Еще главный вопрос, собственно, вопрос, кто, все-таки, победит, оппозиция или Путин. Очень важный вопрос, и я бы сформулировала проблему следующим образом. Всю нашу жизнь нам объясняли, что главным конфликтом истории является конфликт богатых и бедных. И в некоторые эпохи это несомненно было так. Так вот я убеждена, что определяющим конфликтом в сегодняшнем мире, где уровень развития производительных сил таков, что позволяет обеспечить безбедное существование человека вкупе с Blackberry, это конфликт между тружениками и иждивенцами, между теми, кто стремится заработать, и теми, кто стремится поделить, теми, кому нужна лодочка, и теми, кому нужна рыба, желательно жареная и еще с подливкой, между налогоплательщиками и пожирателями налогов. Конфликт этот имеет совершенно разное выражение. Например, в США этот конфликт стал ключевой темой избирательной кампании разворачивающейся. То есть это конфликт между теми традиционными американскими ценностями и той Америкой, которая была страной возможностей для всех и которую представляет республиканцы Ромни и Грингрич, и между социалистической Америкой в версии Сола Алински Барака Обамы. И в нынешней Америке 1% населения платит, по-моему, 35% подоходного налога. Барак Обама увеличил госдолг с 10 до 14 триллионов долларов. Барак Обама посадил на продуктовые карточки больше людей, чем любой другой президент, а всего сейчас на них сидит 49 миллионов человек. И, казалось бы, ответ ясен: Америка не должна превращаться в Европу. Америка не должна следовать за человеком, который говорит «Мы против них», и под «ними» имеет в виду тех, кто зарабатывает те деньги, которые господин Обама раздает своим избирателям. Ну, понятно, что результат схватки будет определяться не логикой, не стратегией – он будет тупо определяться тем, кого в Америке больше, тех, кто хочет зарабатывать, или тех, кто хочет получать. По-другому, тоже очень четко конфликт выражен в Греции. За счет заемных денег и госрасходов греческое государство создало целый класс госслужащих, которые, по сути, являются люмпенами и отличаются от американца, живущего на продуктовых карточках, только тем, что получают они гораздо больше. Я уже приводила пример: средняя зарплата на греческой железной дороге – 60 тысяч евро, всего на зарплату уходит 400 миллионов евро в год, еще 300 миллионов евро – это другие расходы, а всего доходов дорога приносит 100 миллионов евро. То есть дешевле возить с помощью такси. То есть эти люди, которые работали на железной дороге, не зарабатывали денег – они их получали от государства. Деньги кончились, люди стали выходить на демонстрации со словами «Ничего не знаем – давайте еще». Причем, настоящие там греки, которые, действительно, работают хоть в кафе, хоть таксисты, их ненавидят.
Вот это важно. В результате колоссального развития производительных сил, обеспеченного, кстати, рыночной экономикой и политической свободой, в мире принципиально поменялась экономическая ситуация, потому что ни в какую прошлую эпоху человечество не могло себе позволить иметь большинство халявщиков. Вот эти халявщики там, жрецы, чиновники, феодалы, они всегда составляли меньшинство. Большинству (там не важно, это крестьянин, который копается в земле, это там какой-нибудь скорняк, кузнец), в силу там наглядной реальности не приходило в голову требовать от государства, чтобы оно обеспечило бесплатным жильем, карточками продуктовыми, бесплатным здравоохранением, образованием и пенсией. Были лидеры, которые обещали народу, что скоро синее небо справедливости сменится желтым небом равенства, Будда Майтрея установит рай на земле и так далее. Они пользовались большим успехом, но в силу некоторых материальных причин успех этот был кровав, но непродолжителен.
В современном мире если ты не хочешь работать, ты можешь не работать. Ты можешь сказать государству «Я там обездоленный, я – беженец, вот мои предки рабами были, дайте мне что-то». Государство, причем любое (и демократическое, и авторитарное) использует эту разрушительную энергию халявы для увеличения собственного могущества. В случае России как это ни парадоксально, этот вот основной конфликт между халявщиками, между люмпенами и сознательной частью избирателей – он очень наглядно виден, хотя совершенно другим способом, чем в Америке и в США. Потому что нам говорят «На митинги выходит средний класс». Это очень здорово, он, действительно, появился средний класс и выходит на митинги. Как ни старались у нас всю экономическую деятельность России свести к добыче нефти и переправке ее за границу, средний класс появился. Это здорово, это круто. Но проблема заключается в том, что если во времена Французской революции там был многочисленный средний класс, который отстаивает свои права, а ему противостоял немногочисленная и бездельничающая аристократия, то российскому среднему классу противостоит огромное количество люмпенов, причем совершенно намеренно выращенных властью, люмпенов, которые говорят «А чего? Мы тоже избиратели». Вот, хотя бы те самые замечательные ребята, студенты, которые питерскому депутату надувались пивком, потом сыпали бюллетени, а потом, когда их обсчитали, написали заяву о том, что их обидели, это тоже избиратели, даже если они просто будут голосовать.
То есть все эти 12 лет режим сознательно работал над тотальной люмпенизацией российского населения, над созданием двух категорий люмпенов. Одна из них более влиятельная, другая более многочисленная. Одна – это, вот, собственно, действительно, люмпены. У нас по данным экспертов, создававших доклад «Стратегия-2020», их 6 миллионов человек, взрослых людей, которые не хотят работать, несмотря на то, что могли бы работать. Не спрашивайте меня, на что они живут, потому что парадокс заключается в том, что люмпену для жизни нужно очень мало. Ну, понятно, что 6 миллионов – это еще не все. Понятно, что гаишник, который машет палочкой, - это скрытый люмпен. Понятно, что санитарные и пожарные инспектора, бесчисленные чиновники в региональных и федеральных органах власти, которые не только не делают содержательной работы (ровно наоборот), вносят отрицательный вклад в ВВП, потому что на ту взятку, которую они вымогают у человека, приносится гигантское количество ущерба. У них такой, отрицательный мультипликатор создается в экономике: чтобы украсть один рубль, чтобы выцыганить из тебя один рубль, надо попортить на тысячу. Понятно, что эти люди тоже люмпены. Причем, если обычные люмпены не вносят в экономику просто никакого вклада, то эти вносят вклад отрицательный своими техосмотрами и прочее, и прочее.
Наконец (и это самое неприятное), есть еще третья часть люмпенизированного населения, которая является частично (подчеркиваю, частично – не все) вот теми самыми врачами и учителями. Потому что о врачах и учителях, о том, как им мало платят, у нас в СМИ и блогах пишут с придыханием, а потом рядом тоже с придыханием рассказывают совсем другие истории о загаженных больницах, в которых после операции не допросишься утки, о неграмотных учителях и так далее, и так далее.
Вот если позволите, я просто приведу маленький личный пример. Лет 10 назад я получаю спортивную травму, бегу в районный травмпункт. Там мне смотрит врачиха, говорит «Ну, это у вас отложение солей – вы больше никогда не будете бегать». Естественно, через неделю я сделала операцию, никакого там отложения солей не было, я бегала. Если вы мне скажете, что эта врачиха – плохая врачиха, потому что она мало зарабатывает, то я вам должна сказать честно, что я ей денег дала. То есть она не потому плохая врачиха, что она мало зарабатывает, она мало зарабатывает, потому что она – плохая врачиха. И проблема в том, что вот именно эта врачиха, еще раз повторяю, не все врачи, вот, скрытый люмпен. Так же, как и нянечка в больнице, которая, может быть, получает очень маленькие деньги, но что она там делает, да? (я просто задаю такой простой вопрос). Почему она не работает на нормальной работе, на которой можно получить большие деньги, а ничего не делает за маленькие и относится к людям, окружающим ее, как к скотам? А неужели все люди, которые говорят «Мы – врачи и учителя» и которые...
Вот еще один самый простой пример. У меня моя родственница закончила университет в маленьком российском городке. Перед самым кризисом находит работу, уезжает в Москву, работает в энергетической компании, оклад у нее 80 тысяч рублей. Начинается кризис, компания рушится, я ей не могу найти работу, потому что, там, это не мой уровень. Она находит ее сама, она сейчас уже начальник отдела, она вкалывает как лошадь, она уже покупает квартиру. Теперь напрашивается вопрос. Ее сверстник из Иваново кончает пединститут, остается работать там на периферии сельским учителем с зарплатой, там я не знаю, в 10 тысяч рублей в месяц. И мне говорят, что это из-за того, что он хочет сеять разумное, доброе, вечное? Вот еще раз повторяю, очень страшная проблема, которая не имеет отношения к практической части проблемы, которая обсуждалась в первой передачи, что усилия власти по накрутке голосов за власть приведут к отрицательному эффекту, потому что система работает против себя. Но очень важная часть проблемы заключается в том, что в России как, собственно, и во всех остальных странах в том числе демократических и в первую очередь демократических, люди, которые хотят халявы, противостоят тем людям, которые желают работать, которые хотят зарабатывать сами. И да, людей, которых халявы большинство, со всеми очень тяжелыми последствиями для всех стран мира, не только России.
Еще у меня такой вопрос совершенно замечательный про мое отношение к делу Таисии Осиповой. Повторяться я не буду, дело того не стоит. Моя позиция очень простая: я не люблю, когда мне компостируют мозги. Я не люблю, когда это делает власть, я не люблю, когда это делает демшиза. Я понимаю, что вред от власти несравненно больше, чем от демшизы. В их руках – насилие, потому что генерал-майор, который отмазывает корешей, это не то, что там демшиза, которая заступается за несчастного или не несчастного.
Но есть общемировая проблема левых движений, которые в 30-х протестовали против кровавого буржуазного режима и не замечали, там, ГУЛАГа. Протестовали против зверств во Вьетнаме, естественно, американцев, и не замечали, что вьетконговцы – это стратегическое зверство. В наше время эти левые движения выродились в леваков, которые там ездят протестовать против Гуантанамо, естественно, американского. Но когда им говорят, что «вот вы знаете, тут рядом на Кубе есть кубинское Гуантанамо, куда Кастро своих заключенных свозит», они говорят: «Ой, нет-нет, ну, это не к нам». Да? Это все такие бесчисленные ребята, которые защищают права исламских террористов и верят всему, что говорят исламские террористы и не верят ничему, что говорит родное правительство.
Но даже всем этим борцам за окружающую среду и прочее не приходит в голову защищать уголовных преступников. Они все больше защищают Мозамов Бегов по заграницам, ну, в крайнем случае, там, они защищают несчастный Хамас против кровавого Израиля.
В нашем случае в России создался уникальный общественный микроклимат, называемый демшизой, при котором любой подонок, как правило, параноик может обратиться к левой части общества и найти понимание. Предполагаемые убийцы Политковской могут обращаться там: «Ах, невинные мальчики». Убийцы Маркелова и Бабуровой могут обращаться, и не важно, что там будут записаны их разговоры о том, как они готовят новое убийство. Если их посадили, значит, они невиновны. Это особый общественный микроклимат, согласно которому журналист имеет право только на одно – цитировать адвоката. Если он просто пытается разобраться в деле, это уже доказательство его преступных намерений. Ну, как он посмел прочитать обвинение? Ну, разве не ясно, что если кровавый режим посадил этих людей, они совершенно не виноваты? И, конечно, вот эта позиция адвокатам дает замечательную лафу, потому что после этого... Помните анекдот? «И тут мне карта так поперла». И после этого адвокаты начинают у нас городить такое, что там Чуров отдыхает, хотя, казалось бы, это логически невозможно