Loner
Well-Known Member
Изменить систему координат у миллионов.
Изменить ментальность у населения небольшой европейской сложно. Более того, успешных примеров история знает немного. Украина, увы, вынуждена заняться проблемой. При этом, процесс стоит разделить на 2 фазы:
1. Быстрые меры, которые снимают остроту проблемы
2. Работа на перспективу — долгосрочные программы
И тут вновь придётся выделять целевые группы. Увы, но работать на перспективу с теми «кому за 40» неэффективно. Люди привыкли к своему укладу жизни, к стилю мышления. На такие изменения нужны огромные ресурсы. Украина ими не располагает. Работать на перспективу стоит в первую очередь с детьми и молодёжью — теми, кто более гибок и способен измениться. И, в том числе способен воспринимать новое. Это не означает «жёсткого разделения» методов воздействия. Просто ожидать превосходных результатов от более старшей части населения не стоит.
Начнём с локализации проблемы.
Покажите людям жизнь
Одна из основных проблем жителей Донбасса — крайне низкая мобильность. И как следствие отсутствие навыков познания нового. Даже на собственном опыте. И тут стоит присмотреться к методике донецких олигархов. Тот же Ахметов видел проблему. И решал её. Правда, со своей спецификой — финансировал студенческие образовательные программы. С простым расчётом – получить местных, но «благодарных ему» потенциальных управленцев. Способных думать.
Ещё пример. Тарута, в бытность свою руководителем ОГА предлагал отправить три тысячи жителей Донецка в Европу — типа посмотреть. Кстати, весьма здравая идея. Но дорогая, если просто отправлять людей «погулять».
Тем не менее миграция и межкультурный диалог должны стать основой влияния. Но, учитывая ситуацию в стране, необходимо совмещать приятное с полезным. Вот лишь несколько направлений:
Медиа
Наиболее обсуждаемый вопрос. Увы, но я часто сталкиваюсь с примерно таким мнением: «запретим трансляцию российских каналов по кабельным сетям и в эфире — проблема снимется». Увы, вынужден разочаровать. В таких городах, как Киев, Винница, Житомир — да, 1000 раз да. То есть там, где процент пророссийских настроений был достаточно невелик.
Для остальных советую проехаться по «отдельным районам Донецкой и Луганской области». И посмотреть количество спутниковых тарелок. Если есть интерес — сравнить с фото этих же населённых пунктов год назад. Вот вам и ответ. Война войной, а «любимый» канал смотреть хотят. Те, же у кого не хватает денег довольствуются пересказом из уст более богатых соседей. Получается уже даже не пропаганда, а сказка-испорченный телефон.
Да, присутствие украинского контента необходимо наращивать. Это чрезвычайно важно. Но для того, чтобы обычная бабушка «переключила кнопку» необходимо, чтобы украинское телевидение стало более интересным. Люди не смотрят новости. Люди смотрят развлекательные передачи. И в перерывах согласны посмотреть новостные сюжеты — просто лень переключать каналы. То есть обычный продукт, такой как сериалы, различные шоу, юмор, фильмы, спорт создают основу аудитории. В этом аспекте, стоит заметить, Украина сделала колоссальный рывок вперёд. Начиная с 2008 года наиболее богатые каналы взялись за адаптацию различных форматов талант и реалити шоу. И достигли впечатляющих успехов. Аналогичная ситуация наблюдалась в культурном пространстве — появились «свои» звёзды, лидеры мнений. Подробно об этом (как и о других аспектах информационной войны) писал в марте в тексте
Но при всём позитиве есть одна колоссальная ложка дёгтя — региональная специфика. Увы, национальные украинские каналы делают то, что «должно быть интересно везде». В мирное время это оправдано. Да и сейчас сомнительно, чтобы кто-то начнёт делать акцент на «донецком восприятии». Исключение — политические интересы – расчёт на окупаемость в результате «правильного» голосования населения региона. Но пока выборами в ВР на этих территориях не пахнет даже ТРК «Украина» и «Интер» работают «на всю страну».
Но это не значит, что государство не может воспользоваться ситуацией. Есть области с военно-гражданской администрацией. Есть специфика управления. Так почему бы не сделать «специфическое ТВ». Это может быть как самостоятельная студия, так и (на основе партнёрства с владельцами каналов) продукция региональной студии. Алгоритм известен давно:
Но развёртывание телевизионной сети, особенно вблизи линии фронта — вещь дорогая. Требует инфраструктуры. Но есть ещё одно направление, которое не потребует существенных финансовых вливаний. Речь идёт о местном радио — региональном продукте. Почему это важно? Телевизор смотрят специально. Радио работает в фоне.
Да, скажут скептики, но ведь вышки оборудование тоже необходимо. Необходимо. Но зачем делать трансляцию централизованной. В регионе достаточно военных связистов. И передающей техники. Так почему бы не создать сеть передачи. Волны по большому счёту любые. Просто радио для солдат и местных жителей. Оно, кстати, улучшит и моральный климат в частях на линии соприкосновения. Американцы додумались до этого ещё во Вьетнаме.
Возникает вопрос: а как заставить гражданских слушать? Да всё просто — рецепт так же известен давно. Помните «радиоточку» времён СССР. И вот чудо — не везде разрушена инфраструктура вывода сигнала на уличные громкоговорители. Те же системы оповещения. Да, в городах возможно уже нет. А на предприятиях, шахтах? Речь ведь не идёт о качестве – главное чтобы звук был. Если же таковой инфраструктуры вообще нет, её создание – копеечное дело (по сравнению с организацией вещания через вышку). Вот вам и ответ — музыка, поздравления и да, новости звучат на улице, в фоновом режиме. Хочешь-не хочешь, а слышать будешь.
Есть ещё один аспект проблемы. Это — военные. Люди с большими погонами могут возмутиться насчёт идеи «военного радио». Особенно близкого к людям — мол будет утечка информации. Таковых огорчу, местные жители используют военную технику уже как геометки: «Пройти на рынок? А, так это доходишь до вкопанного за гаражами танка и поворачиваешь направо» И это фактически на линии соприкосновения. У многих из них родственники и друзья «на той стороне». И люди достаточно интенсивно созваниваются. То есть утечка информации уже есть. Точнее нет секрета — посмотрите сепаратистские карты военных действий. Спикерам АТО, вещающим из телевизора до такой детализации карт расти и расти. Но это лирическое отступление. Суть в запуске близкого к людям ресурса. Который будет доводить информацию и формировать мнение. Такой подход может очень быстро дать дивиденды. Что касается «секретности» – всегда можно найти позицию, удовлетворяющую всех.
Изменить ментальность у населения небольшой европейской сложно. Более того, успешных примеров история знает немного. Украина, увы, вынуждена заняться проблемой. При этом, процесс стоит разделить на 2 фазы:
1. Быстрые меры, которые снимают остроту проблемы
2. Работа на перспективу — долгосрочные программы
И тут вновь придётся выделять целевые группы. Увы, но работать на перспективу с теми «кому за 40» неэффективно. Люди привыкли к своему укладу жизни, к стилю мышления. На такие изменения нужны огромные ресурсы. Украина ими не располагает. Работать на перспективу стоит в первую очередь с детьми и молодёжью — теми, кто более гибок и способен измениться. И, в том числе способен воспринимать новое. Это не означает «жёсткого разделения» методов воздействия. Просто ожидать превосходных результатов от более старшей части населения не стоит.
Начнём с локализации проблемы.
Покажите людям жизнь
Одна из основных проблем жителей Донбасса — крайне низкая мобильность. И как следствие отсутствие навыков познания нового. Даже на собственном опыте. И тут стоит присмотреться к методике донецких олигархов. Тот же Ахметов видел проблему. И решал её. Правда, со своей спецификой — финансировал студенческие образовательные программы. С простым расчётом – получить местных, но «благодарных ему» потенциальных управленцев. Способных думать.
Ещё пример. Тарута, в бытность свою руководителем ОГА предлагал отправить три тысячи жителей Донецка в Европу — типа посмотреть. Кстати, весьма здравая идея. Но дорогая, если просто отправлять людей «погулять».
Тем не менее миграция и межкультурный диалог должны стать основой влияния. Но, учитывая ситуацию в стране, необходимо совмещать приятное с полезным. Вот лишь несколько направлений:
- Сотни, тысячи программ стажировок. Причём упор делать на «обычных жителей». По абсолютно разным поводам: начиная от обучения парикмахеров и заканчивая собственным продуктовым, туристическим (и т. д.) бизнесом. То есть отправлять специалистов (в первую очередь тех, кто в силу своей занятости общается с людьми) на стажировки в другие регионы страны. И наоборот — привлекать консультантов. Эти программы, кстати, можно оформить под крышей «работы по восстановлению Донбасса». По большому счёту так оно и есть — развитие предпринимательства, помощь в профессиональном росте – восстановление региона. И это окупается.
- Молодёжные и школьные обмены. Банальное выдёргивание молодёжи из привычного окружения на месяц-три. И так на протяжении 2-3 лет. Во-первых это даст обычные контакты между людьми, во вторых изменит восприятие мира молодыми людьми. А через них повлияет и на родителей.
- Программы оздоровления. Вывоз небольшими группами (большими нельзя — получится резервация) в различные регионы людей на «реабилитацию». Тут можно заодно поддержать и туристический бизнес. Те же агроусадьбы в «непопулярных» для иностранных туристов областях. Подобный формат, кстати, предусматривает личное общение.
- Концерты, праздники, программы НПО. Любые мероприятия, связанные с обменом людей.
Медиа
Наиболее обсуждаемый вопрос. Увы, но я часто сталкиваюсь с примерно таким мнением: «запретим трансляцию российских каналов по кабельным сетям и в эфире — проблема снимется». Увы, вынужден разочаровать. В таких городах, как Киев, Винница, Житомир — да, 1000 раз да. То есть там, где процент пророссийских настроений был достаточно невелик.
Для остальных советую проехаться по «отдельным районам Донецкой и Луганской области». И посмотреть количество спутниковых тарелок. Если есть интерес — сравнить с фото этих же населённых пунктов год назад. Вот вам и ответ. Война войной, а «любимый» канал смотреть хотят. Те, же у кого не хватает денег довольствуются пересказом из уст более богатых соседей. Получается уже даже не пропаганда, а сказка-испорченный телефон.
Да, присутствие украинского контента необходимо наращивать. Это чрезвычайно важно. Но для того, чтобы обычная бабушка «переключила кнопку» необходимо, чтобы украинское телевидение стало более интересным. Люди не смотрят новости. Люди смотрят развлекательные передачи. И в перерывах согласны посмотреть новостные сюжеты — просто лень переключать каналы. То есть обычный продукт, такой как сериалы, различные шоу, юмор, фильмы, спорт создают основу аудитории. В этом аспекте, стоит заметить, Украина сделала колоссальный рывок вперёд. Начиная с 2008 года наиболее богатые каналы взялись за адаптацию различных форматов талант и реалити шоу. И достигли впечатляющих успехов. Аналогичная ситуация наблюдалась в культурном пространстве — появились «свои» звёзды, лидеры мнений. Подробно об этом (как и о других аспектах информационной войны) писал в марте в тексте
You must be registered for see links
.Но при всём позитиве есть одна колоссальная ложка дёгтя — региональная специфика. Увы, национальные украинские каналы делают то, что «должно быть интересно везде». В мирное время это оправдано. Да и сейчас сомнительно, чтобы кто-то начнёт делать акцент на «донецком восприятии». Исключение — политические интересы – расчёт на окупаемость в результате «правильного» голосования населения региона. Но пока выборами в ВР на этих территориях не пахнет даже ТРК «Украина» и «Интер» работают «на всю страну».
Но это не значит, что государство не может воспользоваться ситуацией. Есть области с военно-гражданской администрацией. Есть специфика управления. Так почему бы не сделать «специфическое ТВ». Это может быть как самостоятельная студия, так и (на основе партнёрства с владельцами каналов) продукция региональной студии. Алгоритм известен давно:
- Развлекательный контент в массе своей общий.
- Есть региональные развлекательные программы, которые свёрстаны исходя из специфики восприятия целевой аудитории
- Местные новости
- Максимальное приближение к зрителю (блиц опросы, студии на улице). Люди (особенно в таких регионах) весьма падки на «попасть в телевизор». Так дайте им такую возможность. Герои сюжетов (даже просто опросов на улицах) будут собирать толпы соседей, чтобы вместе посмотреть. Что в принципе и нужно.
Но развёртывание телевизионной сети, особенно вблизи линии фронта — вещь дорогая. Требует инфраструктуры. Но есть ещё одно направление, которое не потребует существенных финансовых вливаний. Речь идёт о местном радио — региональном продукте. Почему это важно? Телевизор смотрят специально. Радио работает в фоне.
Да, скажут скептики, но ведь вышки оборудование тоже необходимо. Необходимо. Но зачем делать трансляцию централизованной. В регионе достаточно военных связистов. И передающей техники. Так почему бы не создать сеть передачи. Волны по большому счёту любые. Просто радио для солдат и местных жителей. Оно, кстати, улучшит и моральный климат в частях на линии соприкосновения. Американцы додумались до этого ещё во Вьетнаме.
Возникает вопрос: а как заставить гражданских слушать? Да всё просто — рецепт так же известен давно. Помните «радиоточку» времён СССР. И вот чудо — не везде разрушена инфраструктура вывода сигнала на уличные громкоговорители. Те же системы оповещения. Да, в городах возможно уже нет. А на предприятиях, шахтах? Речь ведь не идёт о качестве – главное чтобы звук был. Если же таковой инфраструктуры вообще нет, её создание – копеечное дело (по сравнению с организацией вещания через вышку). Вот вам и ответ — музыка, поздравления и да, новости звучат на улице, в фоновом режиме. Хочешь-не хочешь, а слышать будешь.
Есть ещё один аспект проблемы. Это — военные. Люди с большими погонами могут возмутиться насчёт идеи «военного радио». Особенно близкого к людям — мол будет утечка информации. Таковых огорчу, местные жители используют военную технику уже как геометки: «Пройти на рынок? А, так это доходишь до вкопанного за гаражами танка и поворачиваешь направо» И это фактически на линии соприкосновения. У многих из них родственники и друзья «на той стороне». И люди достаточно интенсивно созваниваются. То есть утечка информации уже есть. Точнее нет секрета — посмотрите сепаратистские карты военных действий. Спикерам АТО, вещающим из телевизора до такой детализации карт расти и расти. Но это лирическое отступление. Суть в запуске близкого к людям ресурса. Который будет доводить информацию и формировать мнение. Такой подход может очень быстро дать дивиденды. Что касается «секретности» – всегда можно найти позицию, удовлетворяющую всех.