Ездить на кроссовере или внедорожнике с многолитровым бензиновым мотором нынче весьма дорого. Но расходы можно снизить на 30–50%, всего лишь установив на машину… газобаллонное оборудование. Правда, не всякое ГБО подойдет для такой модернизации.
В вышеупомянутом предостережении скрыто множество нюансов, которые должен учесть специалист, подбирающий комплект газобаллонного оборудования (ГБО) для дорогих кроссоверов и внедорожников премиум-сегмента. Экскурс в мир ГБО сделаем для выходцев из Страны восходящего солнца (Lexus LX, Toyota Land Cruiser, Acura MDX, Infiniti FX и QX), которые оснащены проверенными временем многолитровыми атмосферными моторами.
С секретами подбора ГБО для таких машин мы познакомились, когда стали свидетелями установки газобаллонного оборудования на Lexus LX 570 на СТО компании «Сервис Газ». Здесь сразу отбрасывают ГБО эконом-варианта, предпочтение отдают оборудованию 4-го поколения и его правильной комплектации. При этом учитывают, что данные авто имеют OBD*-диагностику и «продвинутую» электронику, не терпящую вмешательств.
*OBD – On-Board Diagnostic – самодиагностика бортового оборудования автомобиля. Термин, обозначающий стандарт диагностики и контроля работы систем двигателя автомобиля, а также частей шасси и вспомогательных устройств. В случае с подключением ГБО позволяет электронному блоку управления газобаллонного оборудования считывать информацию о параметрах работы бензиновой системы питания и в соответствии с этими параметрами обеспечивать эффективную работу ГБО.
Электронный блок управления
ЭБУ Zenit-Pro, который наиболее оптимален для таких машин, так как гарантирует безопасное и правильное «сотрудничество» ГБО со штатной системой питания с OBD. Есть свои особенности и при подборе других комплектующих.
You must be registered for see images attach
You must be registered for see images attach
Заправочный вентиль без каких-либо хитростей врезали в задний бампер.
You must be registered for see images attach
You must be registered for see images attach
Газовый торроидальный баллон для наружного размещения под полом багажника имеет не такую конструкцию, как внутренний, поскольку в нем мультиклапан устанавливается сбоку.
Форсунки Hana не нуждаются в периодических калибровках и не склонны к загрязнению, что снижает потребность в услугах СТО.
Редуктор в данном случае необходим для двигателя большого объема, поэтому должен быть высокопроизводительным. Но делают их не все производители редукторов, например, в ассортименте продукции марки Tomasetto (Италия) такого изделия нет, а есть оно у торговой марки Gurtner (Франция) – Luxe или КМЕ (Польша) – Gold.
К трубке подачи газа также есть специальные требования – так, на всем протяжении магистрали необходима трубка диаметром 8 мм (для моторов мощностью от 200 л. с.), а не 6 мм, как у легковушек. Кроме того, нужны 8-миллиметровые переходы, так как каждое сужение газовой магистрали – это замедление поступления топлива, а значит, его нехватка при подаче в цилиндры. Кстати, при ошибках на данном этапе будет происходить обеднение смеси, а это моментальное срабатывание индикатора check engine на щитке приборов.
Еще один нюанс – трубка диаметром 8 мм обязывает применять только мультиклапаны с электроклапаном, такой есть в ассортименте Tomasetto. Обусловлено это тем, что при езде по бездорожью велика вероятность обрыва трубопровода, поэтому дополнительная защита в виде электроклапана непосредственно на газовом баллоне просто необходима.
Газовый баллон в случае с данным автомобилем, помимо всего, должен быть высокопрочным, так как размещается он не в багажнике, а снаружи, под полом багажника. Обусловлено это тем, что владельцы подобных внедорожников иногда все же выезжают на бездорожье, где баллоном можно легко зацепиться и за пни, и за возвышающиеся над грунтом камни. Для таких условий наиболее оптимальным является баллон Tugra Makina с утолщенными до 4-4,5 миллиметра стенками.
Газовые форсунки – еще один важный элемент ГБО 4-го поколения. Для этих машин предлагаются положительно зарекомендовавшие себя форсунки Hana корейского производства. Тут необходимо не только грамотно подобрать данный узел под мощность мотора, но и обеспечить правильный его монтаж. Так, профессионально установленная газовая форсунка должна иметь как можно меньшую длину шланга (максимум 15 см) до штуцера, который «всверливается» во выпускной коллектор. Отверстие для штуцера необходимо размещать вблизи бензиновой форсунки, место для которой рассчитал создатель двигателя.
Так как на Lexus LX 570 (и других моторах большого объема) для точного сверления отверстия под штуцер необходимо снимать впускной коллектор, форсунки можно установить, когда он снят. Это позволяет сделать шланг до штуцера очень коротким – 3 см, а значит, момент подачи газа во впускной коллектор – максимально точным (приближенным к впрыску бензина).
You must be registered for see images attach
You must be registered for see images attach
Matrix и Certools – два фильтра, обеспечивающих очистку паровой фракции газа. Первый – с фильтрующим элементом и отстойником для газового конденсата, а второй благодаря большой поверхности контакта с газом обеспечивает тонкую очистку газа.
В программном обеспечении блока управления ГБО Zenit-Pro, работающего по OBD-протоколу (подключается к ЭБУ двигателя), зашиты оптимальные пропорции дозировки газа по отношению к порциям бензина.
You must be registered for see images attach
You must be registered for see images attach
Кнопка ЭБУ Zenit-Pro имеет индикатор неисправности.
В таком плотно упакованном моторном отсеке найти элементы газобаллонного оборудования непросто – все спрятано под пластиковыми экранами и в глубине отсека под «развалами» V-образного мотора.
Данный вариант монтажа форсунок в моторном отсеке для Lexus LX 570 приемлем при использовании форсунок HANA, так как они не требуют калибровки и не загрязняются. В случае с другими газовыми форсунками, которые могут оказаться склонными к загрязнению или нуждаются в периодической калибровке, такой вариант установки не очень практичен, так как для этих целей придется снимать еще и впускной коллектор. Если установить форсунки снаружи коллектора, из-за большой длины шлангов нарушится точность момента подачи газа во впускной коллектор, соответственно, газобаллонное оборудование будет работать не столь эффективно.
При таком подборе ГБО, где главный акцент делается на надежность, обеспечивается сохранность этой важной характеристики и в целом для джипов. А это одно из важных качеств, за которое ценят внедорожники их автовладельцы. Кстати, гарантия на данный комплект ГБО составляет 100 тыс. км.
Бюджет ГБО для Lexus LX 570 с его восьмицилиндровым мотором и монтаж вышеупомянутого комплекта газобаллонного оборудования обходятся в 16500 грн. При этом срок его окупаемости, например, при пробеге 2000 км в месяц, составляет около полугода, а при 1000 км – около года.