Наша первая крымская победа, которую не планировали в штабе ВМС.
Ровно год назад, в конце мая 2014 года, вышла совместная директива Генерального штаба Украины и штаба Военно-Морских Сил Украины о смене аэродрома базирования 10-й Сакской бригады морской авиации. Новым местом базирования определялся аэродром Кульбакино рядом Николаевом. Но эта директива всего лишь узаконила легендарный перелет наших летчиков, который состоялся 3-го марта прошлого года. Решение о перелете с оккупированной территории было принято командованием бригады самостоятельно.
План операции, о которой я хочу рассказать родился не в кабинетах больших начальников, и тем более, не был подготовлен ни одним из военных штабов украинской армии. Родился этот «экспромт» в экстремальной ситуации, когда наши летчики, наоборот, оказались заложниками бездействия руководящих лиц. Речь пойдет о летчиках Сакской бригады морской авиации, которые под дулами автоматов, рискуя жизнью, подняли 3-го марта 2014 года свои машины и совершили перелет с оккупированного крымского аэродрома на материковую часть Украины. Справедливости ради надо сказать, в момент захвата Крыма, в конце февраля – начале марта 2014, было очень немного людей, которые могли адекватно оценивать ситуацию и принимать правильные решения, но от осознания этого факта героизм летчиков становится еще весомее. Это сейчас мы можем разобрать на эпизоды этот случай и осознать насколько он был важен в тактическом отношении, а тогда наши ребята спасали себя и свою боевую технику для будущего нашей страны.
Мирная военная жизнь в Крыму
Сакская бригада морской авиации – единственное подразделение в составе ВС Украины способное взаимодействовать с кораблями ВМС и осуществлять операции над морем. В задачи бригады входит поиск и спасение людей, судов и кораблей, поиск подводных лодок, работа с морским спецназом и водолазами, поддержка и обеспечение флота с воздуха. На вооружении бригады стоят вертолеты Ка-27, Ми-14, самолеты Ан-26, Ан-2 и Бе-12.
Крымский аэродром Саки (Новофедоровка), где базировалась бригада, был настоящим военным аэродромом. Он протянулся на несколько километров с востока на запад и имел все необходимые коммуникации и сооружения для службы и быта летчиков. Коттеджи, столовая, клуб, склады, мастерские, стоянки, капониры – все здесь было построено с умом и предназначалось для ведения полномасштабной войны. Взлетная полоса в западном направлении выходила прямо к морю, и буквально через пару секунд после взлета летчик оказывался над безбрежными водами.
Изюминкой аэродрома была так называемая НИТКА (наземный испытательно-тренировочный комплекс авиационный) – комплекс инженерных сооружений, полностью имитирующий полетную палубу единственного оставшегося еще с советских времен авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов». Комплекс был сдан в эксплуатацию в начале 80-х годов прошлого столетия, полностью воссоздавал условия на полетной палубе, включая все стартовые и финишные устройства, так называемый трамплин для взлета, даже качку на борту авианосца, и вплоть до 2014 года активно использовался для тренировок летчиков морской истребительной и штурмовой авиации. В такие дни аэродром кипел бурной авиационной жизнью: сотни людей двигали этот кем-то запущенный механизм, взлеты, посадки, рев двигателей, десятки автомобилей – заправщики, тягачи, пожарные, летчики и техники – все подчинялось чьей-то железной воле, каждый знал, что ему делать, и все работало по заранее составленному плану.
Вежливые зеленые человечки
Все изменилось в один день, когда в конце февраля в штаб Сакской бригады морской авиации пришел вежливый человек в форме и, пройдя в кабинет командира бригады полковника Игоря Бедзая, предложил ему сдаться и перевести весь личный состав бригады в подчинение российскому командованию. Бедзай сначала даже не понял, чего именно от него хочет этот молодой человек, а, поняв смысл сказанного, указал ему на дверь и отметил, что его бригада не ведет никаких боевых действий, и естественно, сдаваться он никому не собирается. С этого момента и начались все новости и изменения. Периметр аэродрома был оцеплен вежливыми людьми, а на КПП части появилась боевая техника и десантники. Штаб бригады принял решение не покидать офицерскому составу расположение городка, привести технику в боевую готовность и выдать оружие, хотя и без патронов.
Главная непонятка ситуации заключалась в том, что никто не знал, что произошло на самом деле, и никто из руководства не отдавал ни приказов, ни распоряжений. Телефоны в штабе ВМС чаще всего молчали, а если вдруг кто-то снимал трубку, то на вопросы на том конце провода не отвечали, или отвечали как-то невпопад, но чаще всего советовали «не поддаваться на провокации». Такая странная позиция означала только одно – никто не знает, что именно надо делать в этой ситуации, и никто не хочет брать на себя ответственность за людей и боевую технику.
В штабе так и не узнали
Все офицерские обсуждения ситуации сводились к тому, что бездействие было «смерти подобно». Необходимо было принимать решение. Оставаясь в Саках с боевой техникой, они обрекали себя на пассивную, соглашательскую позицию с захватчиками. В случае бездействия их как пешек в большой игре могли сломать, раздавить, поставить ультиматум и «пустить в расход». Конечно, они будут защищаться, но силы явно не равны. Что они могут сделать против батальона обученного спецназа? Если этим головорезам придет приказ захватить аэродром, то они смогут продержаться не более получаса – такова суровая правда жизни. Оставалось только одно – попытаться перебазироваться на своих самолетах и вертолетах на материковую часть Украины. Решение пришло внезапно, но все признали его правильность. Из двух вариантов места посадки – Одесса или Николаев - был выбран Николаев. Во-первых, он был ближе на 150 км, во-вторых, его инфраструктура более соответствовала нуждам военной авиации.
Дабы соблюсти секретность, решили не информировать штаб флота об этой операции, тем более что там ничего не хотели слышать о каких бы то ни было самостоятельных действиях, а лучшим выходом из ситуации считали рытье окопов и подготовку к обороне аэродрома. Что будет при этом с людьми и техникой, их не интересовало.
Принятое решение было непростым, и офицеры спрашивали у себя: «Будет ли это расценено как бегство или в сложившихся обстоятельствах это разумная альтернатива всему происходящему? Мы должны сохранить свою технику и боевые экипажи, все остальное относится к разряду разговоров ни о чем. Сделаем дело – будем победителями, а победителей не судят!».
Одна большая неизвестность
Для того чтобы два Ан-26 могли быстро взлететь с полосы, решили вертолетами стартовать прямо со стоянок, не выдвигаясь на взлетную полосу. Последним должен был взлетать Бе-12, и честно говоря, у него было очень мало шансов сделать это без помех - в крайнем случае, он мог взлететь с рулежной дорожки.
Операцию решили провести 3-го марта около 13-00. Такое время было выбрано не случайно. «Вежливые» псковские десантники в это время обедали, а после принятия пищи обычно разбредались по соседним кустам или занимали позиции под деревьями для полуденного отдыха. Они чувствовали себя приехавшими на курорт, поэтому дисциплина в подразделениях была не образцовой.
Чем ближе подходило «время Ч», тем более тревожно становилось на душе, и возникали новые вопросы, на которые у летчиков, увы, не было ответов. Как отреагируют десантники на взлет авиации? Не начнут ли стрелять? Еще более таинственной была реакция вышестоящего командования. Если они поднимут на перехват российские Ми-24, то в случае успешного перехвата у Ка-27 и Ми-14 нет шансов уйти от преследования. Вся ситуация, в которой они оказались, представляла собой одну большую неизвестность, но решение было принято, значит надо идти до конца и нельзя подавать ни малейших признаков волнения.
Очень многое зависело и от погоды. С утра, 3-го марта, над аэродромом она была, как говорят летчики – миллион на миллион и дай бог, чтобы оставалась такой по всему маршруту полета. При такой погоде все вертолеты могли лететь друг за другом в пределах прямой видимости, а значит, ведущему можно было идти на максимальной скорости, не заботясь об отстающих. С другой стороны, присутствие облачности облегчало им задачу в случае преследования. Противнику гораздо сложнее обнаружить их машины при наличии дымки или даже небольших облаков. В любом случае придется лететь на предельно малой высоте, чтобы скрыться от радаров противника, а это было очень трудной задачей.