«Ирокезы» против Донбасса
Американцы сулят Украине наладить на ее земле производство грозы вьетнамских джунглей
Украина, никогда прежде не производившая собственных боевых вертолетов, может скоро обзавестись ими. При этом никакого чуда не предвидится. Просто Соединенные Штаты обговаривают с Киевом возможность начала сборки в этой стране далеко не нового американского многоцелевого UH-1, более известного в армейских кругах под названием «Ирокез». Об этом рассказал генеральный представитель компании Southwest Florida Aviation International на Украине Сергей Твердохлеб в интервью, опубликованном в новом номере журнала Defense Express «Экспорт оружия и оборонный комплекс Украины».
Киеву предлагается следующее. Американцы хотят не только продавать Киеву вертолеты и снабжать их запасными частями и комплектующими. Они намерены развернуть здесь производство, а также создать совместное американо-украинское КБ. Еще одна цель — за три копейки привлечь талантливых местных авиаинженеров для разработки новых поколений вертолетов.
В перспективе кроме производстве вертолета UH-1, ставшего наряду с F-4 Phantom II и B-52 наиболее узнаваемым символом Вьетнамской войны, предлагается также организовать на Украине выпуск совершенно нового двухдвигательного вертолета, сравнимого по своим характеристикам с Ми-8. Кроме этого — начать производство скоростного вертолета, который будет развивать скорость около 450 км/ч.
Таким образом, «Ирокез» — это просто старт крупной программы: недорогой, с базовой стоимостью порядка 3 млн. долларов вертолет, который даст возможность воплотить в жизнь весь проект.
Отметим, что история вертолета Bell UH-1 Iroquois, одного из самых известных и массовых машин в истории вертолётостроения, началась в середине 50-х годов. После принятия в 1959 году на вооружение, «Ирокез» сразу же был отправлен во Вьетнам. Исходя из опыта боевых действий, производитель непрерывно совершенствовал вертолет, появлялись новые модификации, с улучшенным оборудованием и более мощными двигателями.
В общей сложности во Вьетнаме воевали 7013 вертолетов UH-1. Из них в боях потеряна почти половина — 3305 единиц. Погибло 1074 пилота «Ирокезов» и 1103 других членов экипажей.
С начала серийного производства в 1960 году было выпущено более 16000 UH-1 различных модификаций. Машины этого типа применялись более чем в 90 странах. Значительная часть «Ирокезов» до сих пор в состоянии подниматься в воздух.
Правда, вертолёты семейства UH-1 в армии США вытеснены более грузоподъёмным и скоростным Sikorsky UH-60 Black Hawk. Однако Корпус морской пехоты до сих использует компактные «Ирокезы» на палубах УДК.
Но вернемся к Украине. Насколько реалистично предложение по американо-украинскому сотрудничеству в области вертолетостроения?
Украина никогда не строила вертолеты, однако двигатели для них выпускала еще со времен СССР. До объявления Украиной эмбарго на поставку в Россию продукции двойного назначения, запорожский «Мотор Сич» поставлял вертолетные двигатели для российских Ка-31, Ка-32, Ми-17, Ми-8 МТВ, Ми-24, Ми-28, говорит заместитель директора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев.
— Да, армия США уже не использует «Ирокезы». Это устаревший вертолет, от которого уже начали отказываться его эксплуатанты. Но Киеву выбирать не приходится. Все, что было у Украины — производство вертолетных двигателей в Запорожье. Однако в связи с объявленным эмбарго оно стремительно разрушается. Ведь кроме России никому их двигатели не нужны.
Исходя из этого, предложение американцев по поводу «Ирокеза» со стороны выглядит благородно. Однако США ничего не будут делать себе в ущерб. Фактически они хотят наладить в соседней с нами стране очередной рынок сбыта устаревшей техники.
Причем, с одной стороны, такие проекты будут держать Киев на коротком поводке, с другой — не дадут украинской оборонной промышленности полностью исчезнуть. Однако экономическая целесообразность такой программы все равно очень сомнительна. Просто потому, что у Украины нет капитала для развития совместной программы, поэтому американцам придется за свои средства перепрофилировать производственные линии, закупать оборудование и обучать персонал.
Я уже не говорю о стоимости вертолета, потому что сейчас на рынке цена совеременной машины такого класса начинается от 25 млн. долларов, а тут речь идет совсем о другой сумме.
А разговоры о целом комплексе проектов, помимо «Ирокеза» — всего лишь разговоры. Обозначенные в интервью машины разрабатываются, прежде всего, для армии США. Причем, это проекты очень дорогостоящие и сложно реализуемые. Представить, что Штаты поделятся с украинцами передовыми технологиями, просто невозможно.
Руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев замечает: у Украины есть собственные КБ, которые, мягко говоря, не могут спорить с грандами вертолетостроения. Но простенькие, небольшие машины наши соседи проектировали.
— Скажем, «ООО КБ Аэрокоптер» производило двухместные АК1−3 — симпатичные и компактные вертолеты, предназначенные для сельскохозяйственных работ, патрулирования лесов, пожаротушения, мониторинга газо- и нефтепроводов. Эти вертолеты заказывали предприниматели из ЮАР, австрийские, французские и бельгийские бизнесмены. Один экземпляр — представитель департамента гражданской авиации США.
Конечно, повторить успех дорогостоящих Robinson R22 и Sikorsky S-300 они не смогут, но, тем не менее, это вполне живой и летающий пример.
Но достаточно ли этого для того, чтобы на равных сотрудничать с такими гигантами, как Bell Helicopter или Sikorsky Aircraft в создании новых моделей? Думаю, говорить о будущем весомом взносе украинского интеллекта в заокеанское вертолетостроение некорректно из-за несопоставимости масштабов.
Что касается привлечения талантливой молодежи, то, конечно, Украина с ее богатыми инженерными традициями, которые насчитывают не одно десятилетие, если не самая благодатная почва для таких проектов, то, по крайней мере, явно не пустышка. Да и местная рабочая сила по понятным причинам обойдется американцам гораздо дешевле, чем, скажем, в Польше.
Главный редактор журнала «Арсенал Отечества», член Экспертного совета при председателе Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Виктор Мураховский называет американо-украинские проекты в области вертолетостроения фантастикой.
— Мы прекрасно знаем «успехи» украинского авиапрома, например, по созданию военно-транспортного самолета Ан-70, проект которого, судя по всему, окончательно сгинул. Это при том, что самолеты для ВТА Украина все же когда-то делала. А серьезные вертолеты — вообще никогда.
UH-1 Iroquois — это, конечно, достойный вертолет, давно известный в мире. Но, откровенно говоря, он уже устарел. И я абсолютно не понимаю, зачем его производить на Украине. Если имеют в виду покупателей из третьих стран, то сейчас и они присматриваются к более современным моделям. Если речь идет об Украине, то у нее нет средств ни на производство, ни на закупку такого рода машин. Пускай и дешевых.
Что касается скоростного вертолета, то это вообще нонсенс. Известнейшие фирмы Sikorsky Aircraft и ОАО «Камов» уже сколько лет работают над созданием такой машины, но некоторые технические и физические ограничения до сих пор не удалось преодолеть. Может быть, в перспективе такой вертолет все же появится. Но что вдруг Украина что-то подобное изобретет — просто фантастика. Даже если и представить, то такой американо-украинский проект создадут, то он все равно превратиться в очередную попытку распилить деньги.
Конечно, американцам нужны дешевые «мозги». Самый выгодный способ их добыть — развернуть на территории нищей, но промышленно развитой в прошлом страны какой-либо филиал. Так, кстати, происходит и в России. У нас присутствует Intel Corporation, авиационные подразделения международных фирм вроде Airbus и т. д. Это гораздо дешевле, чем перетягивать «мозги» к себе, где людям придется платить соответствующие зарплаты, предоставлять соцобеспечение и др.
Но я сильно сомневаюсь, что на Украине крупные компании будут создавать свои филиалы. Там же не дураки сидят. Все прекрасно понимают, что при определенных условиях весь бизнес может попасть совсем в другие руки…
Справка «СП»
Компания Southwest Florida Aviation International основана в 1982 году, как партнер Bell Helicopter. Получив соответствующее разрешение и лицензии, компания приступила к собственной сборке вертолетов, которые начала называть по заглавным буквам своего названия: SW-205, SW-206, SW-212 и т. д. Это модификации базового UH-1, осуществленные исходя из опыта эксплуатации, в частности, из участия в боевых действиях.