Re: Газовая проблема Часть 1.
ну и кто не открыл кран? Россия?
Эпиграф:
- Давайте себе представим невероятную ситуацию: Россия закрывает "крантик", отключает газ. Кто теряет больше — Украина или Россия?
— Россия.
— Так ведь Украина останется без газа...
— А вы представляете, чего лишается Россия? У нее заключены чрезвычайно серьезные контракты с Европой, с миллиардными штрафными санкциями.
Если только Россия перестанет поставлять газ в Украину, она же не Украину остановит. Она остановит Европу. А это означает для России дефолт.
Другой вопрос — может ли Россия технически остановить поставки газа в Украину? Отвечаю: нет. Почему? Как только она хотя бы на 10% понизит давление газа в украинских магистралях, ей надо будет останавливать свои промыслы, причем не все из них потом удастся запустить вновь на полную мощность. Так что без российского газа Украина выкрутится. У нас есть другие альтернативные виды топлива — уголь, мазут.
Мы протянем на собственных газе и резервных видах топлива несколько месяцев. А вот Россия, прекратив поставки газа в Украину, не протянет и дня."
:shock:
Из интервью
"суперпрофи" - Алексея Ивченко (бывший председатель правления НАК "Нафтогаз України") (Владислав Силивончик, Михаил Мищишин, «Бизнес»
You must be registered for see links
) , август 2005 г.
-------------------
Это на заметку «форумским» фантазерам, верящим, что они живут в стране эльфов.
-------------------
А теперь о фактах. О сути некоторых из них украинские СМИ предпочитают (почему-то :?) отмалчиваться.
12/I-2009 состоялся телефонный разговор президентов РФ Д.Медведева и Украины В. Ющенко.
«В связи с подписанием всеми заинтересованными сторонами Порядка мониторинга транзита российского газа через Украину европейским потребителям глава Российского государства обратил внимание Президента Украины на необходимость предпринять все меры для того, чтобы международные наблюдатели в кратчайшие сроки прибыли на места контроля и приступили к работе.
Д.Медведев подчеркнул, что сразу после этого Россия получит возможность немедленно начать поставки российского газа через Украину европейским потребителям и постепенно восстановить штатный режим транзита…….
Д.Медведев подтвердил, что Россия готова незамедлительно возобновить переговоры между ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины» по заключению контракта на поставки российского природного газа для внутриукраинских нужд на 2009 год…
Д. Медведев отметил, что положения Меморандума о сотрудничестве в газовой сфере от октября 2008 года между Правительством России и кабинетом министров Украины утратили силу и не могут быть основой для дальнейших переговоров.
(Сам Меморандум см. ниже - прим. автора поста)
Президенты России и Украины договорились дать поручения правительствам обеих стран об активизации переговоров по продаже российского газа Украине на текущий год.
Д.Медведев обратил внимание на необходимость полного расчёта украинской стороны с ОАО «Газпром» за газ, поставленный в 2008 году и противоправно присвоенный в 2009 году.
С российской стороны также предложены различные способы обеспечения платёжеспособности Украины за российский газ, в том числе путём получения Украиной кредита Евросоюза.
Президент России отметил, что могут быть рассмотрены и другие формы экономических отношений, направленные на обеспечение способности Украины платить за российский газ.»
На данном этапе все нормально и никаких неожиданностей нет.
Вот этот Меморандум.
You must be registered for see images
А это тот самый, пресловутый и столь часто упоминаемый, договор (на самом деле, выходит, «соглашение»).2001 года.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о дополнительных мерах по обеспечению транзита российского природного газа по территории Украины
(Киев, 4 октября 2001 г.)
Правительство Российской Федерации и Кабинет Министров Украины, далее именуемые Сторонами, основываясь на положениях Договора между Российской Федерацией и Украиной об экономическом сотрудничестве на 1998 - 2007 годы от 27 февраля 1998 г. и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о гарантиях транзита российского природного газа по территории Украины от 22 декабря 2000 г., далее именуемого Соглашением от 22 декабря 2000 г., исходя из необходимости обеспечения стабильного роста экономики Российской Федерации и экономики Украины,согласились о нижеследующем:
Статья 1
Распространить действие Соглашения от 22 декабря 2000 г., за исключением приложений N 1 и N 2 и статей 2, 5 и 9, на 2002 год и последующие годы до 2013 года включительно.
Статья 2
Российская Сторона гарантирует проведение расчетов ОАО "Газпром" с НАК "Нефтегаз Украины" за услуги по транзиту российского природного газа по территории Украины поставками газа и/или в денежной форме.
Объемы транзита российского природного газа по территории Украины, а также размер платежей в денежной форме и/или объемы поставок газа в оплату транзита будут уточняться на основе ежегодных межправительственных протоколов на соответствующий год.
Российская Сторона гарантирует транзит среднеазиатского природного газа для газоснабжения потребителей Украины, осуществляемый на контрактной основе между хозяйствующими субъектами, по территории Российской Федерации в объемах, определяемых на основе ежегодных межправительственных протоколов на соответствующий год на условиях, аналогичных условиям транзита Украинской Стороной российского природного газа в Западную Европу.
ОАО "Газпром" и НАК "Нефтегаз Украины" до 1 ноября 2001 года подпишут долгосрочный контракт о транзите российского природного газа по территории Украины на период 2002 - 2013 годы.
Статья 3
Стороны в каждом календарном году будут считать в Соглашении от 22 декабря 2000 г.:
в статьях 1 и 4 упоминание "2001 года" - как "текущего года" и упоминание "2002 года" - как "следующего года" (в соответствующих падежах);
в статье 1 упоминание "в объеме 124,6 млрд.куб.метров", как объем, определяемый в долгосрочном контракте о транзите российского природного газа по территории Украины на период 2002 - 2013 годы;
в Приложении N 3:
упоминание "2002 года" - как "года, следующего за годом возникновения долговых обязательств Украины применительно к статье 4 настоящего Соглашения";
упоминание "2012 года" - как "десятого года, начиная с года, следующего за годом возникновения долговых обязательств Украины применительно к статье 4 настоящего Соглашения";
параметр "d" в пункте 13 Приложения N 3, начиная с 2002 года, будет исчисляться на базе рыночных котировок долговых обязательств Украины, определяемых в ежегодных межправительственных протоколах на соответствующий год.
Стороны будут считать применительно к статье 3 Соглашения от 22 декабря 2000 г. упоминание "2001 года" в течение 2002 года - как "2002 года", в течение 2003 года - как "2003 года" (в соответствующих падежах).
Статья 4
Урегулирование задолженности НАК "Нефтегаз Украины" перед ОАО "Газпром" за ранее поставленный, но не оплаченный российский природный газ по состоянию на 1 июня 2000 г., будет осуществлено посредством выпуска на условиях, сопоставимых с условиями реструктуризации долга Украины кредиторам Парижского клуба, и передачи ОАО "Газпром" облигаций внешнего облигационного займа НАК "Нефтегаз Украины" (стандартные корпоративные еврооблигации), далее именуемые облигациями, со сроком погашения 2004 - 2013 годы.
НАК "Нефтегаз Украины" обеспечит передачу облигаций их первоначальному держателю - ОАО "Газпром" до 4 февраля 2002 г.
Основные условия эмиссии и обращения облигаций содержатся в Приложении к настоящему Соглашению, которое является его неотъемлемой частью.
Стороны обеспечат завершение до 1 ноября 2001 г. выверки всей задолженности НАК "Нефтегаз Украины" перед ОАО "Газпром".
Статья 5
Украинская Сторона с даты вступления в силу настоящего Соглашения и на весь период его действия введет экспортную (вывозную) пошлину на природный газ, экспортируемый с территории Украины.
Ставка экспортной (вывозной) пошлины и объемы изъятий из режима экспортной пошлины будут определяться в рамках ежегодных межправительственных протоколов на соответствующий год, предусмотренных статьей 2 настоящего Соглашения.
Статья 6
Обеспечением погашения и обслуживания облигаций являются причитающиеся от ОАО "Газпром" оплата и/или поставки российского природного газа за услуги НАК "Нефтегаз Украины" по транзиту российского природного газа по территории Украины в соответствии со статьей 2 настоящего Соглашения.
В случае невыполнения НАК "Нефтегаз Украины" платежных обязательств по облигациям ОАО "Газпром" будет сокращать оплату и/или поставки российского природного газа за услуги по транзиту на неоплаченную сумму по этим обязательствам.
При этом на сумму вышеуказанного сокращения уменьшаются соответственно обязательства НАК "Нефтегаз Украины" по погашению и обслуживанию облигаций.
Настоящая статья действует в случае, если держателем облигаций являются Правительство Российской Федерации или ОАО "Газпром", а также в случае, если выполнение платежных обязательств по облигациям перед третьими лицами (владельцами облигаций) гарантировано ОАО "Газпром".
Статья 7
Эмиссия облигаций, проводимая НАК "Нефтегаз Украины", не подлежит обложению государственной пошлиной в Украине.
Платежи НАК "Нефтегаз Украины" по облигациям на территории Украины не облагаются какими бы то ни было налогами, пошлинами или сборами и выплачиваются без каких-либо ограничений, вычетов, изъятий или компенсационных удержаний.
В противном случае НАК "Нефтегаз Украины" будет увеличивать суммы, подлежащие уплате до таких размеров, которые позволили бы получить держателю облигаций причитающиеся суммы, как если бы к ним не применялись налоги, пошлины, сборы, ограничения, вычеты, изъятия или компенсационные удержания.
Статья 8
В случае реорганизации, ликвидации, введения внешнего управления, банкротства или любого иного изменения статуса или формы собственности НАК "Нефтегаз Украины", что может повлечь за собой невыполнение обязательств НАК "Нефтегаз Украины", предусмотренных настоящим Соглашением, Украинская Сторона гарантирует выполнение этих обязательств НАК "Нефтегаз Украины".
Статья 9
Споры, касающиеся толкования и применения настоящего Соглашения, будут разрешаться путем консультаций между Сторонами.
Статья 10
В настоящее Соглашение по взаимному письменному согласию Сторон могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются соответствующими протоколами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения, и вступают в силу в соответствии со статьей 11 настоящего Соглашения.
Статья 11
Настоящее Соглашение вступает в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу*.
Совершено в г.Киеве 4 октября 2001 года в двух подлинных экземплярах, каждый на русском и украинском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
(Подписи)
------------------------------
* Соглашение вступило в силу 20 декабря 2001 года.
По поводу подписанных документов 12.01.2009.
Выступление Алексея Миллера на встрече с представителями компаний-покупателей российского газа и Европейской Комиссии
То, что касается документа, который сегодня подписан – это документ, который определяет основные задачи для обеспечения независимого контроля для транзита российского газа через территорию Украины.
Но главная задача этого документа, и главная задача нас с вами – обеспечить реальный механизм, обеспечить реальный контроль транзита. Наша с вами задача заключается в том, чтобы 100% газа, который подается на границу России и Украины, также на 100% выходил с западной границы Украины в сопредельные страны. Мы подготовили копии этого документа для всех экспертов, которые сегодня присутствуют на встрече, и как только украинская сторона поставит свою подпись под этим документом, мы незамедлительно должны с вами приступить к работе.
Нам будет необходимо еще раз собраться и обсудить чисто технические аспекты коммуникаций. В подписанном документе определено то, что вся информация оперативно, в режиме реального времени будет поступать в Брюссель, Москву и Киев. Но мы все-таки с вами должны обсудить уже непосредственно конкретных людей, конкретные структуры, куда эта информация будет стекаться.
Сегодня на встрече Премьер-министра Российской Федерации и Премьер-министра Чехии прозвучало предложение, которое мы будем обеспечивать, о том, что представители средств массовой информации будут иметь возможность абсолютно свободно освещать работу экспертов. Наша с вами задача давать абсолютно объективную информацию о транзите российского газа в СМИ, чтобы общественность имела реальную картину. Еще раз подчеркну – задача заключается в том, чтобы обеспечить 100-процентный контроль за транзитом российского газа и обеспечить реальный и эффективный контроль.
Со стороны «Газпрома» в состав экспертной комиссии войдет заместитель Председателя Правления Александр Медведев. С нашей стороны также будут и другие эксперты, что предусмотрено подписанным документом. Вы знаете, что в «Газпроме» с 1 января действует оперативный штаб по сложившейся ситуации. И через господина Медведева будет осуществляться коммуникация работы независимого комитета с нашим оперативным штабом.
Что касается вопросов оценки результатов транзита за сутки. После того, как будет возобновлен транзит российского газа через территорию Украины, подход будет следующий. Если мы с вами будем видеть, что Украина несанкционированно отбирает российский газ, и мы на выходе на газоизмерительных станциях – на сопредельных с Украиной ГИС в Европе увидим, что Украина газ ворует, мы будем сокращать поставку газа на границу России и Украины на украденный объем.
В качестве первого шага мы поставим минимально необходимый объем, в частности, для потребителей в балканском направлении. Мы должны с вами убедиться, что воровства российского газа на территории Украины больше нет, и после этого быстрыми темпами увеличивать объемы поставки. Мы готовы в части предоставления всей необходимой информации по нашим газоизмерительным станциям.
Еще раз подчеркну, задача работы комиссии, конечно же, заключается также и в том, чтобы обеспечить максимально открытое, объективное освещение работы комиссии и ее результатов. "
И на этот отрезок времени все было спокойно.
Выступление было незадолго до подписания украинской стороной документа.
Документ был-таки подписан.
Вот он:
Deployment of international monitor groups at the entry and exit gas metering stations of the Ukrainian gas transmission system
Terms of reference for the monitoring of the transit of natural gas through Ukraine
(Порядок/правила мониторинга транзита природного газа через Украину)
With a view to facilitating the transit of natural gas supplied by Gazprom to its customers in the European Union, the European Commission, the Government of Russia and the Government of Ukraine agree to establish, with immediate effect, a monitoring mechanism to immediately start to observe the transit of gas through Ukraine.
The function of monitoring mechanism shall be conducted by the International Commission with the following composition: European Commission and its experts, Ministry of Energy of the Russian Federation, Ministry of Fuel and Energy of Ukraine, JSC Gazprom, NJSC Naftogaz Ukrainy and the European companies, consumers of the Russian natural gas, including: GdF Suez S.A (France), E.ON Ruhrgas AG, WINGAS GmbH (Germany), RWE Transgas a.s. (Czech Republic), SPP a.s. (Slovakia), EconGas GmbH (Austria), ENI SpA (Italy), FGSZ Ltd. (Hungary), EAO Sofiagaz (Bulgaria), Public Gas Corporation of Greece (Greece), JSC Moldovagas (Moldova), and also Statoil Hydro (Norway) and Societe General de Surveillance.
The European Commission, the Government of the Russian Federation and the Government of Ukraine, together with their relevant companies, shall designate their expert monitors, no more than 25 each and shall inform each other of their designations.
The monitors shall collect data on the flow of gas at the below mentioned locations in Ukraine and Russia and the members states of the European Union, shall make this data available for official purposes to the European Commission, to the Government of Ukraine and to the Government of the Russian Federation.
The parties guarantee complete and unrestricted access of monitors to all relevant institutions, including:
• on the territory of Ukraine: the underground storages of gas and the following metering stations: Orlovka, Tekovo, Beregovo, Uzhgorod, Drozdovichi;
• on the territory of the Russian Federation the following metering stations: Sokhranovka, Sudja, Pisarevka, Valujki, Platovo;
• on the territory of the EU countries bordering Ukraine and to the information needed to ascertain the flow of gas from Russia through Ukraine to the countries of European Union, for as long as needed. A certified copy of these Terms of Reference shall be sufficient proof for granting access.
Information gathered by the monitors, received at the metering stations, shall be transmitted in real time to competent bodies in Brussels, Moscow and Kiev.
The Ukrainian and Russian authorities shall facilitate, and in no way hinder, the work of the monitors throughout their stay in Ukraine and the Russian Federation and on the territory of the European Union member states.
All financial expenditures connected with the activities of the monitors shall be covered by the sending sides.
The Parties agreed to establish a Protocol setting out the more detailed terms of reference for an "International Expert Commission" on transit of natural gas through the territory of Ukraine as soon as possible. These agreed Terms of Reference shall at least cover:
• contral of performance of transit obligations for natural gas through the territory of Ukraine;
• monitoring of the technical state of the gas transport system, including underground gas storage located in Ukraine, where relevant to the transit of gas to the European Union; and
• other Issues, such as the elaboration of recommendations and proposals on optimization of transit of natural gas through the territory of Ukraine,
• monitoring on gas metering stations on the territory of Russia, located at the entry points to the GTS of Ukraine and control of the metering stations on the territory of European Union member states bordering Ukraine."
You must be registered for see images
-----------------------------