Образ ДВД 2 в 1: "Урок Фауста" ("Lekce Faust"), "Полено" ("Otesanek")
Урок Фауста (Lekce Faust)
You must be registered for see images
Год выпуска: 1994
Страна: Чехия
Жанр: Авангард
Продолжительность: 01:32:01
Перевод: Профессиональный (двухголосый)
Режиссер: Ян Шванкмайер
В ролях: Петр Чепек, Ян Краус, Владимир Кудла
Описание: Есть ли у Сатаны лицо? А есть ли оно у цивилизации? Людьми управляет большее, чем просто отдельная личность или госстрой. Если предположить, что так называемая цивилизация имеет своё конкретное воплощение, то это будет именно отсутствие всякого образа. Пустота как нечто конкретное. Или Ничто как всеобъемлющая мера. Лицо на котором нет лица.
В творчестве Яна Шванкмайера можно отследить линию, где режиссёр снимает фильмы по классическим произведениям, но в адекватной времени трактовке. Первым фильмом на этом поприще была «Алиса» Льюиса Кэрролла, где куклы постоянно терроризировали человеческую суть, пытаясь обратить её в игрушечную форму.
«Урок Фауста» - трибьют великому произведению Иоганна Гёте, перекрученные мясорубкой сюрреализма.
Действие разворачивается в современной Праге, где наш герой, обычный обыватель, живёт по знакомому нам закону премудрого пискаря «я никого не трогаю и вы меня не трогайте». И это не Фауст, нет, это просто среднестатистический гражданин. Но которого уже подмяла под себя эпоха тотального постмодерна. Он не удивляется ни бог весть откуда взявшейся курице, которая покрыла помётом всю квартиру. Ни тому, что в булке хлеба можно спокойно найти яйцо, разломав которое можно нарушить мироздание. И только когда сей гражданин решает найти место, указанное на странной карте, начинает что-то подозревать. Место – кукольный театр, обитатели – ожившие марионетки. Тут наш гражданин очень лихо гримирует себя, напяливает бороду и – вот вам Фауст!
Тут-то Сатана и появляется. Конечно же, в образе куклы. И свита его – тоже деревянные куклы с бутафорскими крыльями. Вот только кто управляет всеми этими «игрушками»? Никто. За новоявленным Фаустом дьявол начинает ходить по пятам. Отрабатывет условия контракта «Ты мне душу – я тебе весь мир». Вот только мир этот тоже картонный, все блага кукольные, самые красивые женщины марионетки и все королевства бутафорские. Интересно, а что ещё можно ожидать от игрушечного Сатаны?
Вот только душу наш Фауст отдал не игрушечную, а свою собственную. Хлебнёт пивка и вроде не так тягостно жить, бороду снимет – уже и не Фауст. Ан нет! Сатана теперь уже насильно «приклеивает» эту бороду. Только теперь он предстаёт в виде двух странных людей, которые постоянно преследуют нашего обывателя.
Так есть у Сатаны лицо?
Есть! Это сама цивилизация, сама эпоха поклонения деньгам. Сам Шванкмайер предстаёт в фильме в виде безумного старика, который постоянно мародёрствует там, где кто-то помирает. И даже когда нашего Фауста настигает возмездие (сбивает машина), то Шванкмайер (как Бог и дьявол в своём собственном мире-фильме) отрывает ему ногу и заворачивает в газетку.
Фильм развивает излюбленную Шванкмайером тему порабощения людей миром вещей. Бог, как всегда, отсутствует на рабочем месте.
Полено (Otesanek)
You must be registered for see images
Год выпуска: 2000
Страна: Чехия
Жанр: Авангард/Драма
Продолжительность: 132 мин
Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый)
Режиссер: Ян Шванкмайер
В ролях: Козак Зденек, Адамцова Кристина, Нови Павел, Крещмерова Ярослава, Харти Ян, Жилкова Вероника
Описание: Адаптация знаменитой чешской сказки "Прожорливый желудок". Бездетная пара берет к себе в дом полено, своей формой отдаленно напоминающее маленького человечка. Полено оживает и превращается в самого настоящего ребенка. Супруги не могут поверить своему счастью, однако вскоре маленькая девочка, пожирающая все, что попадается ей на глаза, приводит их в отчаяние.
Карел, по-моему, наш ребенок съел кота! Но ты же не разрубишь его за это. Кот всего лишь животное". Чехи — очень своеобразный народ. Их эпос способен вызвать волну содрогания даже у любителя современного японского кинематографа. В случае же, когда кинематографисты этих стран объединяются — сомнений в психической патологии будущего киночада быть не может. А раз за дело взялся Ян Шванкмайер — новорожденный малыш будет, ни больше ни меньше, — Отесанком.
Вы никогда не покупали на рыбном рынке младенцев, прямиком из абортариев? А в детстве вас никогда не преследовал похотливый старикашка сосед, у которого при виде вас из ширинки вылетали пуговицы? Вы не читали в этом возрасте книг о сексуальных дисфункциях? Глава семейства не макал вас изредка головой в тарелку с супом? А у соседей по этажу, случаем, не родилось… полено?
Это папа Карел выстругал, веселья ради, мальчика из сучковатого пня в подарок своей бездетной жене. Та выкупала новорожденного в ванночке, посыпала его деревянную попку присыпкой, обрядила ножки-ветки в ползунки и назвала милым именем Отик. Муж, видя прогрессирующее слабоумие супруги, запер ее с поленом на даче, а когда приехал проведать через неделю, был немало потрясен. Чудовище сосало грудь своей мамаши. Пришлось взять младенца домой, раз в неделю покрывать лаком и периодически отпиливать растущую на спине третью руку. Вскоре, в доме стали пропадать люди, и прожорливого младенца решено было спрятать в подвале. Но заботливая содедская девочка не дала погибнуть малышу. Она скормила ему его же родителей, одного старого педофила и уже готова была принести в жертву собственных папу с мамой, но тут вмешалась консьержка...
Есть такая чешская детская сказка – "Отесанок", напоминает "Буратино", только с очень сомнительной концовкой. "Полено" Яна Шванкмайера — черная шутка с ярко выраженным "зеленым" подтекстом. Шутка для взрослых — общество потребляет больше, чем способно переварить, в своем бездонном желудке человечество готово уничтожить все что угодно. Природе придется поглотить нас, просто в целях самообороны.
You must be registered for see links