You must be registered for see images
ВАЗ тронулся
Чтобы вывести АвтоВАЗ из кризиса, «Рособоронэкспорт» готов продать блокпакет автозавода иностранному инвестору. Аналитики считают, что эта мера необходима, но она вряд ли поможет предприятию сохранить лидерство на российском рынке.
ФГУП «Рособоронэкспорт», контролирующее крупнейшее предприятие по выпуску легковых автомобилей в России – ОАО «АвтоВАЗ», — готово продать блокирующий пакет акций компании (25%) иностранному стратегическому инвестору. Об этом объявил гендиректор «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов.
Пока компания не определилась со стратегическим партнером и продолжает вести переговоры сразу с несколькими компаниями. Среди потенциальных кандидатов на роль спасителя крупнейшего российского автопредприятия — Renault, Fiat, Magna и даже Porsche. При этом, по словам Чемезова, инвестор будет выбран уже до конца 2007 года. Финансовые аналитики оценивают блокирующий пакет АвтоВАЗа в 300—400 млн долларов. РОЭ (контролирует примерно 70% акций автозавода, в данный момент принадлежащих его «дочкам») при этом сохранит контрольный пакет и, по словам Чемезова, пока не имеет никаких планов по выходу из участия в автозаводе.
Необходимость привлечения иностранного инвестора очевидна уже очень давно. Как очевидно и то, что на меньшее, чем блокпакет, он не согласится. Наконец это осознали и новые собственники, которые еще в прошлом году отказались от предложения Renault купить блокпакет акций завода и создать совместное производство с АвтоВАЗом по выпуску моделей АвтоВАЗа и Renault на основе знаменитой Renault Logan.
Решившись на привлечение иностранцев, РОЭ начал ликвидировать перекрестную схему владения АвтоВАЗом, которая сложилась еще в 90−е годы. Иностранный инвестор придет только после того, как будет обеспечен один из главных критериев инвестиционной привлекательности – прозрачность структуры собственности. Не откладывая дело в долгий ящик, для ликвидации этой структуры РОЭ нанял «Тройку Диалог», которая взялась ликвидировать перекрестную структуру собственности, скупая акции миноритариев «дочек» АвтоВАЗа, владеющих долями в капитале предприятия (предполагается, что затем они будут присоединены к головному предприятию), и приобретая ценные бумаги самого завода.
На все про все у РОЭ очень мало времени – иностранные компании не дремлют и активно развивают в России свое производство. К тому же «раскольцовка» АвтоВАЗа займет около полутора лет, но без этого ничего не получится. «Это направлено вовсе не на концентрацию власти в руках РОЭ, а чтобы действительно расчистить игровое поле для инвестора», — заявил «Эксперту Online» аналитик «Ренессанс-Капитал» Эдуард Фаритов.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, за первый квартал 2007 года объемы продаж новых иномарок в России выросли на 74% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Всего за первые три месяца было продано 295 469 машин. Тем временем принадлежащая АвтоВАЗу доля рынка продолжает сокращаться – если в 2003 году она равнялась 63%, то в 2006 была на уровне 40%. На фоне общего роста продаж новых авто в РФ АвтоВАЗ снизил в 2006 году продажи внутри страны на 3,5%.«АвтоВАЗ уже опоздал, — считает Фаритов, — и вряд ли вернется на продажи 700 тыс. машин в год. Бренд, конечно, останется, но будет ли ВАЗ лидирующей маркой авто в России? Возможно, если правительство России пойдет на ограничение рынка для иномарок. Но даже если так, люди будут готовы переплатить 20% за «Тойоту», чтобы только не покупать «Жигули„».
Действительно, иномарки (прежде всего бюджетные, в том числе российского производства) активно вытесняют «лады». Топ-модели ВАЗа — «десятое» семейство и Lada Kalina — продаются по той же цене (250−270 тыс. рублей), что Renault Logan или Chevrolet Lanos, которые зачастую распространяются ВАЗовскими дилерами. На днях в продажу поступила новая Lada Priora, призванная заменить знаменитую «десятку». Ее цена преодолела «психологический» для покупателя порог в 10 тыс. долларов (стоимость Priora — 282 480 рублей), и хотя новинка оснащена подушкой безопасности, а также некоторыми другими примочками, давно ставшими для иномарок стандартной данностью, по своим техническим характеристикам от старой «десятки» Priora отличается мало. А следовательно, она не сильно поможет АвтоВАЗу.
Правда, в арсенале автозавода партнерство с канадской Magna — строительство в Тольятти сборочного завода стоимостью в 1,6—1,7 млрд долларов и мощностью 450 тыс. автомобилей в год. В планах – выпуск нового седана C класса в ценовом диапазоне от 10 до 12 тыс. долларов. Такая цена подразумевает совершенно новое для «лады» качество. Однако будет ли оно, и сумеет ли помочь предприятию новая модель? Учитывая, что за технические характеристики нового авто будут отвечать конструкторы АвтоВАЗа, а инженеры Magna будут колдовать лишь над дизайном да интерьером салона, – вряд ли.
Тем временем общий объем товарных остатков автомобилей Lada у дилеров, в УРП (управление региональных поставок) и в пути к торговым компаниям, по разным оценкам, составляет до 135 тыс. штук (по состоянию на март). Несмотря на такие меры, как увеличение срока гарантийного обслуживания, «лады» не выдерживают конкуренции, а количество дилерских сетей постепенно сокращается.
Кто окажется «стратегическим инвестором», пока неясно. Наблюдатели рынка полагают, что не столь важно, кто именно обзаведется блокпакетом российского автозавода. По словам Фаритова, «по сути АвтоВАЗ никогда не делал хороших машин, предприятие в принципе не умеет этого делать». «Поэтому неважно, кто станет инвестором – американская, европейская или азиатская компания. АвтоВАЗ нуждается прежде всего в культуре быстрой разработки качественных продуктов», заключил аналитик.