Эта неопределенность ставит страну в зависимость на годы.
«Нас пытаются убедить, что никакого особого статуса Донбасса в Конституции нет, что это «формальность» и «необходимое условия мира», что «тот, кто против изменений в Конституцию – тот хочет войны». Но «особый порядок местного самоуправления» – это просто другое название, которое не меняет сути», — полагает вице-спикер Сыроид.
На Львовщине местные советы не смогут формировать «народную милицию», а на Донбассе – смогут; на Черкащине местные советы не будут иметь влияния на назначение судей, а на Донбассе – будут; на Полтавщине убийц будут судить, а на Донбассе – нет — приводит она примеры.
Действительно, минские соглашения предполагают, что лидеры Донецкой и Луганской областей, в отличие от всех остальных, будут наделены привилегией влиять на назначение судей и прокуроров; смогут создавать так называемые отряды народной милиции якобы для поддержания порядка и получат право на языковое самоопределение. Киев не сможет досрочно прекращать полномочия местной власти в Донбассе. И ему придется позволить «республикам» сближаться с Российской Федерацией настолько, насколько это умещается в понятие «трансграничное сотрудничество». Напомним,
You must be registered for see links
, с помощью именно этого механизма Кремль еще до бегства экс-президента Виктора Януковича планировал отторжение части украинских территорий и включение их в состав России.
Такие привилегии можно называть «особенностями местного самоуправления», а не «особым статусом», но сути это не меняет, так же как война не перестала быть войной от того, что ее называют антитеррористической операцией.
«Речь идет именно о местном самоуправлении – выборах мэров, советов, формировании полиции, назначении силовиков и судей. В минских договоренностях есть сноска, где все это четко прописано. Это означает, что украинской власти на этих территориях может вообще не быть», — говорит Залищук.
В ответ на объяснения Банковой, что строка о Донбассе в проекте Конституции – это формальность, дипломатическая уловка и гибридный ответ на гибридную войну, вице-спикер Сыроид парирует: в Конституции не может быть формальностей. И приводит пример, за которым не нужно далеко ходить – Крым.
«В Конституции содержатся нормы прямого действия. В 1996 году в Переходные положения Конституции была внесена норма, которая предусматривала возможность размещения на территории Украины военных баз других государств. На этом основании Черноморский флот РФ находился в Крыму. Кому был нужен российский флот в Крыму? Кому нужен особый статус Донбасса?», — спрашивает она.
К сожалению для Украины, нужен он сегодня не только Москве и ее марионеткам. Уставшие от украинских проблем западные лидеры, участвующие в переговорах и подписавшиеся под минскими соглашениями, настойчиво склоняют Украину к исполнению принятого в Минске решения.
Накануне 16 июля, когда Рада собиралась впервые голосовать за проект Конституции (его передачу в КС), в американском посольстве в Киеве состоялась примечательная встреча между замгоссекретаря Викторией Нуланд и шестью украинскими парламентариями. На нее собрали то ли колеблющихся, то ли сопротивляющихся изменениям – вице-спикера Оксану Сыроид, Алексея Рябчина (Батькивщина), Светлану Залищук (БПП), Леонида Емца (НФ), Виктора Галасюка (радикальная партия) и Сергея Власенко (Батькивщина). С половиной из них побеседовало НВ, чтобы понять, какую позицию занял Вашингтон в украинском вопросе.
Нардепы подтвердили, что замгоссекретаря убеждала их поддержать президентский законопроект. Она аргументировала тем, что на этом настаивают канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд.
«Нуланд говорила, что Меркель и Олланд настаивают на внесении особого статуса Донбасса в Конституцию Украины, так как это является одним из пунктов Минских договоренностей, гарантом которых они выступили, — рассказывает присутствовавшая на встрече нардеп Залищук. — По их словам, в Минске Украина взяла на себя такое обязательство, и для дальнейшей поддержки позиций Киева им нужны аргументы, что Украина их выполняет».
В целом Нуланд соглашалась, что это болезненный и неприятный шаг, но призывала «смириться», рассказывают нардепы. В противном случае рассчитывать на внешнюю помощь Украина больше не сможет.
Парламентарии возражали, что статус Донбасса сто
ит лишь 11-м пунктом в минских соглашениях, а ему предшествуют еще 10, включая прекращение огня, отвод тяжелого вооружения и обмен пленными. Ни первое, ни второе, ни третье боевики не выполнили до сих пор, соответственно, ставить вопрос о конституционных изменениях – преждевременно. Нуланд парировала, что минские соглашения не являются списком последовательных шагов, и Украина должна внести изменения в Конституцию без всяких предусловий.
Тогда заместителю Госсекретаря задали вопрос: может ли Запад гарантировать, что если Киев выполнит взятые в Минске обязательства, то и противоположная сторона перестанет игнорировать свои? И каким будут шаги Вашингтона, если вслед за этим начнется эскалация конфликта со стороны боевиков? Обнадеживающих ответов на эти вопросы Нуланд не дала, повторив лишь фразу о том, что в случае эскалации конфликта
вырастет вероятность того, что России отключат SWIFT, а Украине – дадут оружие.
После этого сеанса убеждения пятеро из шестерых нардепов проголосовали против конституционных изменений.
Если описанный выше сценарий будет реализован, сосуществование Молдовы и Приднестровья покажутся Киеву несбыточной мечтой. Украина получит в своих границах квазигосударственное образование, марионетку России, которую ей придется финансировать.
«В отличие от Кишинева, Киеву придется выплачивать зарплаты и пенсии, в том числе амнистированным сепаратистам и российским наемникам, и вкладывать миллиарды в восстановление инфраструктуры Донбасса. Для полуживой экономики Украины это будет черная финансовая дыра. Мы получим подконтрольное России образование, которое будет жить за наш с вами счет», — говорит Сыроид.
Конституционные изменения коснутся не только Донбасса. Наделяя его особым статусом, Рада закладывает опасный прецедент в масштабах всей страны: по сути она демонстрирует всем территориальным единицам, что сепаратизм не только не карается, но и поощряется.
«Фактически эта норма делит Украину на две части. Это делает одну часть Украины особой», — говорит НВ журналист Сергей Гармаш, координатор Коалиции патриотических сил Донбасса (объединения общественных организаций из Донецкой и Луганской областей).
Если в Донбассе будут свои суды, своя армия, своя прокуратура, там никогда не будет демократических выборов, в которых смогут принимать участие переселенцы. Через симулякр местных выборов осенью к власти на этих особых территориях придут особе люди – вчерашние одиозные регионалы и амнистированные сегодняшние боевики. Более того, когда ситуация более-менее стабилизируется, Рада теоретически должна будет назначить довыборы в парламент в 15 округах Донбасса, где в 2014-м парламентские выборы не проводились из-за войны.
Кого вынесут наверх эти искаженные социальные лифты? Среди тех, кто всплывет на поверхность после этой видимости плебисцита, экс-глава Миндоходов эпохи Януковича Александр Клименко, уже год окучивающий Донбасс, может оказаться наименьшим из зол.
«Украиной это будет называться, но по сути Украиной это не будет. Все выльется все равно в войну, когда Украина будет воевать с Украиной, — полагает Гармаш. — Настроения сепаратистов по отношению к Украине лучше не стали после принятия этого «особого закона». А если они получат то, что им нужно, их аппетиты только вырастут, и Украина получит еще большую проблему. Минские соглашения – это соглашения о разделе Украины».
Возникает целый ряд и других вопросов. Кто будет платить за восстановление разрушенного войной Донбасса – это около $ 2 млрд? Кто будет отвечать по многомиллионным искам родственников сбитого над Донбассом Боинга? Каким образом Украина сможет привлечь к ответу Россию, если спонсируемая ею война после легализации «ЛНР» и «ДНР» станет внутренним украинским конфликтом? И будет ли такое решение вопроса означать, что введенные Западом против России санкции могут быть сняты?
Есть и вопросы, ответы на которые найти еще сложнее: если конфликт в Донбассе будет исчерпан описанным образом, за что тогда стояли украинские добровольческие батальоны? Тысячи украинских воинов погибли и стали инвалидами тысячи – за особый статус Донбасса?
На вопрос, почему сторонники конституционных изменений на Банковой отказываются обсуждать такой сценарий развития событий, собеседники НВ пожимают плечами: либо, не достигнув желаемого, там делают вид, что желали достигнутого; либо перед нами – сложный сеанс одновременной игры, в которой Киев надеется обыграть всех.
Источник:
You must be registered for see links