Jester
New Member
«Ведь говорил я ему тогда за завтраком: "Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут"»
М.Булгаков. «Мастер и Маргарита».
М.Булгаков. «Мастер и Маргарита».
В качестве предисловия
Искусство существовало всегда, сколько существовали цивилизации. В разные времена оно воспевало совершенство физическое, совершенство духовное, восставало против людских пороков, выражало некое образное осмысление действительности, реакцию творца на внешний или внутренний мир, его переосмысление, но главное – во многом определяло ход мыслей и духовное развитие людей. Помимо так называемого многими скептиками "официального искусства", практически всегда существовало и искусство, противопоставлявшее себя ему, вступавшее в спор с идеалами, предлагаемыми "официальным" искусством. Оно так же во многом определяло мысли людей. И, что уж там говорить, всегда существовали развлечения. В отличие от высокого искусства и его идеалов, зачастую весьма далеких от повседневной реальности, развлечения были доступны всем - независимо от социального статуса и чего бы то ни было еще. Поэтому, что бы ни писали Великие, определявшие ход исторической мысли цивилизаций, народу в массе его всегда были ближе и доступнее похабщина и матерные частушки. Однако, искусство и развлечения всегда служили разным целям. До определенного момента.
Когда все началось
Началось все, не поверите, когда Колумб открыл Америку. Ну точнее чуть позже, когда дали добро, и туда ринулись толпы разного сброда. Они несли туда свои ценности, свои жизненные устои и мечтали создать государство, где никто не сможет ограничивать их свободу. Честно признаюсь, я не силен в истории США. Но впрочем, нюансы их истории и не интересны в данном контексте. Главное, что создать такое государство им удалось. Оно встало на ноги, и к XX в превратилось в огромную агрессивную державу. В державу, которой на данный момент удалось навязать всему миру свой образ мыслей, выливающийся в единственный главный принцип - если у тебя есть деньги, ты крут; если денег у тебя нет, ты никто. Этот принцип теперь всецело распространился на все аспекты жизни. И это касается не только повседневной бытовой жизни, когда девчонки предпочитают тех, кто больше зарабатывает - что в общем и понятно. Это в первую очередь коснулось сфер, влияющих на мысли людей. Начиная с религии - недаром же они печатают на купюрах знаменитое "In God we trust", ведь если Бог тебя любит, то он тебе даст много денег, чтобы тебе хорошо жилось, а если он тебе их не дает - значит ты лох и не способен, и участь твоя - служить тем, кого он любит. Ну и заканчивая искусством. Пример? Какие книги сейчас лучше всего продаются? Какой самый кассовый фильм всех времен и народов? Какая сейчас самая дорогая группа? Еще пояснения нужны? Извольте.
С изобретением и массовым внедрением радио и телевидения открылись широчайшие возможности для того, чтобы сделать искусство доступным для всех. Об этом мечтали многие поколения мыслителей. Впрочем, их мечте не суждено было сбыться. Народу в массе искусство оказалось не нужным. Народу хотелось развлечений, похабщины и матерных частушек. Спрос рождает предложение. В СССР было немного по-другому. Там даже развлекательные фильмы несли в себе определенную идеологическую подоплеку. У нас все всегда несло идеологическую подоплеку, и когда человек смотрел кино или слушал музыку – он понимал, что ему передают определенный посыл. У американцев этого не было. У них сразу появилась индустрия развлечений, которую практически никто и не пытался перевести в сферу искусства. Им вообще не нужно было искусство. Они не ждали от того, что видели и слышали никакого скрытого или явного посыла, им это и в голову не приходило – они хотели развлечений, и преуспели в этом, как никто другой. В кино, в музыке, в живописи, в литературе (ммм… что бы еще превратить в развлечение?.. Архитектуру? Почему бы нет!) – во всех сферах. Мы же привыкли, что то, что нам показывают, должно что-то в себе нести, какую-то более глубокую составляющую. А с распадом СССР, мы стали искать эту составляющую там, где ее нет – в западной индустрии развлечений. Потому, что там запад, там круче. Только круче там было совсем не потому, почему все думали. Тот, кто был посмекалистей, быстро сообразил, что к чему и по-быстрому перенял главные принципы того, над чем американцы работали уже давным-давно.
Что происходит
Сейчас самым лучшим фильмом, самой лучшей группой (и т.д. и т.п.) будет признаны те группы и фильмы, которые снискали признание наибольшего количества людей, выражающееся в готовности последних платить за просмотр/прослушивание – одним словом, за потребление. Так и получается, что самый лучший в мире фильм – это «Аватар в 3D». А самая лучшая музыка – это попса и танцевальная музыка. Что бы там не думали себе металлисты, а попсовые концерты, различного рода дискотеки и пр. посещает куда как больше людей, чем концерты тяжелой музыки. Почему я здесь касаюсь металла – потому что, во-первых, эта музыка мне потенциально более близка, чем все прочие существующие ныне современные жанры, а во-вторых – потому что в роке вообще и металле в частности присутствовали изначально претензии на нечто большее, чем просто развлекательная музыка0. Правда, это было давно. И не долго. Уже первые последователи отечественных первопроходцев просто по инерции, подражая тем, кто сделал это первыми, смогли оставить только внешнюю форму напыщенных фраз, за которыми, увы, уже более ничего не стояло. Ни для кого не секрет, что сейчас народ посещает концерты отечественных тяжелых коллективов гораздо меньше, нежели даже два года назад – не говоря уже 10 или 15 лет назад. Команды, собиравшие стадионы, с трудом собирают по тысяче человек, собиравшие по 800, собирают 200, собиравшие по 200 - 50. Организаторы хватаются за буйны головы, не понимая, что делать - как-то вдруг практически все отечественные тяжелые коллективы оказались невостребованными. Многие, кто сталкивался с этой проблемой, наверное, задумывались - почему же так происходит. Проще всего, конечно, объяснить все мировым финансовым кризисом. Только вот нестыкова - тенденция к уменьшению числа посетителей тяжелых концертов появилась еще до кризиса, если кто наблюдал. (Не считая всплеска, произошедшего благодаря появлению большого количества бесплатных низкопробных фестивалей). Так что, боюсь, виноват не финансовый кризис. Точнее не финансовый кризис сам по себе. И вообще, боюсь, проблемы, касающиеся мира музыки - и не только тяжелой - имеют одни корни, и проблемы эти существенно шире, чем простое уменьшение количества слушателей. И в данном случае как раз это не потому, что «большинству не понять», и что – «это для избранных». И металл, и попса – это все одна сфера: сфера индустрии развлечений. Только те, кто у нас делают попсу, это уже давно поняли, а металлисты – нет. Потому что в большинстве попсу делают взрослые солидные дядечки (In God we trust), а металл – мальчики и девочки с горящими глазами. Потому что в попсе продюсеры посредством своих «звезд» вполне осознанно влияют на условные рефлексы людей, привлекая к своим подопечным слушателей путем влияния на физиологию оных при помощи достаточных простых приемов. А в металле все хотят играть как Ария/Helloween/Metallica/Cannibal Corpse, не задумываясь о деньгах. Металлисты сейчас вообще не задумываются о том, что они из себя представляют.
И в этом главная причина того, что на концерты народ перестает ходить: металл – это сфера индустрии развлечений, а не сфера искусства, а из нашего металла – хреновое развлечение. Какое развлечение могут доставить поделки любителей, неумело пытающихся имитировать то, что до этого уже сделали профессионалы? Вот и получается, что это все равно, что если бы я сейчас, вдохновившись Аватаром, решил бы при помощи любительской видеокамеры за неделю отгрохать нечто подобное, причем не в качестве стеба, а на полном серьезе. А потом, когда насладившись восторгами своих друзей насчет того, что чем-то получилось похоже, я услышал бы от посторонних людей, что Аватар-то есть маза все равно на много порядков круче - только развел бы руками и сказал: "Ну так то ж Аватар! Куда мне до него!" А ведь именно это и делают все наши металлисты. Нет, есть примеры, когда смотреть, как чем-то занимаются дилетанты – это развлечение. Фабрика звезд, например, была, какие-то там Танцы на льду или что-то типа того – но в данном случае развлечение в первую очередь в том, чтобы следить за неким процессом приоткрытия неких сокровенных тайн профессионализма, а не получать наслаждение от их результата.
Не сказать, чтобы совсем уж никто из металлистов всего этого не понимал. Есть же группа Аматори – у них весьма удачный расчет на аудиторию из мальчиков и девочек пубертатного периода, когда в мозгах каша, эмоции через край, и сами не знают чего хотят, от чего вроде как жутко страдают, но сие страдание им вроде как и в кайф, и от него еще больше прет, потому что прет, собственно, от всего, что вызывает эмоции, а эмоции в свою очередь вызывает практически все. Есть группа Акадо, которая очень удачно и своевременно ухватилась за эстетику Анимэ, которая в свою очередь сейчас пользуется просто дикой популярностью. Есть на худой конец группа Эпидемия, рассчитанная на толчков и ролевиков, правда, захватившая их уже на спаде ажиотажа, но свое с них, в общем-то, поимевшая. (Наверняка подобных продуманных проектов есть еще много, но специально я не слежу, а это то, что само собой попало в поле зрения). Развлечение? Ну, в общем, да. Искусство? Ну, в общем, нет. Да они и не претендуют. И правильно делают. Почему?
Да потому что, во-первых, как я уже и говорил, искусство не нужно народу в массе. Искусство – это слишком глубоко, слишком сложно, это надо думать, вдумываться, напрягаться. И потом, во-вторых, чтобы создавать нечто в сфере искусства, нужно очень много – талант, много труда, много изучать всего, много читать, много слушать, много анализировать, много заниматься, вообще много всего делать. Жить этим надо. И только этим. А жить-то на что-то надо. А денег-то это не приносит. А даже если полжизни убьешь и создашь нечто стоящее – а ну как народ не поймет. И оно, в конечном счете, не окупится… Стоп! Мы же говорим об искусстве, а не сфере развлечений! Причем здесь «окупится»? Ну как причем – ведь в современных условиях то, что влияет на умы, должно быть признано людьми – хорошая музыка найдет своего слушателя – а, следовательно, должно окупаться! Но мы же убедились уже, что то, что признано людьми – отнюдь не всегда влияет на их умы…
Искусство должно умереть
Что же тогда сейчас есть сфера искусства? А ее нет. Искусство – неотъемлемая часть цивилизации – было вынуждено подчиняться новым правилам, навязанным индустрией развлечений. Но искусство не служит развлечению по своей сути. Поэтому в этой сфере оно оказалось невостребованным. И, что самое печальное, это оказалось выгодно всем. Людям – потому что их потребности в эстетическом самоудовлетворении в большинстве невелики, и для этого индустрии развлечений им хватает за глаза. Производителям в индустрии развлечений – потому что они могут легко дать то, что хотят получить люди, и сами получают, что хотят. Власти – потому что такими людьми проще управлять.
Почему, скажем, у нас такое убогое телевидение? Из-за тупости выпускающих редакторов? Из-за зловещих заговоров в правительстве по отуплению населения? Да нет, уважаемые, это все из-за тех, кто его смотрит. Существование телеканала напрямую зависит от рекламы. Стоимость рекламы напрямую зависит от популярности канала. Популярность канала определяется рейтингами. Рейтинги непосредственно определяют контент. Таким образом, народ отупляет себя сам – потому что, как бы все не плевались, а по телевидению показывают как раз то, что желает видеть большинство. «Главная проблема музыки в России – это лично ты. Потому что слушаешь говно!» (с) – это было бы смешно, если бы не было абсолютной правдой. И нет никакого заговора властей. В нем необходимости нет. Идет вполне естественный и органичный процесс, обусловленный объективными экономическими и социальными предпосылками, идет сам по себе и вмешиваться в него бесполезно.
Но гораздо хуже, что этот процесс повлек за собой другой – процесс тотальной подмены понятий. В отсутствии сферы искусства, мало кто уже видит отличия ее от сферы развлечений. То есть сфера развлечений не просто вытеснила сферу искусства, она назвалась ею и заменила ее. А вместе с нею уверенно заменились понятия чести, верности, преданности, свободы, ответственности, любви, долга… Да практически все «абстрактные» понятия, во многом определявшие поступки, общее поведение и мысли людей на протяжении тысячелетий. Таким образом, прежние понятия не просто потеснились – они были заменены другими, более простыми, а их старые значения воспринимаются сейчас, как нечто совершенно не совместимое с современным миром, вызывая лишь усмешку. Ведь любой, кто предпочтет их деньгам, в современном мире будет называться лох. Ибо «In God we trust» (с). Честное слово, лучше было бы, если бы искусство запретили и упрятали за семью печатями, как некое сакральное знание, недоступное простым смертным – в этом случае его хотя бы можно было бы идентифицировать. Но, увы, человечеству в очередной раз предоставили выбирать – и в очередной раз выбор пал не на то, на что, казалось бы, должен был бы. Хотя все мы такие хорошие, и все всё понимаем.
Что делать
А хрен его знает, что делать. Что, по-вашему, должен делать человек, который понимает, что уничтожается нечто, что ему дорого, силами, которые ему не подвластны? Вестимо, продолжать делать, то, что уже делает – создавать. Оставаться верным себе и вкладываться полностью. Хотя бы для того, чтобы выбор действительно существовал. Ибо то, что искусство не нужно народу в массе, отнюдь не означает, что его не должно быть вообще. Простые развлечения всегда были гораздо популярнее высокого искусства, во все времена, но при этом именно не нужное массе народа искусство определяло ход исторической мысли наравне с наукой, религией, экономическими и социальными предпосылками. Так что единственное, что, на мой взгляд, сейчас остается - это каждому, кто искренне считает себя способным создавать нечто, достойное остаться в истории, делать это, не оглядываясь на скептиков, не боясь быть осмеянным, не надеясь получить признание и не взирая ни на какие "In God we trust".
PS. Искусство в данном случае я подразумевал исключительно с точки зрения его немотивированных функций.
PPS. Фразу "In God we trust", печатаемую на американских банкнотах, в данном случае я применял исключительно в качестве иллюстрации извращения первоначальных принципов идеей "деньги - всё, остальное - ничто".
You must be registered for see links