Сезон 2007 – Огненный комбинезон
(часть 1)
Кими Райкконен, уходя из McLaren в Ferrari, оставлял не просто команду, в которой выступал долгих пять лет. Он прощался с целой эпохой в его формульной карьере, наполненной не только радостью первых побед, но и нереализованными амбициями и несбывшимися мечтами. К слову, руководство простилось с ним не в слишком хорошей манере, запретив проводить какие бы то ни было тесты за рулем красного болида до начала 2007 года.
Да, именно «серебряные стрелы» подарили ему возможность стать топ-пилотом и дважды, в 2003-м и 2005-м, бороться за титул. Именно там он отточил свое мастерство и научился справляться с трудностями. Именно под крылом Рона Денниса финн обрел уверенность в себе и заработал репутацию самого быстрого гонщика в пелотоне. Увы, каждый новый год добавлял наряду со счастьем просто выступать в Формуле-1, капля за каплей все растущее разочарование. Потенциал Кими так и не был использован McLaren на 100%, потому что они так и не предоставили ему машину, гарантирующую оптимальные условия в схватке за чемпионат.
МР4-17 была крайне ненадежной, и по ее вине Райкконен недосчитался минимум 20 очков. Как итог – 6-е место в личном зачете вместо возможного 4-го. МР4-17D отказал в самый неподходящий момент, лишив финна победы на Нюрбургринге, а в результате и титула. МР4-19 (даже если считать более удачную позднюю версию B) продемонстрировал агонию команды. МР4-20 позволил Кими выиграть 7 Гран-При, это был самый успешный его сезон, однако при равенстве побед с Фернандо Алонсо у него было куда меньше очков, а все из-за ненадежности болида, ставшей притчей во языцех.
Думаю, очередной провал с МР4-21 уже никак не повлиял на решение Райкконена покинуть команду. Время неумолимо отсчитывало секунды, минуты, дни, месяцы и годы. Его молодость уходила и, когда финну в октябре 2006-го исполнилось 27 лет, он по-прежнему был далек от своей заветной цели – стать чемпионом мира, хотя его небезызвестный соперник успел сделать это аж два раза подряд, вписав свое имя в историю.
Очень важно понимать, что Кими пришел в Ferrari не затем, чтобы заменить Михаэля Шумахера. Сравнивать их бессмысленно, у них есть разве что одна общая черта – природная, не ставящаяся под сомнение скорость. Райкконен сел на место Шуми, не имея цели побить все его рекорды или попытаться завоевать такую же любовь Скудерии, как немец, гонявший в свое время за пиццей для всех механиков на мотоцикле. Отнюдь нет.
Финн еще осенью, до его первых тестов в составе итальянской конюшни, постарался максимально сбить ажиотаж прессы, вызванный его сенсационным переходом: «Все твердят – я иду на смену самому Шумахеру, а я не чувствую по этому поводу никакого давления. Каждый гонщик мечтает подписать контракт с топ-командой, однако должен сказать, что у меня были другие варианты. Нет смысла рассуждать сейчас, когда я даже еще не сел в кокпит о том, насколько хороша будет машина и лично я. Я только вижу – Ferrari была весьма сильна в прошлом, почему бы ей не быть такой же сильной и в будущем?»
В этом весь Кими – он настолько уверен в себе, что его мало волнуют мнения окружающих. Главные требования он предъявляет к себе и не боится разочаровать чьи-то ожидания, кроме своих собственных. Однако прессинг, как бы ни пытался от него избавиться Райкконен, все же был. Ведь в отличие от скромного Хайдфельда, дипломатичного Култхарда и необузданного Монтои, каждого из которых финн, так или иначе, смог одолеть, Фелипе Масса в качестве напарника выглядел весьма крепким орешком.
Если тень Шумахера и продолжала витать над паддоком, то наглядней и очевидней всего она проявлялась в этом бразильце. Протеже сына Жана Тодта и весьма способный ученик Михаэля уже хватанул в минувшем сезоне две победы и не собирался останавливаться на достигнутом. За два года выступлений в Скудерии в качестве тест- и боевого пилота, он полностью интегрировался в команду и понял механизмы ее работы.
Кими же ожидала адаптация, к которой он подошел с присущей ему долей флегматичности на словах, и все же прекрасно понимая всю серьезность ситуации на деле. Спортивный директор Ferrari Стефани Доменикали после католического Рождества выступил с официальным заявлением, озвучив позицию команды: «Наши гонщики получат равный статус и оборудование, по крайней мере, вначале, когда их шансы в чемпионате будут примерно равны». Это означало, что конюшня не была готова определиться с первым номером и в течение сезона хотела присмотреться как к Райкконену, так и к Массе.
Финну предстояло на зимних тестах найти общий язык с машиной, чтобы дать мощный отпор Фелипе. Несмотря на некоторую напряженность, вызванную этой задачей, она не обескуражила Кими. В конце концов, прежде он всегда был быстрее своих напарников, справится и на этот раз. Интересно другое – уже в первые дни работы со Скудерией очевидцы стали замечать в Райкконене несвойственную ему ранее черту – он стал чаще улыбаться. В корпоративной до мозга костей McLaren он действительно напоминал кусок льда, а веселое настроение, царящее в итальянском клане, уже начинало подтапливать этот айсберг.
Ferrari провела презентацию болида F2007 необыкновенно сдержанно, даже не показав его прессе. Все ограничилось официальными заявлениями первых лиц и комплектом фотографий, дающим некоторое представление о новом техническом чуде. Структура команды существенно поменялась – помимо вышеупомянутого Доменикали новые посты заняли Марио Альмондо (технический директор), Лука Балдиссери (гоночный директор), Альдо Коста (руководитель отдела шасси) и Жиль Саймон (главный специалист по моторам). На своем прежнем месте остался босс Жан Тодт, весьма радушно принявший Кими.
F2007 являлась удачной модификацией прошлогодней 248 F1. Среди новшеств появилась революционная передняя подвеска и коробка передач (сократившая время их переключения), также существенно изменилась аэродинамика. Работа над задней подвеской продолжалась вплоть до марта. Улучшен был и мотор – в первую очередь система его охлаждения, чтобы не повторился кошмар ГП Японии 2006 года.
«Надежность этих машин невероятна и это одна из причин, почему я решил сменить команду», - заострил внимание на этом аспекте Райкконен, вволю настрадавшийся из-за отказов техники. – «Здесь все устроено иначе, чем в McLaren и, знаете, мне это нравится! Рон Деннис любит все подчинять своему контролю, а в Ferrari более свободная атмосфера. Жан Тодт не будет обращать внимания на газетные заголовки, ему нужны плодотворные результаты нашей работы, это главное…»
Финн впервые примерил огненный комбинезон, сразу же изменивший черты его лица, утром 23 января. Он дебютировал за рулем красного болида на тестах в Валлелунге. В тот день шел дождь – хорошее предзнаменование перед началом длинного пути, по крайней мере, у русских. На Кими, родившегося на границе с Карелией, эта примета, судя по всему, также должна была подействовать. Райкконен поначалу попытался обуздать скакуна старого образца (248 F1), а F2007 начал тестировать с первых чисел февраля.
Машина произвела на финна очень хорошее впечатление, хотя он, по обыкновению, очень скупо делился эмоциями с прессой. Одна проблема была очевидна и лежала на поверхности – перед пилотом стояла задача привыкнуть к новым шинам Bridgestone, более жестким, чем Michelin. Сложнее стало удерживать заднюю часть машины и это сразу же сказалось некоторой потерей скорости и стабильности на длинной дистанции.
Но была еще одна, скрытая от посторонних глаз, и более серьезная проблема, чем адаптация к покрышкам. Система трекш-контроля на F2007, подлежащая отмене только с сезона-2008, была резковатой для Кими. Она работала идеально, но просто не подошла ему по стилю. Фелипе Масса управлялся с ней без лишних вопросов, а вот для Райкконена это стало трудноразрешимой проблемой. Между тем близилось начало сезона, первая гонка в Альберт-парке и финн был вынужден вступить в жесточайшую борьбу за чемпионат, еще не свыкнувшись до конца с машиной…
(продолжение следует…)
Юрий Пученькин,