Российские «Мистрали» перекупает Канада
You must be registered for see images
Ситуация вокруг вертолетоносцев «Мистраль», заказанных Россией во Франции, становится все более запутанной, сообщает
You must be registered for see links
со ссылкой на
You must be registered for see links
. Напомним: как стало известно еще на минувших выходных, французская судостроительная компания DCNS уволила Ива Дестефани, сотрудника, отвечавшего за проект по поставкам вертолетоносцев «Мистраль» в Россию. По сведениям газеты Les Echos, которую цитирует РБК, Ив Дестефани отправил российским партнерам письмо с указанием, что 14 ноября должна состояться церемония передачи первого из двух вертолетоносцев «Мистраль» России. Также Дестефани приглашал представителей российской стороны на церемонию передачи.
Напомним: выполнение контракта на поставки «Мистралей» в Россию было заморожено президентом Франции Франсуа Олландом в сентябре из-за ситуации в Украине – притом, что формально вертолетоносцы в санкционный список не вошли. На этом фоне получение письма с приглашением на церемонию передачи по понятной причине не на шутку воодушевило российских «оборонщиков». 29 октября курирующий оборонно-промышленный комплекс вице-премьер Дмитрий Рогозин радостно сообщил о готовности французской стороны поставить России первый из двух «Мистралей». Однако уже на следующий день, 30 октября министр финансов Франции Мишель Сапен заявил, что «условия для передачи вертолетоносца России на данный момент не сложились». Позже в этот же день представители Объединенной судостроительной корпорации удрученно сообщили, что не получали приглашения на церемонии передачи вертолетоносца России. В тот же день, как стало известно, главой DCNS Эрве Гийу было подписано и распоряжение об увольнении Дестефани. О том, что причиной увольнения стало приглашение представителей России на церемонию передачи «Мистраля», официально не сообщается. Но и догадаться о причинах увольнения после столь однозначной волны опровержений, честно говоря, не сложно.
В свою очередь неназванный источник в российской системе военно- технического сотрудничества (ВТС) с иностранными государствами сообщил ТАСС, что по условиям контракта Франция может отложить передачу первого вертолетоносца типа «Мистраль» («Владивосток») еще на три месяца. «Что касается самого контракта, у французов заложен некий временной люфт, который позволяет нам еще некоторое время морочить голову. Так контракт прописан. Это не так долго может продлиться, еще примерно три месяца», — заявил собеседник агентства. Источник пояснил, что благодаря этой «лазейке» штрафные санкции за срыв сроков поставки наступят не 1 ноября, а значительно позднее. Это не единственная законная причина затягивания сроков передачи первого вертолетоносца «Мистраль». Как рассказал источник, в тексте контракта при описании форс-мажорных обстоятельств к числу таковых отнесены и «действия французского правительства». В российской системе ВТС особо подчеркивают, что сама верфь STX France сделала все необходимое, чтобы выполнить все работы по контракту в срок, поэтому в настоящий момент решение о передаче «Мистраля» носит исключительно политический характер. Источник ТАСС напомнил, что присланное на 14 ноября приглашение для Рособоронэкспорта было дезавуировано, а сотрудник, направивший его, уволен. «(Президент Франсуа) Олланд должен понимать, что сейчас это вопрос репутации Франции как реального экспортера, — обратил внимание источник в системе ВТС. — Если они с кораблем будут устраивать такие истории, это может сильно напугать всех остальных: индийцев, алжирцев, и т.д». Только вот понятно и другое: для Парижа не менее важно выполнить и морально-этические обязательства перед союзниками. Более того, как признают в российской «оборонке», другие страны НАТО с подачи США предлагают Франции большие контракты на закупку вооружений, в случае если Россия свой заказ так и не получит. И пока французские партнеры склонны поддаваться на эти уговоры.
О чем конкретно идет речь, поясняет, в частности, «Московский комсомолец». По сведениям этой газеты, Польша заказала у Франции поставку противоракет и зенитных ракет на сумму в 4 млрд евро, и это в три раза больше, чем «весит» контракт с Россией. Терять этот заказ Франции не хочется, а Польша тоже высказывает требование не передавать России вертолетоносцы, продолжает «МК». Польша также намерена приобрести у Франции три подводные лодки — и корпорация DSNS уже предлагает ей лодки Scorpene. Также Польша, по данным СМИ Франции, может закупить у Франции 70 вертолетов тактической военно-транспортной авиации. Размер такого контракта с Airbus может достичь 2,5 млрд евро. «Министр обороны Польши Томаш Семоняк совершенно откровенно заявил, что возможность заключения этих ценных для Франции контрактов напрямую зависит от ее решения по «Мистралям», — подчеркивает журнал Le Point.
Наконец, нашлись покупатели и на «Мистрали». Канада планирует диверсифицировать источники приобретения вооружений и заказать несколько кораблей во Франции, пишет Мартин Жако в статье, напечатанной в газете Le Monde, которую цитирует ИноПресса. В состав делегации, сопровождающей Франсуа Олланда в его поездке в Канаду, вошел дипломатический советник президента DCNS, кораблестроительной компании, которая строит корабли Mistral. Это немаловажный факт. Стоит отметить, что премьер-консерватор Канады Стивен Харпер, сторонник жесткой линии в отношении Москвы, порадовался тому, что Франция приостановила передачу России первого корабля проецирования силы и управления, пишет автор статьи. Более того, Канада приступила к реализации программы модернизации своего военно-морского флота и сил береговой охраны, беспрецедентной в мирные времена. В этой программе, оценивающейся в 35 млрд. канадских долларов (28 млрд евро), надеются поучаствовать, получив контракты, DCNS, а также Dassault или Thales. Канадская армия, традиционно вооружаемая американскими предприятиями, «теперь намерена диверсифицировать партнеров в сфере обороны», указывают официальные канадские и французские источники, говорится в статье. В рамках этой программы, по заявлениям Министерства обороны, предусматривается «модернизация 12 фрегатов класса Halifax и покупка трех новых кораблей: корабля общевойсковой поддержки, корабля патрулирования за пределами территориальных вод и в Арктике и корабля для ведения надводного боя. Речь идет о 21 корабле, для которых Оттава выбрала судостроительные канадские верфи Irving Shipbuilding в Галифаксе, сообщает автор статьи. «DCNS, открывшая свое представительство в Оттаве в 2012 году, предложила канадцам проект многоцелевого фрегата Fremm, а также систему управления боем Setis. Французская компания также заявила, что фрегат Fremm может быть полностью построен в Канаде. Канада сама не строила военные корабли с 1980 года и хотела бы оснастить свою армию средствами мирового уровня. Купит ли она Mistral «под ключ»? В конце мая сенатор-консерватор Хью Сегал публично предложил Канаде купить эти боевые корабли, чтобы Франции не пришлось передавать их России», — пишет корреспондент.
Как поясняют осведомленные источники, такого рода «перекупка» — достаточно традиционный ход в насквозь политизированном оружейном бизнесе. Как вспоминал позже Давид Иври, в те годы — командующий ВВС Израиля, накануне исламской революции шах Ирана, один из ключевых союзников Вашингтона в регионе, который даже в кошмарных снах не допускал возможности своего свержения, заказал в США партию новейших F- 16 — знаменитых «фантомов». Но к моменту поставок исламская революция смела монархию, и во главе страны оказался аятолла Хомейни, видевший в США «главного дьявола». Отдать самолеты Ирану США уже не могли. Но и позволить, чтобы они висели «мертвым грузом», не могли тоже. На таком специфичном фоне министр обороны США Гарольд Браун предложил купить предназначавшиеся Ирану боевые самолеты своему израильскому коллеге Эзеру Вейцману, причем, поставить их обещал в течение года. Предложение в Израиле приняли. А потом именно эти «фантомы» нанесли удар по иракскому ядерному центру в Озираке в 1981 году.
Не менее нашумевшая история произошла в конце девяностых, когда Россия вознамерилась продать свои ЗРК С-300 Южному Кипру, что вызвало понятное беспокойство у Турции. В Анкаре недвусмысленно заявили: Турция не позволит провезти ракеты через Босфор и Дарданеллы. И дважды турецкие «силовики» обнаруживали в трюмах следующих через Босфор российских сухогрузов незадекларированные ракеты. В конце концов С-300, предназначенные Южному Кипру, перекупила сама Турция. Теперь, похоже, покупателей ищут уже для «Мистралей».
В Москве уже комментируют возможную «перепродажу». Тот же источник в системе ВТС сообщил о том, что строящийся во Франции по заказу России вертолетоносец «Мистраль» не может быть передан третьим странам в связи с тем, что на корабле установлено оборудование, принадлежащее России. «Довод о том, что мы якобы сейчас «Мистраль» русским не отдадим, а кому-то перепродадим, не работает, потому что внутри корабля есть наша собственность, которая уже вмонтирована, и без нашего разрешения ее нельзя использовать», — сказал собеседник ТАСС. По его словам, «на корабле проложены кабель-трассы с нашей системой управления связью». «Они наши. И для того, чтобы их изъять, необходимо вскрыть корабль, разобрать его», — пояснил свою мысль источник. Таким образом, распоряжаться «остатками» корабля Франция сможет только после возвращения российской собственности, убежден собеседник агентства. Он также подчеркнул, что все внутреннее оснащение «Мистраля» создано по техническим стандартам ВМФ России: в случае продажи кому-то из членов НАТО корабль попросту не удастся «включить». «Электропитание заточено исключительно под российские стандарты», — пояснил собеседник ТАСС. Эксперты, однако, не сомневаются: «Мистрали», скорее всего, уже бесповоротно «изменили курс». И Россия вряд ли получит их, не пересмотрев своего поведения в восточной Украине.