19-го января в Киеве пройдёт антифашистская акция. По этому поводу было бы уместно вспомнить настоящее значение слов "фашизм" и "антифашизм", которые поистёрлись от частого употребления политиками.
Депутат Верховной Рады Геннадий Москаль решил продолжить абсурдную эпопею с обращениями в Минюст. Он поинтересовался, есть ли в Украине официально-зарегистрированные фашистские организации. Разумеется, парламентарий получит отрицательный ответ - регистрация фашистских организаций в Украине запрещена. Вероятно, этот ответ депутаты от оппозиции будут впредь использовать, чтобы оправдать своё сотрудничество с партией “Свобода” - “посмотрите, наши союзники не фашисты, у них и справка есть!”
Но подтвердит ли эта гипотетическая справка, что в украинской политике действительно нет фашистов и неонацистов? Разумеется не подтвердит. С тем же успехом, парламентарий мог бы спросить у Министерства, есть ли в государственных структурах официально-зарегистрированные коррупционеры, есть ли в милиции официальные садисты и убийцы, есть ли в СМИ официально-зарегистрированные лжецы. Минюст никогда не сможет дать честный ответ на то, есть ли в Украине фашистские организации, потому что такой ответ ударит и по оппозиции, и по власти.
Слово “фашизм” стало жупелом, каким-то абстрактным Вселенским Злом из иной реальности. В современном политическом лексиконе “фашист” - ничего не значащее оскорбление, к которому редко прислушиваются всерьёз. В этом большая часть вины псевдо-антифашистов. Показателен пример депутата Колесниченко, который с одной стороны говорит о “толерантности”, а с другой - продвигает в Верховной Раде ксенофобские законы и сотрудничает с про-российскими ультраправыми организациями наподобие “Народного Собора”. Сегодня назвать кого-то фашистом - всё равно, что назвать его “плохим человеком”. Но на самом же деле, это слово определяет вполне конкретные политические практики, как исторические, так и современные. И прежде чем поднять вопрос о реальности угрозы фашизма в Украине следует разобраться с тем, что такое “фашизм”. Удобнее всего это сделать в формате развенчания основных предрассудков и мифов связанных с этим понятием.
Миф первый:
Фашизм и национал-социализм - совсем разные вещи, это совки придумали называть их одним словом. Не путайте национал-социализм и социал-национализм, национализм - это просто любовь к своей нации и т.д.
Очень много демагогии, как правило, связано с дефинициями и значением слов. Первое лживое и безграмотное утверждение - “фашизм и национал-социализм - это разные вещи”. Безусловно, между фашизмом Муссолини и нацизмом Гитлера есть множество различий, несравнимо и количество совершенных ими преступлений, но оба режима называются фашистскими. И это отнюдь не советское изобретение, а международно-принятый термин. Разберемся с историей этого слова и понятия.
"Фашизм носит имя, само по себе ничего не говорящее о духе и целях
этого движения. Fascio означает "объединение" или "союз", так что фашисты -
это "союзники", а фашизм должен означать "союзничество". Фриц Шофтгефер ещё в 1924 году указал, что “фашизм” по сути - пустое означающее. “Союзниками” могли бы с тем же успехом назвать себя и левые интернационалисты, и современные неолиберальные сторонники глобализации. Но значение этому слову придала именно политическая практика. Уже в 20-е годы фашистами начали называть не только сторонников Муссолини, но и их идейных собратьев в других странах. С фашистами сравнивали и черносотенцев (с наследниками которых частенько маршируют “антифашисты” из Партии Регионов). Фашистом называл себя и идеолог украинского интегрального национализма Дмитрий Донцов, фигура в равной степени культовая и для “радикалов” из ВО ¨Свобода” и для “либералов” из Объединённой Оппозиции. Так или иначе, в гитлеровской Германии, и в Италии, и в Испании Франко и т.д. прослеживались следующие признаки:
революционная и социальная риторика в процессе борьбы за власть
после победы - построение корпоративного государства, при сохранении классового и социального расслоения, острота противоречий сглаживается за счёт вмешательства государства
жесткая иерархичность, наличие лидера
отсутствие демократии (или её сведение к ритуальным формам), уничтожение или подавление оппозиции, профсоюзов, неподконтрольных государственной идеологии общественных организаций
мощный репрессивный аппарат, тюрьмы, часто - казни неугодных
милитаризм, укрепление армии, культ воина. Оборотная сторона того же явления - антифеминизм и неприятие эмансипации женщины
апелляция к традиционным ценностям в различных формах (в случае Франко или хорватских усташей это был банальный католицизм, в случае Гитлера - набор оккультно-расистских идеологем, который, впрочем, тоже был изрядно разбавлен христианством)
тотальная цензура СМИ и культуры, борьба с “аморальностью”, попытка контроля всех аспектов жизни человека
национализм. У Гитлера или у японских фашистов он принимал форму этнических чисток, итальянцы же, к примеру, практиковали скорее государственный, чем этнический национализм
Сравним эти признаки с программой украинских политических партий. Разумеется, сразу приходит на ум ВО “Свобода”. Да, сторонники Олега Тягныбока - классические, хрестоматийные фашисты. Достаточно изучить проект их Конституции, в котором предполагается запрет всех “антиукраинских” идеологий (читай - уничтожение политических противников), запрет забастовок с политическими целями (ликвидация боевых профсоюзов), а также жесткий контроль за моралью нации, предполагающий тотальную цензуру СМИ. Нужно также обратить внимание на то, с какой настойчивостью борется “Свобода” за введение смертной казни, в том числе и за “преступления против государства”. Но ВОС - не единственные, у кого мы находим фашистские идеологемы. Разношерстная Объединённая Оппозиция включает в себя сторонников “солидаризма” (по сути, та же модель корпоративного государства) и блюстителей морали. Они столь же активно апеллируют к традиционным религиозным ценностям и пытаются оправдать им цензуру, они также подвержены национализму, часто с расистскими элементами. Называют они себя “буржуазными националистами”, “социал-националистами”, “национал-социалистами” - не важно. В фашизме главное не название, а суть. Ведь если посмотреть даже на Коммунистическую Партию Украины, то мы увидим, что её программа по сути мало чем отличается от программы ВОС, только вот украинский национализм заменён на русский, а поддержка православия Киевского Патриархата - на поддержку Московского. Не выбивается из общей картины и Партия Регионов. Конечно, Януковича глупо сравнивать с Гитлером или Муссолини. Но он идеологически вполне близок к португальскому фашисту Салазару, даже лозунг “Нова Україна” до боли напоминает «Estado Novo». Далеко не у всех фашистов руки в крови по локоть, у некоторых - по запястье, другие обагряют лишь кончики пальцев, а некоторые и вовсе ухитряются носить белые перчатки. Респектабельный политик, поддерживающий ультраправых убийц, вполне может не брать на себя ответственность за их преступления.
Миф второй.
Фашизм победили в 45-ом, фашизма больше нет, все кто говорит иначе - преследует политические цели или отрабатывает гранты.
Ещё один пример банальной исторической безграмотности. Фашизм в Испании, Португалии, Греции, существовал до 60-70-х годов. В Чили в 1973 году к власти пришла фашистская хунта Пиночета (её мы ещё раз упомянем ниже). Сегодня в некоторых странах Европы набирают силу откровенно фашистские партии, к примеру, "Золотая Заря" в Греции или Йоббик - в Венгрии. Хоронить фашизм преждевременно, тем более, что как мы видим, многие его идеи, пусть в модернизированной и приукрашенной форме используются также и вполне “демократическими” на первый взгляд партиями.
Миф третий.
Фашизм - это не так уж плохо. Что плохого в фашизме, если он не всегда сопровождается газовыми камерами и глобальными войнами?
Что плохого в отсутствии свободы? Что плохого в отсутствии возможности защитить свои права? Что плохого в насильственном навязывании образа жизни и образа мыслей? Если ничего, то этот текст писался не для вас.
Миф четвёртый.
Украинский национализм - это не фашизм, ведь ОУН-УПА боролись против Гитлера!
Не вдаваясь глубоко в историю ОУН-УПА, не акцентируя внимания на коллаборционизме и на Волынской Резне, давайте посмотрим на ценности за которые они боролись и сравним их со списком признаков фашизма, приведенным выше. Вспомним Донцова. Перечитаем политические программы современных идейных наследников ОУН, ещё раз убедимся в сходстве.
Миф пятый.
Антифашизм в Украине играет на руку имперским амбициям России.
Безусловно, в Украине есть движения называющие себя антифашистскими, такие как “Родина” Маркова, ПСПУ Витренко или про-русское крыло Партии Регионов. Но все эти лица антифашистами не являются. Напротив, их собственные программы и заявления вполне можно назвать фашистскими, только лишь место украинского национализма заменяет имперский пан-славянизм. Настоящие украинские антифашисты не представлены в парламенте, но уже не первый год ведут борьбу на улицах, в информационном пространстве, в университетах. Это анархисты, это “антифа”, это коммунисты не связанные с дискредитировавшими себя партиями, это правозащитники имеющие дело с расистским насилием и дискриминацией, это деятели культуры, которые начали понимать, что ультраправая реакция угрожает и их свободе творчества. Конечно же, между антифашистами России и Украины есть тесная связь, но эти движения являются оппозиционными по отношению к своим властям. Многие наши российские товарищи сейчас находятся в тюрьмах, в том числе, из-за участия в антипутинских протестах. Также украинские антифашисты состоят в тесном контакте с европейскими, израильскими, турецкими, американскими товарищами. Поэтому сводить вопрос противостояния ультраправым к геополитике - глупая и пошлая манипуляция. Антифашисты действуют по всему миру, от США до России, от Украины до Греции.
Миф шестой
Фашизм родственен коммунизму. Свободная рыночная экономика - гарантия защиты от фашизма.
Фашизм родственен социализму лишь в том, что он предлагает стратегию решения социальных проблем. На самом деле, какую-нибудь стратегию предлагает любой общественный строй и любая политическая система, поэтому приравнивать фашизм к левым течениям лишь на основании того, что он поднимает социальные темы - неверно. Корпоративная экономика совсем не обязательно предполагает защиту трудящихся, напротив, тесная спайка государства и крупного бизнеса раньше или позже начинает служить интересам последнего. Между корпоративным псевдо-социализмом и корпоративным неолиберализмом - крошечный шаг. К примеру, фашистский режим Пиночета был принят западными демократиями как защита от коммунистической угрозы. Салазар и Франко нормально взаимодействовали с “цивилизованной” и “просвещённой” Европой. Рынок не подразумевает демократию, напротив, подчас демократия вредит полной свободе рынка и особенно крупным монополиям, так что фашизм по сути представляет из себя защитную реакцию капитализма, попытку выжить в условиях кризиса, пусть и ценой чудовищной мутации. Именно поэтому антифашизм так тесно связан с левой идеей, с попыткой предложить альтернативный выход из сложной экономической ситуацией.
В противовес ультраправым, мы можем предложить вам движение, которое борется:
против иерархий и авторитаризма,
за индивидуальную свободу, за свободу совести и самовыражения,
за преодоление ксенофобских предрассудков и дискриминации в любом виде
за достижение настоящей социальной справедливости
19-го января в 14 часов на станции метро “Героев Днепра” состоится антифашистская акция, приуроченная к дате убийства адвоката, правозащитника и левого активиста Станислава Маркелова и журналистки и анархистки Анастасии Бабуровой.
Наши товарищи были застрелены неонацистами в 2009 году, с тех пор ежегодно по всему миру проводятся акции их памяти. В этом году мы хотим также вспомнить жертв ультраправого насилия в Украине, именно на этом месте был убит расистами Виктор Таторо. Студент из Нигериии Олаолу Феми, которому посчастливилось не стать жертвой, уже больше года сидит в луганском СИЗО и обвиняется в попытке убийства нападавших. Фашизм - это не только отморозки с ножами, нападающие на людей с другим цветом кожи, фашизм - это также и милиция, суды, государство.
Мы помним тех, кто погиб от рук ультраправых и тех, кто находится за решеткой за попытку противостоять им.
А помнить значит бороться.