Однако хаос долго продолжаться не мог. Разгул преступности бил по всем: и по чиновникам, и по предпринимателям, и по директорам госпредприятий. Поэтому кое-какой порядок, хотя бы в уголовных делах, навели. Но в экономике порядка нет и по сей день, и я уверен, при такой ситуации просто не может быть. Сформировалась новая элита, бизнес, который сросся с властью. Каждый крупный чиновник — это предприниматель, и каждый крупный предприниматель имеет руку во власти. Это то, что называется олигархической системой. Эти люди в принципе никакого порядка не хотят, потому что если будет порядок, они потеряют всё. Чиновники потеряют работу, потому что работать они просто не умеют и не хотят. Они потеряют свои доходы, которые получают именно потому, что отсутствие порядка создаёт произвол чиновников. Если всё будет по закону, то чиновники останутся только на зарплате, да ещё и работать будут должны. Предприниматели-олигархи тоже потеряют свои доходы, потому что они не сумеют выдержать рыночной конкуренции, а получать доходы за счёт подкупа чиновников станет невозможно. Именно поэтому эта коррупционная элита будет сопротивляться наведению реального порядка до последней капли крови. Она нашла прекрасный способ сохранять свою власть в демократической системе. Пользуясь тем, что большой элиты нет, она подкупает и дурит широкие массы населения и воспроизводят себя при каждых выборах.
Здесь я ещё раз хочу подчеркнуть, что Украина — не исключение, и нигде в мире широкие массы не могут контролировать элиту, поскольку им просто не хватает для этого знаний. Простых людей очень просто обмануть, так как они ничего не понимают в экономике и государственном управлении. В развитых странах большая элита не позволяет обманывать народ, поскольку обманывать образованных людей невозможно. Но у нас нет большой элиты потому, что она просто не могла сформироваться.
Вот почему у Украины не получается. Не помогут никакие майданы и революции. Ничего не даст избрание президентом самого честного и порядочного человека. Если это даже произойдёт, он столкнётся с таким сопротивлением всей нынешней коррупционной элиты, которое преодолеть будет невозможно. Олигархи будут по-прежнему финансировать псевдопартии, которые будут по-прежнему подкупать и дурить простой народ, поэтому парламент будет по-прежнему набит жуликами и проходимцами, которым плевать на людей. Парламент будет по-прежнему ожесточённо сопротивляться всем попыткам изменить законы так, чтобы навести порядок в стране, и будет принимать законы, выгодные только олигархам и чиновникам. Чиновники будут саботировать любую инициативу президента по наведению порядка, доказывать, что это невозможно, и по-прежнему брать взятки и воровать. Один человек, даже если это президент, никогда не сможет преодолеть сопротивление этой коррумпированной элиты.
Значит ли это, что ситуация безвыходная? Нет, не значит. Вывод очевиден из нашего анализа. Если причина наших бед — это постсоветская деформация социальной структуры, то есть отсутствие большой элиты общества, то нужно эту деформацию устранить, то есть создать большую элиту. Ведь люди, которые, собственно говоря, эту элиту составляют, в Украине есть. Но они разобщены и не понимают своей задачи. Нужна консолидация этих людей, их объединение вокруг общей цели. Конечно, после 2014 года определённые изменения произошли, общество стало более активным, есть организации и отдельные активисты, которые могут оказывать давление на власть. Но всё это делается непрофессионально, по многим важнейшим вопросам реформ активная часть общества некомпетентна, и поэтому это давление не приносит должного результата.
Следующий вопрос, который мы должны себе задать — как наводить порядок. Ответ на этот вопрос очевиден: порядок нужно наводить в экономике. Экономика — это основа всех основ любого общества, всё остальное вторично. Что же именно нужно делать, чтобы навести в экономике порядок? Это тоже просто: нужно снять все ограничения, которые мешают предпринимателям работать. Ведь они — единственные люди в рыночной экономике, которые создают деньги для всего общества. Если предпринимателям плохо, то плохо и всему обществу. Чем больше предпринимателей, чем лучше они работают, тем больше налогов поступает в бюджет, значит, тем выше пенсии и зарплаты госслужащих. Чем больше предпринимателей, тем сильнее конкуренция между ними и тем ниже цены на товары и лучше их качество. Ведь предприниматель должен продать свой товар, а в условиях высокой конкуренции ему приходится бороться за покупателя, значит, снижать цены и повышать качество продукции. Наконец, чем больше предпринимателей, тем выше зарплаты у работников, ведь в условиях высокой конкуренции надо бороться и за работников, значит, повышать им зарплаты и создавать хорошие условия работы.
Вот тут можно ответить на вопрос, почему мы так плохо живём. Потому что украинские предприниматели — самые забитые и задавленные в Европе. Есть мало стран на Земле, где предпринимателю так трудно работать, как в Украине. Интересно, что это плохо понимают у нас даже сами предприниматели. Но всё познаётся в сравнении. Вот перед вами индекс экономической свободы стран мира за 2018 год (Index of Economic Freedom), который как раз и показывает, насколько трудно заниматься бизнесом в той или иной стране мира. Показатели в таблице определены газетой Wall Street Journal и исследовательским центром Heritage Foundation по 10 критериям: 1) свобода бизнеса; 2) свобода торговли; 3) налоговая свобода; 4) свобода от правительства; 5) денежная свобода; 6) свобода инвестиций; 7) финансовая свобода; 8) защита прав собственности; 9) свобода от коррупции; 10) свобода трудовых отношений.
Страны, ранжированные по величине индекса экономической свободы
1. Гонконг – 90,2
2. Сингапур – 88,8
3. Новая Зеландия – 84,2
4. Швейцария – 81,7
5. Австралия – 80,9
6. Ирландия – 80,4
7. Эстония – 78,8
8. Великобритания – 78,0
9. Канада – 77,7
10. ОАЭ – 77,6
11. Исландия – 77,0
12. Дания – 76,6
13. Тайвань – 76,6
14. Люксембург – 76,4
15. Швеция – 76,3
16. Грузия – 76,2
17. Нидерланды – 76,2
18. США *– 75,7
19. Литва – 75,3
20. Чили – 75,2
21. Маврикий – 75,1
22. Малайзия – 74,5
24. Чехия – 74,2
25. Германия – 74,2
26. Финляндия – 74,1
27. Южная Корея – 73,8
28. Латвия – 73,6
29. Катар – 72,6
30. Япония – 72,3
31. Израиль – 72,2
32. Австрия – 71,8
33. Македония – 71,3
34. Макао – 70,9
35. Ботсвана – 69,9
36. Вануату – 69,5
37. Румыния – 69,4
38. Уругвай – 69,2
39. Руанда – 69,1
40. Ямайка – 69,1
41. Казахстан – 69,1
42. Колумбия – 68,9
43. Перу – 68,7
44. Армения – 68,7
45. Польша – 68,5
46. Мальта – 68,5
47. Болгария – 68,3
48. Кипр – 67,8
49 Сент-Винсент и Гренадины – 67,7
50. Бахрейн – 67,7
51. Сент-Люсия – 67,6
52. Бельгия – 67,5
53. Таиланд – 67,1
54. Панама – 67,0
55. Венгрия – 66,7
56. Косово – 66,6
57. Коста-Рика – 65,6
58. Турция – 65,4
59. Словакия – 65,3
60. Испания – 65.1
61. Филиппины – 65
62. Иордания – 64,9
63. Мексика – 64,8
64. Словения – 64,8
65. Албания – 64,5
66. Доминика – 64,5
67. Азербайджан – 64,3
68. Черногория – 64,3
69. Индонезия – 64,2
70. Бруней – 64,2
71. Франция – 63,9
72. Португалия – 63,4
73. Гватемала – 63,4
74. Багамские Острова – 63,3
75. Сальвадор – 63,2
76. Тонга – 63,1
77. Южноафриканская республика – 63
78. Киргизия – 62,8
79. Италия – 62,5
80. Сербия – 62,5
81. Кувейт – 62,2
82. Парагвай – 62.1
83. Уганда – 62
84. Фиджи – 62
85. Кот-д’Ивуар – 62
86. Марокко – 61,9
87. Бутан – 61,8
88. Сейшельские Острова – 61,6
89. Доминиканская Республика – 61,6
90. Самоа – 61,5
91. Босния и Герцеговина – 61,4
92. Крит – 61
93. Оман – 61
94. Гондурас – 60,6
95. Буркина-Фасо – 60
96. Кабо-Верде – 60
97. Танзания – 59,9
98. Саудовская Аравия – 59,6
99. Тунис – 58,9
100. Никарагуа – 58,9
101. Камбоджи – 58,7
102. Гайана – 58,7
103. Намибия – 58,5
104. Нигерия – 58,5
105. Молдова – 58,4
106. Таджикистан – 58,3
107. Россия – 58,2
108. Беларусь – 58,1
109. Габон – 58,0
110. Китай – 57,8
111. Шри-Ланка – 57,8
112. Тринидад и Тобаго – 57,7
113. Мали – 57,6
114. Соломоновы Острова – 57,5
115. Греция – 57,3
116. Белиз – 57,1
117. Барбадос – 57,0
118. Гвинея-Бисау – 56,9
119. Мадагаскар – 56,8
120. Бенин – 56,7
121. Коморы – 56,2
122. Гана – 56
123. Свазиленд – 55,9
124. Гаити – 55,8
125. Монголия – 55,7
126. Сенегал – 55,7
127. Папуа – Новая Гвинея – 55,7
128. Бангладеш – 55,1
129. Кения – 54,7
130. Индия – 54,5
131. Пакистан – 54,4
132. Замбия – 54,3
133. Непал – 54,1
134 Мавритания – 54
135. Бирма – 53,9
136. Лесото – 53,9
137 Сан-Томе и Принсипи – 53,6
138. Лаос – 53,6
139. Египет – 53,4
140. Ливан – 53,2
141. Вьетнам – 53,1
142. Эфиопия – 52,8
143. Микронезия – 52,3
144. Аргентина – 52,3
145. Гамбия – 52,3
146. Гвинея – 52,2
147. Конго – 52,1
148. Малави – 52,0
149. Камерун – 51,9
150. Украина – 51,9
151. Сьерра-Леоне – 51,8
152. Узбекистан – 51,5
153. Бразилия – 51,4
154. Афганистан – 51,3
155. Мальдивы – 51,1
156. Иран – 50,9
157. Бурунди – 50,9
158. Либерия – 50,9
159. Кирибати – 50,8
160. Нигер – 49,5
161. Судан – 49,4
162. Чад – 49,3
163. Центральноафриканская Республика – 49.2
164. Ангола – 48,6
165. Эквадор – 48,5
166. Суринам – 48,1
167. Тимор-Лесте – 48,1
168. Того – 47,8
169. Туркменистан – 47,1
170. Мозамбик – 46,3
171. Джибути – 45,1
172. Алжир – 44,7
173. Боливия – 44,1
174. Зимбабве – 44
175. Экваториальная Гвинея – 42
176. Эритрея – 41,7
177. Конго – 38,9
178. Куба – 31,9
179. Венесуэла – 25,2
180. Северная Корея – 5,8
Украина на почётном 150-м месте, вместе с Камеруном. Это значит, что у нас предпринимателю работать так же, легко как в Камеруне. А вот в Конго, Гвинее, Гамбии и Эфиопии