
Во время «круглого стола», проходившего в феврале — апреле 1989 года, за который уселись вместе правящая коммунистическая партия и оппозиция, «Солидарность», чтобы определить, каким путем Польше идти дальше, он был лишь рядовым участником дискуссии. Однако после ухода в отставку последнего коммунистического правительства Мечислава Раковского и прихода к власти «Солидарности» в сентябре 1989 года Бальцерович в 42 года становится экономическим вице-премьером и одновременно министром финансов в первом некоммунистическом кабинете Тадеуша Мазовецкого.
К моменту прихода к власти «Солидарности» финансовая система Польши была разрушена, снабжение парализовано, цены росли на фоне всеобщего дефицита. Требовались неотложные меры по формированию механизмов рыночного хозяйства, финансовой и денежной стабилизации. Необходимо было срочно «открывать» экономику и сделать страну привлекательной для иностранных инвестиций. Лидер «Солидарности» Лех Валенса в поисках «польского Эрхарда» перебрал не одну кандидатуру. Многие видные экономисты отказались от этой чести. Бальцерович согласился.
Сам он любит говорить о себе: «Я не был бы политиком, если бы жил в нормальные времена». Времена на его долю достались действительно неординарные, и поэтому политическая карьера Бальцеровича развивалась стремительно.
«Польским реформаторам из правительства Мазовецкого-Бальцеровича было трудно именно потому, что они были первыми, — писал о польских реформах Егор Гайдар, которого в начале 90-х на Западе называли «русским Бальцеровичем». — Опыта выхода из развитого индустриального социализма и формирования на его базе полноценной рыночной экономики не было ни у кого. Масштабы порожденных переходными процессами экономических и социальных проблем, проверка адекватности теоретического аппарата, выработанного для устойчивых рыночных экономик, в условиях постсоциалистического наследия — с этим на практике предстояло столкнуться впервые».
Уйдя из правительства, Бальцерович на некоторое время ушел в научные штудии, стал профессором Главной торговой школы в Варшаве, читал лекции в престижных университетах стран Западной Европы и США, опубликовал несколько книг об опыте польских реформ. Но репутации блестящего экономиста ему было недостаточно: свои экономические воззрения он хотел воплощать в жизнь, а не декларировать. В апреле 1994-го именитая компания бывших деятелей «Солидарности» — Бальцерович, Мазовецкий, Бронислав Геремек, Януш Онушкевич, Ханна Сухоцка, Кшиштоф Белецкий — организовала новую партию, Союз свободы. Политической базой Союза свободы стали отколовшиеся от «Солидарности» партии и объединения центристского типа вроде Демократического союза Мазовецкого и Польского либерально-демократического конгресса Белецкого. Председателем новой партии ее отцы-основатели единодушно избрали Бальцеровича.
За короткое время благодаря энергичной деятельности его лидеров, которые разъезжали по всей стране и миру, разъясняя суть программы «нового и улучшенного издания «Солидарности» (как называли новую партию), Союз свободы превратился в самую многочисленную польскую партию. На парламентских выборах 1997 года он выступил весьма успешно, собрав 13 процентов голосов и заняв третье место — после «Солидарности» и социалистов. Победившая на выборах, но не получившая абсолютного большинства «Солидарность» предложила Союзу свободы участвовать в формировании нового правительства. Так Бальцерович вернулся во власть. Причем в том же качестве, в каком он покинул ее в 1991-м, — экономического вице-премьера и министра финансов.
После выборов 2001 года Бальцерович становится президентом Национального банка Польши.
Суть реформ Бальцеровича в Польше
К началу реализации программы Бальцеровича (1 января 1990г) экономика Польши находилась в состоянии глубокого экономического кризиса, который носил системный характер. Кризисное состояние экономики проявилось, в первую очередь, в нарастающем спаде производства, гиперинфляции и снижении уровня жизни населения.
Выход из создавшегося положения руководство страны видело в проведении курса на кардинальные системные изменения:
• изменение структуры собственности,
• демонополизации экономики,
• полное введение рыночных механизмов,
• реформы финансовой и банковской системы, а также конвертируемости злотого, обеспечивающей открытый характер экономики.
Начало системных изменений предполагалось совместить с этапом стабилизации экономики, основными элементами обеспечения которой стали следующие финансовые меры:
1. Жестко ограничительная монетарная политика, выражающаяся в резком сокращении денежной эмиссии, а также в применении высоких процентных ставок на кредиты. Одновременно были упорядочены кредитные отношения, введен гибкий текущий процент во все договоры, заключенные в прошлом, и резко ограничено применение льготных кредитов.
2. Ликвидация бюджетного дефицита, главным образом, за счет значительного ограничения дотаций на продукты питания, сырье, средства производства, энергоносители и т.д., а также отмены большинства налоговых льгот и освобождений от уплаты налогов.
3. Либерализация основной массы цен (свыше 90% цен являются свободными) и повышение цен, остающихся под административным контролем (энергоносители, транспортные тарифы, квартплата и лекарства).
4. Введение частичной конвертируемости польской валюты – злотого – при ее значительной девальвации, унификации курса на всех рынках и либерализации внешней торговли.
5. Жестко ограничительная политика доходов, суть которой состоит, во-первых, ликвидации всеобщей полной индексации заработной платы, введенной в июне 1989г., во-вторых, установлении высокого прогрессивного налога на рост заработной платы на предприятиях, ограничивающую увеличение фонда заработной платы по отношению к росту цен с применением корректирующего коэффициента индексации, в-третьих, во введении уравнительного налога на заработанную плату, превышающую среднюю в 1,4 раза.
Именно этот комплекс финансовых мер и получил в Польше название «шоковой терапии».
С 1 января 1990г. правительство П. Мазовецкого приступило к реализации программы Бальцеровича и комплекса мер «шоковой терапии» как важнейшего элемента экономической политики на начальном этапе. Это означало вступление страны в период перехода к рыночной системе хозяйствования. Анализ начального этапа рыночных преобразований в Польше позволяет раскрыть один из возможных вариантов «технологии» перехода к новой экономической системе.
По отношению к предприятиям, в том числе и государственного сектора в сельском хозяйстве, проводилась жесткая кредитно-финансовая политика. Резко повышены ставки банковских кредитов, существенно увеличен налог на оборотные средства, ограничены возможности использования валюты предприятиями, сокращены государственные дотации. В целом отчисления предприятий составляли в тот период 4/5 всех заработанных ими средств. В сочетании с заметным ухудшением материально-технического снабжения вследствие сокращения внутреннего производства и импорта эти меры поставили предприятия в крайне сложное положение.
Новая экономическая политика создавала для сельского хозяйства столь же жесткие финансово-кредитные условия, как и для городского сектора. Были отменены практически все дотации для сельскохозяйственного производства, повышены ставки банковского процента для кредитования оборотных средств.