Под каббалой можно понимать, что угодно. Все зависит, от того, что вы хотите в ней найти. Это как универсальная реклама, которая «подходит» всем. Если был бы лозунг он звучал так: «Идите к нам, а мы там уже разберемся, там уже сами сделаем из вас кого нужно»
Вот хотя бы два мнения о каббале.
- КАББАЛА (древнеевр. Qabbalah - принятие, предание) - сокровенная (тайная) мудрость еврейских раввинов средневековья, унаследованная из более древних эзотерических доктрин, касающихся Божественного и космогонии, которые были сведены к теологии после периода пленения евреев в Вавилоне. Мистическое учение и практика К. в еврействе сочетается с восточной мифологией, идеями гностицизма, неоплатонизма и неопифагоризма. Мнения о древности К. расходятся более чем на 3000 лет - со времен Авраама, от которого началась устная традиция передачи тайных знаний и толкования Святого Писания, до 13 в. , когда главное сочинение К. - "Сияние", приписываемое Симону бен Йохайю (2-3 вв. н. э. ), было выпущено в свет испанским раввином Моисеем де Леоном. К. связана с тайной доктриной халдеев и заключает в себе многое из персидской мудрости (магии). Для К. характерно символическое истолкование текстов классического иудаизма (Авраам и Сарра, например, как форма и субстанция). Философия К. строго охранялась от профанов, и доверялась только избранным, готовым сердцем и внутренней чистотой воспринять священные знания. В Мишне (основной части Талмуда) есть следующий текст: "История творения не должна быть объяснена двум человекам вместе, история о небесной колеснице (Меркаба) - даже ни одному, но мудрому и умнейшему самому понимать. . . ". В Гемаре, комментариях к Мишне, приводится рассказ об опасностях при неосторожном отношении к теософическому учению: из четырех человек, вошедших в "огород" (рай, тайное учение), один сошел с ума, второй умер, третий стал портить молодые растения (совращать молодые умы лжеучением), и только четвертый вошел и вышел с миром. К. разделяется на умозрительную (К. "июнит"), прикладную (К. "маасит"). Умозрительная описывает космогонию, ангелологию, говорит о "внутреннем" человеке. Главные письменные памятники: "Книга Сияния" и "Книга Творения" (6-7 вв. ). Онтологической основой К. является идея сокровенного, неизреченного, Беспредельного Божества, которое, будучи выше всякого определения, может быть названо "Эн-Соф", т. е. Ничто, Бесконечное (ср. теории Брахмана у Шанкары, Дао у Лао-Цзы и др). Самопознание и проявление Абсолютного начинается из его самоограничения, "стягивания", когда внутри Эн-Со-фа появляется точка, дающая начало "лучеиспусканию" или эманации. Это умопостигаемый свет, первоначальные лучи которого суть основные формы бытия: 32 "пути премудрости", т. е. 10 цифр или Сефирот (Сфер) и 22 буквы еврейского алфавита (3 основных, 7 двойных, 12 простых). Посредством цифр и букв записываются все священные знания, и Божество открывает свою бесконечность 32 путями. 10 Сефирот суть: 1) Венец (Кетэр), 2) Мудрость (Хокма); 3) Ум (Бина), 4) Милость или Великодушие (Хесед или Гедула); 5) Крепость или Суд (Гебура или Дин); 6) Красота (Тифэ-рет); 7) Торжество (Нэцах), 8) Слава (Ход); 9) Основание (Иесод), 10) Царство (Малхут). Сложные абстрактно-умозрительные и космогонические связи между Сефиротами составляют теорию генезиса бытия. (Ср. неоплатоническую идею эманации Верховного светоча и гностическое учение об зонах - см. : Неоплатонизм и Гнозис). В области божественных эманации каббалисты выделяют женскую сторону Божества (Шекина - Скиния) (ср. китайскую Гуань-Инь, индуистскую Кали, славянскую Ладу). Сефироты образуют форму совершенного существа - первоначального Человека (Адам-Кадмон). Во Вселенной выделяются три мира; мир "творения" (бриа. бара), т. е. область творческих идей и живущих ими чистых духов; мир "создания" (иецира) - область душ и живых существ; мир "делания" (асиа) - сфера материальных явлений. Все миры находятся в единстве: Высшие являются каналами благодати для низших, способствуя их эволюции к Миру Сияний (Ацилут), миру Божества. Человек принадлежит одновременно ко всем мирам: телесные и чувственные явления относятся к страдательной душе (нэфеш), деятельное начало души (руах) отражает волевые и силовые качества жизни; высшим своим духом (нешэма) человек обитает в мире умопостигаемых существ, и, наконец, есть еще более высокое начало - абсолютное единство (ие-хида), возводящее человека на ступень сияний (ацилут) вечного Света. Ангелология К состоит из сложных формальных классификаций духовных сущностей - например, солнечного ангела - Метатрона (перс. Митра, христ. Михаил). Нечистые духи или бесы представляют "шелуху" бытия, "скорлупы" (клиппот) без "ядер" духа, т. е. человеческие души, не имеющие своей собственной сущности. Цель человеческой жизни - очищение и совершенствование. Главное средство - перевоплощение (ср. метемпсихоз греков, индусов). Прикладная К. существует как вспомогательное средство для возвышения души. Состоит из двух разделов: 1) символическая К. (гематрия, нотарикон, темура), заключающаяся в толковании Библии посредством числового знания букв, перестановки их и т. д. ; 2) магия, т. е. пути практического достижения высших состояний души (магия получила свою мистическую реализацию в хассидизме, основатель Бешт, 18 в. ). Во многих оккультных организациях магия воспринимается искаженно, что привело к вульгаризации учения об Эн-Со-фе, развитию спиритизма, увлечению низшими психическими явлениями. Среди теоретиков К. выделяются: рэбе (р. ) Акиба, его ученик р. Симой бен-Иохан (II в. ), р. Исаак (слепой) 13 в. , р. Моисей Кордуанский (16 в. ), писатель р. Исаак Лурия, по прозванию "Лев" (Ари) (16 в. ). Изучали К. и использовали в своих учениях ее идеи Корнелий Агриппа, Беме, Николай Кузанский, папа Сикст IV, Р. Луллий, И. Ньютон, Лейбниц, Ф. Бэкон, Спиноза, Гегель, В. Соловьев, Бердяев, Юнг, Бубер и др. В. В. Лобач
- Ну вот совсем " спорный" текст.. :-X
Однако он отражает достаточно распространённую версию.. что корни каббалы далеко не в иудаизме.. Но на русском мало переведённого на эту тему. Естесственно эта версия совсем не из "христианского" мировидения.
".....Самофракийским мистериям учили кабиры. ...Кабиры пришли из «иных» небесных миров, и земля стала «поделенной» ими на сферы воздействия.
В Ирландии они предстали как Tûathas Dé Dânann, что можно перевести, как «бессмертные из рода богини Анны» ((Dânann =Anna Perenne). Мы находим Их следы во всех древних кельтских областях. Они мудрые Учителя, как истинные друиды, так и таинственные пеласги. И наука Их есть истинная каббала.
Есть два вида каббалы, одна основана на числах, другая на звуках. Именно благодаря последней Иисус Навин сокрушил в битве с филимистянами стены Иерихона. Мы говорим об индоевропейской каббале Орфея, арфе камня, готических соборов и Кришны, каббале мантр и священного слога ОМ. Слова Caba или Kaba означают «упавшую с неба звезду», и это чёрная звезда, подобная черному камню из Мекки, метеориту.
Согласно Вольфраму фон Эшенбаху Грааль есть упавший с неба «внеземной» камень, что был утерян из короны Люцифером во время его борьбы. Так и Каббала учит нас мудрости запредельного, трансцендентного. Слово Kabbala имеет связь и со словом caballo, что по-испански означает «конь», символ лучистого солнечного, зверя подобного Льву.
Конь переносит Парсифаля туда, где он находит Грааль; Пегас летит подобно Пернатому Змею, на нём взлетают мечтатели и поэты. Каббала есть Конь (caballo) магов. Вспомним , что камень , благодаря которому были остановлены воды потопа, - Yedeshtash, по представлениям монголов, был найден именно в голове Коня.
Согласно Шарпантье, и другим авторам, слова Caballo и Kabbala происходят вовсе не из арабского или еврейского языков, и тем более, не из латыни, а из кельтского.
Caballo и Kabbala, а в одном из своих смыслов означают «КАМЕНЬ».
Человек познал тайну камня и обработал «его» уже в эпоху Овна. Это знание было передано кельтам друидами. Слова Carbal, Carmel, Cábala (Kabbala), Cabale (Kabale) и Carmen означают Божественный Камень, Знание, Мудрость Природы, что связана с Maxa Jaun басков, Jaunen или Juanen, ионийцами и с истинным источником Евангелия от Иоанна. Он есть и божественная МАТЬ - КОНЬ и БЕЛЫЙ КОНЬ на который воссел Сант – Яго (Святой Иаков) во время битве при Clavigas и конь Вишну, во времена, когда Он придёт снова, чтобы судить и исправлять, давая Земле новое устремление и новую упорядоченность.
.......
Рыцарь (исп.: Caballero, франц..: Chevalier) есть тот, кто посвящен в звуковую и фонетическую Каббалу, в каббалу трубадуров, в тайны бессмертия и вечной жизни, тот, что на Коне держит вой Путь в Сиддх, в царство фей и бессмертия. И в этом есть инициатический смысл слова кабальеро (Caballero – «рыцарь ), к пониманию чего призваны и новые маги-воители нового рыцарства. Так, в нашем мире, слова Каббала( Kabbala), Caballo und Caballero, каббало Caballo (лошадь), кабальеро (Caballero) образуют некую нерасторжимую общность, составляя единство.
К этому относится также имя Carmen - Кармен (Божий Камень, МАТЬ – КОНЬ, святой девственный камень, выпавший из короны Небес, Звезда Утренняя).
Насколько мало слово Каббала имеет отношение к арабам или евреям, настолько и имя Кармен кельтское. И важной реальностью является то, что Virgen del Carmen ( Дева «Карменская») является покровительницей и защитницей Чили и Её «владык»,....Она есть защитница, знание приходит от Ней, от Звезды Утренней, от Венеры – Люцифера, от звезды Elella, что есть ОН – ОНА, звезда вечной магической любви, изливающая свои световые лучи утренней свежести там, где сохранилось знание Титанов, на лежащую в Андах иперборейскую «Албанию» или «АНДА», что можно перевести и понять как «ЧЕЛОВЕК ЦЕЛЬНЫЙ», ибо в этом горном массиве скрыта утерянная ПОЛНОТА."
Это из М. Серрано
Есть замечательная книга Г. Шолема. "Основы еврейского мистицизма". В России пару лет назад вышло новое издание.
Тема безграничная. Чего только под ней не понимают.