Недостатки аэродрома «Смоленск-Северный» не повлияли на основную причину катастрофы самолета Ту-154 с польским президентом на борту, а на экипаж самолета было оказано давление, сообщил журналистам председатель технической комиссии МАК, расследовавшей причины катастрофы, Алексей Морозов.
«Аэродром»Смоленск-Северный был действующим аэродромом, а не временно открытым, как это указывается в материалах польской комиссии. Аэродром имел действующее свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации, которое было выдано официальными органами Российской Федерации, — цитирует РИА «Новости» комментарий Морозова по польскому докладу.
«Готовность аэродрома к приему специальных рейсов при установленном для данного аэродрома минимуме погоды в 100 метров по высоте облачности и 1000 метров подтверждена специальными летными и техническими проверками», — сказал глава технической комиссии МАК.
«По мнению Технической комиссии и независимых экспертов, недостатки, относящиеся к инфраструктуры аэродрома, к состоянию и техническому уровню радиотехнического и светосигнального оборудования наземных средств объективного контроля на причину катастрофы не повлияли», — сказал Морозов.
В докладе польская сторона отметила, что аэродром «Северный» не предоставил безопасных условий для полета Ту-154М 10 апреля 2010 года, в том числе из-за плохой видимости. Согласно выводам польской комиссии, экипаж не хотел садиться, он хотел сделать пробный заход на посадку. В документе польской стороны также говорится, что радиолокационная система на аэродроме в Смоленске могла действовать неправильно. Поэтому, по мнению польской комиссии, диспетчеры могли давать ошибочные указания польскому экипажу.
Информацию о неисправности радиолокационной системы на аэродроме МАК также опровергла: «Гипотеза, высказанная в материалах польской стороны о якобы неработоспособности радиолокационной системы посадки, безосновательна, что подтверждается результатами контрольного облета, выполненного по заданию технической комиссии практически сразу же после авиационного происшествия без каких-либо изменений природного ландшафта».
Кроме того МАК опровергла заявление Польши о том, что на пилотов не было оказано давление со стороны высокопоставленных пассажиров, в частности главнокомандующего ВВС Анджея Бласика.
По словам Морозова, главком лично доложил о готовности к полету, и не только появился в кабине пилотов, но и осуществлял контролирующее пилотирование.
«Это может и должно рассматриваться как психологическое давление», — считает Морозов.
Об этом, отметил он, свидетельствуют и слова командира экипажа о том, что к нему будут приставать, если он не сядет в Смоленске.
По мнению МАК, политическое решение о посадке стало одной из важнейших причин катастрофы.
Правительственная комиссия Польши в пятницу заявила, что решение о том, где садится польский правительственный самолет, принимает не командир экипажа, а тот, для кого организован полет. Организатором полета была канцелярия президента Леха Качиньского.