Сумы: из станции в полустанок?
Еще в июне сумские железнодорожники начали бить тревогу, чтобы не дать разрушить стабильно работающий, приносящий прибыль Сумской вагонный участок. Ведь его ликвидация приведет к отмене поездов сумского формирования, и не один десяток людей потеряет работу.
Напомним, 20 мая гендиректор «Укрзалізниці» Борис Остапюк издал приказ №222-Ц, которым Сумской и Полтавский вагонные участки должны быть реорганизованы - якобы под предлогом «увеличения доходных поступлений от предоставления услуг пассажирам и обеспечения контроля за соблюдением правил перевозки пассажиров и грузов».
Но уже 12 июня первичная ячейка «Вільної профспілки» ЮЖД (ВП ЮЖД) провела собрание с участием председателя ВП ЮЖД Сергея Лашко и юриста предприятия, замглавы профсоюза Сумского вагонного участка Алексея Конева, на котором решили отправить делегацию для протеста против этих нововведений в Киев.
Возможно, благодаря тому, что были сформулированы общие требования работников «Укрзалізниці» и акцию поддержали многие подразделения, приказ №222-Ц был отменен, а другие вопросы в Мининфра-
структуры обещали рассмотреть в ближайшее время.
И вот 7 августа прошло собрание рабочего коллектива, на котором руководители ЮЖД и Сумского вагонного участка (СВУ) рассказали о дальнейших планах развития сумской железки. Члены «Вільної профспілки» пригласили на собрание журналистов, ведь работа государственного предприятия (!) «Сумской вагонный участок» касается не только его сотрудников, но и всех жителей Сумщины.
Но оказалось, что попасть на него не так-то просто. Мало того, что за час до собрания изменили время его начала. Когда журналист попыталась зайти в зал, ее не пустили. Замначальника вагонного участка Сергей Сукачев объявил, что это закрытое собрание трудового коллектива и посторонним вход воспрещен. В числе «посторонних» оказался и юрист «Вільної профспілки» СВУ Сергей Добрецкий. С трудом - только после согласования с высоким начальством ЮЖД - пропустили начальника отдела инфраструктуры ОГА Сергея Яковенко. На вопрос журналиста руководителю СВУ Александру Букину, на каком основании представителю СМИ запрещено присутствовать на собрании, если на нем не будут обсуждаться коммерческие или военные тайны, ответа так и не последовало. Правда, сопровождающая делегацию гражданка все же сказала: «Это закрытая планерка, а вы не наш работник».
Двери здания, где проходило собрание, захлопнулись, а прилегающую территорию патрулировали милиционеры.
Чтобы узнать, что же за тайны обсуждались на собрании, мы поговорили со Светланой Ребковец, начальником поезда, зампредседателя «Вільної профспілки»:
- На собрании присутствовали начальник ЮЖД Николай Уманец, начальник пассажирской службы ЮЖД Игорь Плескач, наше руководство. Это было обычное собрание рабочего коллектива, никакой секретной информации на нем не обсуждалось. Нас проинформировали о закрытии маршрутов Сумы - Киев - Хмельницкий (его заменит Сумы - Харьков) и дневного Сумы - Киев, который заменит Сумы - Конотоп. Чтобы не увольнять освободившихся работников, сформируют один резервный состав, который будет стоять на технической станции Сумы и использоваться в случае необходимости дополнительного вывоза пассажиров. Кстати, через день будет ходить скорый поезд Сумы - Москва.
- Так какими же поездами сумчане смогут добираться до Киева?
- До 21 августа Сумы - Киев - Хмельницкий, а что будет потом - неизвестно.
- Что изменится для пассажиров?
- Теперь будет очень проблематично без пересадок добраться в западном направлении. Экономисты ЮЖД просчитали, что поезда Сумы - Львов, Сумы - Одесса экономически не выгодны. Верится с трудом. Я поднимала вопрос по поводу прицепных групп из 2-3 вагонов, но ответа так и не получила. Хотя понятно, что прицепные группы, особенно с мая по октябрь, в направлении западной Украины и юга будут весьма выгодны.
- Какие еще вопросы обсуждались на собрании?
- Говорили о наболевшем - о снабжении запчастями, организации экипировочно-моющей бригады. Ведь после того как поезд возвращается в пункт формирования, проводник должен сдать вагон сменщику, предварительно вынести мусор и сделать сухую уборку вагона. А экипировочная бригада должна провести влажную уборку, два раза в месяц - генеральную. Так как ее нет - все это делают проводники, и так вымотанные после рейса. Между рейсами вагон проверяет ремонтная бригада (а это не один человек), и в итоге влажная уборка идет насмарку. Вот такую экипировочную бригаду начальник ЮЖД и предложил организовать, используя наши внутренние резервы, т.е. сделать бригаду из своих работников.
Особое внимание Николай Уманец обратил на нездоровую атмосферу в нашем коллективе. Он пообещал недели через две-три снова приехать в Сумы, чтобы встретиться с коллективом, и предложил СВУ начать работу с чистого листа.
Но это вряд ли получится. Очень многие члены нашего коллектива считают, что рыба гниет с головы и руководство СВУ многое делает для того, чтобы развалить наше предприятие.
- Сообщили ли коллективу о том, что 25 июня Кабмин принял постановление, в соответствии с которым ГАЖДТ «Укрзалізниця» преобразовано в ПАО «Украинская железная дорога», т.е. фактически предприятие наполовину станет частным, хотя государству и принадлежит 51% акций? В связи с реформированием до конца года будут уволены 17,5 тыс. работников.
- Официально об этом нам никто не сообщал, - говорит Любовь Власенко, - коллектив знает об этом только на уровне слухов. От нашего юриста мы узнали, что 6 августа Приднепровская ж/д была внесена в реестр предприятий, которые перестали существовать как юридические лица, и в ближайшее время такая же судьба ожидает и ЮЖД.
Что это даст СВУ, пока сказать трудно. Но вот то, что нас переводят в статус пригородных сообщений и мы теряем свои доходы (не только предприятие, но и бюджет Сумской области, а мы ежемесячно перечисляли 1,2-1,3 млн. грн.), - это очевидно. Ведь доходы, получаемые от поездов дальнего направления, значительно выше, чем от местного. Фактически у нас остается только два межобластных поезда - на Харьков и, возможно, на Киев, но это не те направления, которые делают сборы. При таком подходе Сумы вскоре превратятся в полустанок.