В Украине темп прироста рынка несколько замедлился и составил по итогам полугодия 53,9% против 74,2% в I кв. 2008. Причиной этого, сообщают аналитики, стал комплекс факторов: неопределенность в связи с вступлением Украины в ВТО и фактическим снижением импортных пошлин на автомобили, а также ужесточением требований банков к автокредитованию.
Проседание началось с мая 2008 г. и было обусловлено целым комплексом негативных факторов. В конце апреля 2008 г. Верховной Радой было ратифицировано присоединение Украины к ВТО, что подразумевало снижение импортных пошлин на автомобили с 25 до 10%, однако точная дата их вступления в силу определена не была. Дискуссии в парламенте по срокам их ввода длились фактически до начала июня, вследствие чего рынок более месяца оставался в условиях неопределенности (при этом отдельные импортеры инициировали снижение цен на автомобили в соответствии с новыми пошлинами уже в мае).
В начале июня приняли закон о сохранении пошлин на уровне 25% до конца 2008 года, что еще более увеличило неопределенность, однако 20 июня Президент Украины наложил на него вето. По времени это совпало с ужесточением кредитной политики банков и ростом ставок по автокредитам, а также значительным ростом цен на бензин и дизтопливо, что только усугубило ситуацию. Импортеры, ранее не снизившие цены на автомобили, с учетом тенденций рынка были вынуждены это сделать в июле либо в августе.
Вместе с тем, влияние всех перечисленных факторов не приобрело характер долгосрочной тенденции: уже в июле рынок продемонстрировал значительный рост (+38%) и по объему (49,2 тыс. машин) превысил рекордный показатель апреля 2008г. (48,7 тыс.), т.е. уровень до введения новых импортных пошлин.
В целом в структуре авторынка в I полугодии 2008 г. сохранились тенденции предыдущих нескольких лет: рост доли новых иномарок и продолжающееся сокращение долей отечественных авто и импорта подержанных иномарок.
Лидерами рынка легковых автомобилей с постепенно сокращающимся отрывом от преследователей по-прежнему остаются марки Daewoo и Chevrolet.
Как и в I квартале, сохранение лидерства Daewoo (после ухода с рынка модели Sens) было обеспечено как за счет Lanos, так и во многом благодаря узбекским Nexia (прирост +97%) и Matiz (+101%). Второе место Chevrolet обусловлено главным образом ростом продаж Aveo и Lacetti.
В оставшейся части ТОП-10 произошли существенные изменения. Импортируемая марка Mitsubishi сохранила 3-е место в рейтинге (60% продаж пришлось на модель Lancer). Chery и Hyundai росли существенно быстрее рынка, что позволило им существенно улучшить свои позиции в рейтинге. Skoda вернулась на 5-е место, в основном компенсировав отставание, которое накапливалось в 2007 году по причине неконкурентных цен и неадекватной работы импортера.
С 4-го на 7-е место опустилась Toyota (рост существенно ниже рынка): это произошло по причине сокращения «серых» продаж, а также высокой стоимости у официальных дилеров из-за ценообразования в евро. Вместе с тем, в апреле 2008 года импортер Toyota зафиксировал цены на машины в долларах, а в августе цены были снова снижены вслед за другими импортерами по причине уменьшения импортных пошлин на автомобили. Кроме того, Toyota активно развивает дилерскую сеть: дилеры уже открыты в большинстве крупных городов, в частности, недавно открыт 25-й по счету дилер в Тернополе. С учетом изложенного по итогам года можно ожидать некоторого улучшения позиций марки.
8-е место заняла Kia, существенно улучшившая свои позиции за счет украинской сборки. Kia и Nissan вытеснили за пределы ТОП-10 Renault и Opel. Марка Volkswagen росла немного быстрее рынка (+60%) и сохранила за собой 10 место.
Марки второй десятки, за исключением Honda (+95%) и Geely (рост в 9 раз), росли существенно медленнее рынка, причем Suzuki показала прирост всего 6%. Из остальных марок высокие темпы прироста показали SsangYong, Seat, JAC и Samand.
Премиум-сегмент в целом рос медленнее рынка (42,1%), причем наилучший показатель прироста среди премиум-брендов продемонстрировали Infiniti (+219%, продано 845 машин) и Acura (+333%, 835 машин). Лидеры сегмента, Lexus (+26%) и Mercedes (+48%), росли медленнее рынка, как и Volvo (+31%) с Land Rover (+25%). Продажи Audi сократились на 15,5%, BMW – на 1,2%.
Максимальный в абсолютном выражении прирост (12589 машин) за I полугодие 2008 года продемонстрировала марка Chevrolet. В ТОР-5 по приросту также вошли Hyundai (10885), Chery (10700), Mitsubishi (9215) и Skoda (5898), которые суммарно с Chevrolet обеспечили более 55% прироста рынка. Продажи Volkswagen в Украине выросли на 3266 автомобилей (11 место по приросту).
В целом продажи большинства марок во II квартале росли с темпами, близкими к среднерыночным (13%). Падение рынка в I квартале под влиянием сезонных факторов полностью компенсировано, и во II кв. рынком достигнут очередной исторический максимум в 130 тыс. иномарок. При этом быстрее рынка в ТОР-10 росли Hyundai (+50%), Toyota (+29%), Kia (+31%) и Renault-Dacia (+55%), среди марок второго эшелона – Honda (+49%), Geely (+36%), Suzuki (+36%), Seat (+44%), Citroen (+64%). В то же время во II квартале снизили продажи Chevrolet (-5%), Chery (-13%), Ford (-7%), Mazda (-10%), Peugeot (-9%) – здесь сказались как квотирование поставок, так и промедление с принятием решения о снижении цен под влиянием падения импортных пошлин.
Спрос на автомобильном рынке Украины, как и темпы роста, остаются высокими. Даже, несмотря на некоторое замедление роста рынка в мае-июне, это не приобрело характер долгосрочной тенденции, и уже в июле рынок возобновил рост и достиг очередного исторического максимума. В целом ситуация на рынке Украины остается весьма нестабильной в связи с ухудшающейся ситуацией в экономике.
Вступление Украины в ВТО и фактическое снижение ввозных пошлин на легковые автомобили с 25 до 10% уже с мая 2008 г. в совокупности с ужесточением кредитной политики банков в сфере автокредитования и резким ростом цен на топливо оказало достаточно сильное воздействие на рынок, спровоцировав неопределенность и замедление роста. При этом практически все импортеры вынуждены были снизить цены на ввозимые автомобили, что нивелировало действие негативных факторов и способствовало стабилизации рынка уже в июле. Шансы автомобильного лобби в Верховной Раде вернуть пошлины на уровень 25% до конца 2008 года в настоящее время минимальны. Поэтому тенденция роста рынка до конца 2008 г., скорее всего, сохранится.
Источник: pro-consulting.com.ua