Много букв но в продолжение темы авионосца:
Не так давно в своем интервью китайскому журналу «Ханьхэ Ячжоуфанъу» один из представителей
Российского военно-морского флота сказал, что китайский тренировочный комплекс, имитирующий
палубу авианосца, очень похож по размеру и внешнему виду на украинский аналог (система НИТКА),
особенно вблизи. Этот же источник заявляет о том, что 2-3 раз, ровно столько китайских делегаций
посещало украинский тренировочный комплекс, не достаточно для того, чтобы полностью
скопировать его устройство.
На днях один из представителей украинского оборонного предприятия, приехавший в Китай с
рабочим визитом, в интервью этому же изданию наконец-то подтвердил догадки российских
специалистов. Он также подтвердил, что украинская государственная компания (вероятно,
занимающаяся экспортом вооружения) активно участвует в процессе создания Китаем своего
собственного авианосца и разработки нового современного оборудования для авианосца «Варяг».
Представитель Украины особенно подчеркнул, что масштаб сотрудничества Китая и Украины
значительно меньше, чем предполагает российская сторона.
Он также подтвердил слухи о том, что авианосец «Варяг» будет оборудован двигателями
украинского производства. Кроме того, он сказал, что Украина продаст Китаю два десантных
корабля на воздушной подушке типа «Зубр», тогда как негосударственные СМИ пишут о том,
что проданы будут 4 корабля.
Он сказал: «За последние 2-3 года сотрудничество Китая и Украины в сфере военных
технологий вышло на новый уровень. Этому есть несколько объяснений: Китай хочет получить
наши технологии. Мы считаем, что такое развитие событий противоречит нашим экономическим
интересам. Поэтому во время визита украинского президента в Пекин вопрос о сотрудничестве
в военной сфере горячо обсуждался, но никаких конкретных документов подписано не было.
На первых парах, китайцы хотят научиться проектировать корабли «Зубр», но мы разъяснили
китайской стороне, что мы можем частично помочь в адаптации кораблей к китайским условиям,
но отказываемся передавать технологию полностью. В итоге китайские «Зубры» будут
отличаются от украинских: на них будет установлено китайское вооружение и система контроля
огня. Кроме того, окончательная установка оборудования будет проводиться в Китае. К тому же
принимая во внимание расположение воздушной подушки в китайских кораблях, мы изменили
расположение отсеков».
Представитель оборонной компании также отметил: «Украинские специалисты также посетили
китайский завод по производству котельных установок в Харбине. После окончания программы
сотрудничества по уже известным газовым турбинам DN80 (согласно которой Украина передаст
Китаю технологии изготовления этих турбин), харбинский завод станет главным в Китае
по производству двигателей для военных судов». Однако когда его спросили о том, когда же
эти турбины будут установлены на китайские авианосцы, он лишь улыбнулся.
На данный момент с уверенностью можно сказать, что на «Варяге» и китайских авианосцах
будут стоять украинские двигатели. Все сопутствующие испытания идут очень успешно, и,
вероятно, в ближайшее время Украина предоставит Китаю тестовые экземпляры.
Говоря о тренировочных комплексах, представитель заявил, что сотрудничество весьма и
весьма ограничено, так как Украина уже продала Китаю технологии и более не несет
ответственности за строительство военных объектов китайской стороной. Помощь украинской
стороны в этом вопросе на данный момент ограничивается консультациями о внутренней
планировке комплекса.
Но, по мнению журнала «Ханьхэ Ячжоуфанъу», даже такая помощь Украины является
хорошим задатком для развития китайского судостроения. Благодаря сотрудничеству
с Украиной, Китай узнал основные методы подготовки кадров.
У Украины есть еще множество возможностей для продажи вооружения и технологий,
однако приобретение современных технологий все равно будет проходить через
российские экспортные компании.
Украинский источник также заявил, что украинская компания «Артем» обладает правом
на экспорт противотанковых ракет и ракетR-27T/R класса «воздух-воздух». Кроме того,
Харьковский завод по производству двигателей имеет право на экспорт дизельного
двигателя для танков6TD-2.
Если говорить о тренировочном комплексе «Нитка», то этот комплекс находится
в непосредственном подчинении Министерству обороны Украины, и Украина обладает
правом продаже этой технологии без дополнительных согласований с какой-либо другой
страной.
Наш информатор говорит о том, что на разработку китайского авианосца Украина может
выделить лишь ограниченное количество специалистов. Однако, часть уволенных
сотрудников украинских предприятий могут поехать в Китай по своему собственному желанию.