1. Сказки нашего времени.
2. История фигового листка
3. Парадокс Ларри Флинта
4. Школьное воспитание и традиция.
5. Sex is mist, love is cult.
6. Кто нас учит традиционной нравственности.
7. Слово о сексуальных маньяках.
8. Как же все-таки воспитывать?
1. Сказки нашего времени.
Эту историю рассказывают по-разному, а я ее слышала так. Невдалеке от одной школы стояла бронзовая копия античной скульптуры – Аполлон и Артемида. Лет 20 они стояли спокойно, никто на них особого внимания не обращал. Потом в школе появился директор, очень озабоченный моралью и приличиями. Он начал писать письма в инстанции о том, какая непристойность демонстрируется подрастающему поколению в виде причинных мест античных статуй. В инстанциях обратили внимание, пошел бюрократический процесс. Через некоторое время приехали рабочие с четырьмя новенькими бронзовыми изделиями, изображающими то ли фиговые листочки, то ли детали модных купальников. Так фаллос Аполлона оказался прикрыт сверкающим бронзовым щитком, а Артемида оделась в такое же сверкающее бикини. Если на обнаженных античных богов школьники внимания не обращали, то получившаяся эротическая инсталляция вызвала у них живой интерес. Живые и непосредственные обсуждения в среде школьников дошли сначала до родителей, а от них – до деятелей искусства. Те, в свою очередь, написали в инстанции, жалуясь на факт вандализма в отношении копий памятников античной скульптуры. Снова закрутилась бюрократическая машина. Снова приехали рабочие, автогеном срезали с богов бронзовые купальники и тщательно заполировали поврежденные места. Теперь признаки пола у скульптур сверкали на солнце, как гелиографы. Это вызвало у школьников всплеск энтузиазма. Детский фольклор пополнился очень специфическими и по-своему красочными описаниями достоинств Аполлона и Артемиды. Несчастный директор – моралист стал все чаще обнаруживать любительские изображения полюбившихся мест скульптур на партах, на стенах туалетов и на фасаде школы. Неизвестные авторы снабжали свои творения поясняющими надписями – краткими, емкими, но увы, не очень пристойными. Последовала новая длительная переписка с инстанциями и, по прошествии некоторого времени, скульптуры от школы убрали. А вот любительская грубо-эротическая графика так и продолжала воспроизводиться все новыми поколениями школьников.
Эта байка отлично показывает историю европейских представлений об эротике и приличиях за последние 2500 лет. В начале – почти 1000 лет античности, когда эротика и секс никак специально не выделялись из круга человеческих занятий и интересов.
Например, Геродот в своей «Истории», описывая обычаи Египта, сообщает между делом: «В остальном египтяне справляют праздник в честь Диониса почти совершенно так же, как и в Элладе (за исключением хоров). Только вместо фаллосов они придумали носить другой символ - куклы-статуэтки в локоть величиной, приводимые в движение с помощью шнурков. Эти куклы с опускающимся и поднимающимся членом женщины носят по селениям, причем этот член почти такой же величины, как и все тело куклы. Впереди шествует флейтист, а за ним следуют женщины, воспевая Диониса. А почему член куклы так велик и отчего это единственно подвижная часть тела куклы, об этом существует священное сказание». Для Геродота в этом обычае ничего особенного не было. Ну, носят. Ну, фаллос. Ну, большой. На других праздниках в честь других богов носят руку. Или голову. Какая, казалось бы, разница?
2. История фигового листка
Разница появилась с распространением библейских верований в Европе. По библейскому мифу о грехопадении, прародители ослушались бога и съели плоды с дерева познания добра и зла. А в чем заключалось это познание? Читаем библию: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». Отсюда - манера закрывать половые органы античных статуй смоковными (т.е. фиговыми) листочками. Единственным знанием о добре и зле было, согласно библии, представление о непристойности обнаженного человеческого тела (ни о каких других знаниях полученных от волшебного плода библия не говорит). Вся библейская мораль началась с негативной фетишизации обнаженного тела (в особенности – половых органов и их функций). Продолжаем читать библию: «Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу» - и далее в 13 (!) стихах перечислены все домашние (независимо тот их пола), чью наготу недопустимо видеть. Такое обилие запретов разжигает сексуальную фантазию авторов библии и дальше они пишут: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость. И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить семя».
Церковная исповедь в XVII веке, по православному требнику включала вопросы: «Как растлил девство свое? С отроками, или с женами, или девицами, или с животными чистыми или нечистыми, или содомски? До своей жены не блудил ли с кем? В руку блуда не сотворил ли или в свой проход чем? Не смотрел ли с помыслом блудным на кого, и не вступил ли кому на ногу блуда ради? За руку, или за ино что не хватал ли, или целовал кого с похотью? На друга не взлазил ли, и на себе не вспущал ли? От младенчества с отроками не соблудил ли? Или с церковницею какою не блудил, или с девицею, или с мужнею женою, или со вдовою, или со скотом, или с птицею?». Детальность обсуждения этой темы в исповеди представляет огромный контраст с «обычными» грехами (воровство, лжесвидетельство, убийство), которым в требнике посвящено было по одному вопросу.
То есть, закрыв «фиговыми листочками» все, что связано с естественной человеческой сексуальностью (человеческое тело, его изображения и даже нормальные словесные описания), церковная мораль породила обостренный патологический интерес к теме эротики и секса. Появились такие странности сексуального поведения, которые античность просто не в состоянии была бы вообразить. Взять хотя бы порнографию. В античной Европе изображения обнаженного человеческого тела или изображения полового акта не могли вызвать особого интереса. Это было просто изображение одной из сторон обычной человеческой жизни, более или менее художественное. Само слово «порнография» означало авантюрный роман из жизни порн – т.е. девушек, торгующих своим телом. Если бы жителю античного Рима или Афин показали то, что сейчас называют порнографией, он бы не понял смысла суеты вокруг этого. Подобные изображения в его время никак не выделялись из разряда прочих. Но для представителя т.н. традиционной или классической европейской культуры (фактически – культуры христианского средневековья) порнография – как в исходном смысле, так и в современном – это нечто крайне неприличное и подлежащее всяческому осуждению. Почему? А потому, как сказал бы Геродот, что «об этом существует священное сказание».
Традиционная средневековая культура стоит на фундаменте гимнофобии и эротофобии (т.е. на священном страхе библейских верующих перед обнаженным телом и сексуальностью, как перед проявлениями абсолютного мирового зла). Любые выступления в защиту традиционной нравственности замкнуты на осуждение эротической нескромности и сексуальной свободы, как будто это – самые опасные явления современности (более страшные, чем война, геноцид, терроризм, энергетический кризис и загрязнение окружающей среды). Эта странность называется «парадокс Флинта».
3. Парадокс Ларри Флинта
После двух мировых войн, традиционализм дал трещину. Разговоры об абсолютной морали, исходящей от любящего бога, выглядели неубедительно на фоне разрушенных городов, заваленных разрозненными частями человеческих организмов. Вторая половина XX века знаменует переход от «классики» к «модерну», в частности – к сексуальной революции. По аналогии с байкой про античные статуи – с причинных мест срезали фиговые листочки и отполировали все, что под ними скрывалось, до зеркального блеска. Это была не спокойная сексуальная раскованность, свойственная античному миру, а манифестация обнажения и секса во всех мыслимых проявлениях – от фасона купальников до экстравагантных моделей сексуального сожительства. Публика злилась на себя за неумение быть естественно-раскованными и компенсировала это демонстративным издевательством над традиционной моралью. На этом фоне в 1974 году владелец нескольких стриптиз - клубов Ларри Флинт (Larry Flynt) начал издавать журнал Hustler – первое печатное издание с фотографиями откровенных сексуальных сцен.
Практически тут же по инициативе «Анти-порнографического комитета» против Флинта было возбуждено дело о непристойности и об организованной преступности. Начался многолетний судебный процесс «Народ против Ларри Флинта» (в англо-американском правосудии народ формально считается обвиняющей стороной в криминальном процессе).
Ключевым пунктом процесса были прения о содержании понятия «непристойность». Тут и был сформулирован парадокс Флинта: почему фронтовая хроника, где людей разрывает взрывами и пробивает осколками – это пристойно, а фильм, где люди занимаются сексом – это непристойно? Почему показ сцен казни на электрическом стуле – пристоен, а показ сцен секса – нет?
Действительно ли народ считает, что движения тела при оргазме менее пристойны, чем конвульсии тела, через которое пропускают ток высокого напряжения? Пытаясь ответить на этот вопрос правосудие зашло в тупик. В конце концов, Флинт был оправдан, а журналы типа Hustler получили право на легальное существование. Как пошутил сам Флинт: «Американцы имеют право на плохой вкус» - и с этим не поспоришь: тираж журнал Hustler довольно быстро достиг 3 миллионов экземпляров.
В эру интернета оказалось, что порнография – один из самых востребованных товаров на массовом информационном рынке. Порноресурсы удерживают первые места в рейтингах, конкурировать с ними могут только популярные новостные сайты, но и те «украшены» множеством xxx-adult- porno- hard-sex- и erotic – баннеров, как новогодняя елка – разноцветными шариками.
Как оказалось, высокая популярность библейских религий в некоторых странах (в т.ч. в США, где христианами считают себя около 85 процентов жителей) никак не помешала росту популярности порнографии. Скорее наоборот – ощущение запретности и греховности добавляло блюду остроты, компенсируя чрезвычайно низкий художественный уровень порнофильмов.
Американская «Коалиция за свободу слова» продолжает бдительно следить за соблюдением «права на плохой вкус», так что любые законодательные акты, ограничивающие распространение порнографических материалов по мотивам общественной пристойности, немедленно торпедируются путем тяжб в Верховном суде.
Но, у поколения, родившегося в развитых странах в эпоху сексуальной революции и позже, весь этот шквал доступной порнопродукции уже не вызывает энтузиазма. Революция выполнила свою роль, в значительной степени вернув обществу спокойное отношение к человеческому телу и к сексу. Сцены с обнаженной натурой в кино, девушки, загорающие topless на общественном пляже, общие сауны, марши голых сторонников экологии и сексуальные похождения поп-звезд уже не воспринимаются, как экзотика или эпатаж. Привычно. Нормально. Ничего особенного. Не заслуживает особого внимания.
Эти поколения уже так далеки от «традиционной» (средневековой) морали, что даже не воспринимают ее всерьез. И зря, потому что дурная традиция всегда ищет путей для реванша.
Как известно, самые консервативные общественные институты – это армия и школа. Социальные достижения цивилизации проникают туда в последнюю очередь. В США, например, свобода совести была реализована в армии только в середине 70-х, а в школе – только в конце 80-х, причем вокруг школьного воспитания еще до сих пор идут бои. Традиция сопротивляется. В начале XXI века администрация Буша, известная своей приверженностью «традиционным протестантским ценностям» начала финансировать программы обучения «христианскому целомудрию», в пику прагматичному курсу сексуального просвещения. Во Франции только в XXI веке удалось принять закон, запрещающий в школе присутствие священников и вызывающих религиозных символов (закон о крестах и хиджабах). В Италии и Испании битва еще в самом разгаре. Во многих странах Восточной Европы, наоборот, идет традиционализация (медиевизация) и клерикализация школьного образования и воспитания.
4. Школьное воспитание и традиция.
Что такое вообще «традиционные ценности» в школьном воспитании? Это – обучение неким Идеалам (с большой буквы), которые стоят выше практики, выше реального положения дел. Девиз традиционного воспитания: «не важно, что есть и чего нет на самом деле. Важно лишь то, что должно быть». Очень показательным результатом такого воспитания был недавний случай с супружеской парой, обратившейся к врачу с проблемой бесплодия. Вскоре выяснилось, что со здоровьем у молодых людей особых проблем нет, а причина в том, что они не занимались сексом. Оба происходили из традиционалистских семей и были выпускниками протестантской школы со строгими правилами. Ни в семье, ни в школе, они не узнали о существовании такого греховного явления, как секс. СМИ, которыми они пользовались, тоже были строго-протестантскими и в них информации о сексе, естественно, тоже не было.
Это, конечно, одиозный случай, но вот случаи, когда женщина не знает, что такое оргазм типичны для традиционных семей. Пародия на секс, практикуемая в таких семьях носит название «супружеский долг»: 3 – 5 минут суетливых движений, в результате которых мужчина избавляется от излишка спермы, а женщина приобретает очередную дозу отвращения к этому грязному физиологическому процессу. С точки зрения ортодоксальных церквей это – идеальная форма секса: она обеспечивает зачатие, но при этом не допускает «греховных» экстатических состояний (весь потенциал экстаза сохраняется для молитвенных практик и фанатичной веры). В этом и состоит главная идея целомудрия: не допускать, чтобы прихожане получали наслаждение от плотских практик в ущерб духовным, т.е. в ущерб служению Идеалу.
Со временем выяснилось, что Идеал не обязательно должен быть религиозным. Это может быть Идеал служения любому тоталитарному порядку (военно-коммунистическому, нацистскому и пр.). Сексуальная мораль в официальной советской идеологии мало чем отличалась от церковной морали (вспомним крылатую фразу: «В СССР секса нет»). Такое сходство представлений позволило многим деятелям советской идеологии, не переучиваясь, пойти работать в сферу православной идеологии постсоветской России ельцинско-путинского периода. Не важно, в чем содержание идеологии, важна лишь суть: все должно соответствовать Идеалу, а в этом Идеале нет места сексу. Одобряется бридинг – по возможности безэмоциональное спаривание с целью воспроизводства человеческого материала. Если вникнуть в ситуацию, то окажется, что такое отношение между Идеалом и сексом достаточно легко объяснимо.
2. История фигового листка
3. Парадокс Ларри Флинта
4. Школьное воспитание и традиция.
5. Sex is mist, love is cult.
6. Кто нас учит традиционной нравственности.
7. Слово о сексуальных маньяках.
8. Как же все-таки воспитывать?
1. Сказки нашего времени.
Эту историю рассказывают по-разному, а я ее слышала так. Невдалеке от одной школы стояла бронзовая копия античной скульптуры – Аполлон и Артемида. Лет 20 они стояли спокойно, никто на них особого внимания не обращал. Потом в школе появился директор, очень озабоченный моралью и приличиями. Он начал писать письма в инстанции о том, какая непристойность демонстрируется подрастающему поколению в виде причинных мест античных статуй. В инстанциях обратили внимание, пошел бюрократический процесс. Через некоторое время приехали рабочие с четырьмя новенькими бронзовыми изделиями, изображающими то ли фиговые листочки, то ли детали модных купальников. Так фаллос Аполлона оказался прикрыт сверкающим бронзовым щитком, а Артемида оделась в такое же сверкающее бикини. Если на обнаженных античных богов школьники внимания не обращали, то получившаяся эротическая инсталляция вызвала у них живой интерес. Живые и непосредственные обсуждения в среде школьников дошли сначала до родителей, а от них – до деятелей искусства. Те, в свою очередь, написали в инстанции, жалуясь на факт вандализма в отношении копий памятников античной скульптуры. Снова закрутилась бюрократическая машина. Снова приехали рабочие, автогеном срезали с богов бронзовые купальники и тщательно заполировали поврежденные места. Теперь признаки пола у скульптур сверкали на солнце, как гелиографы. Это вызвало у школьников всплеск энтузиазма. Детский фольклор пополнился очень специфическими и по-своему красочными описаниями достоинств Аполлона и Артемиды. Несчастный директор – моралист стал все чаще обнаруживать любительские изображения полюбившихся мест скульптур на партах, на стенах туалетов и на фасаде школы. Неизвестные авторы снабжали свои творения поясняющими надписями – краткими, емкими, но увы, не очень пристойными. Последовала новая длительная переписка с инстанциями и, по прошествии некоторого времени, скульптуры от школы убрали. А вот любительская грубо-эротическая графика так и продолжала воспроизводиться все новыми поколениями школьников.
Эта байка отлично показывает историю европейских представлений об эротике и приличиях за последние 2500 лет. В начале – почти 1000 лет античности, когда эротика и секс никак специально не выделялись из круга человеческих занятий и интересов.
Например, Геродот в своей «Истории», описывая обычаи Египта, сообщает между делом: «В остальном египтяне справляют праздник в честь Диониса почти совершенно так же, как и в Элладе (за исключением хоров). Только вместо фаллосов они придумали носить другой символ - куклы-статуэтки в локоть величиной, приводимые в движение с помощью шнурков. Эти куклы с опускающимся и поднимающимся членом женщины носят по селениям, причем этот член почти такой же величины, как и все тело куклы. Впереди шествует флейтист, а за ним следуют женщины, воспевая Диониса. А почему член куклы так велик и отчего это единственно подвижная часть тела куклы, об этом существует священное сказание». Для Геродота в этом обычае ничего особенного не было. Ну, носят. Ну, фаллос. Ну, большой. На других праздниках в честь других богов носят руку. Или голову. Какая, казалось бы, разница?
2. История фигового листка
Разница появилась с распространением библейских верований в Европе. По библейскому мифу о грехопадении, прародители ослушались бога и съели плоды с дерева познания добра и зла. А в чем заключалось это познание? Читаем библию: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». Отсюда - манера закрывать половые органы античных статуй смоковными (т.е. фиговыми) листочками. Единственным знанием о добре и зле было, согласно библии, представление о непристойности обнаженного человеческого тела (ни о каких других знаниях полученных от волшебного плода библия не говорит). Вся библейская мораль началась с негативной фетишизации обнаженного тела (в особенности – половых органов и их функций). Продолжаем читать библию: «Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу» - и далее в 13 (!) стихах перечислены все домашние (независимо тот их пола), чью наготу недопустимо видеть. Такое обилие запретов разжигает сексуальную фантазию авторов библии и дальше они пишут: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость. И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить семя».
Церковная исповедь в XVII веке, по православному требнику включала вопросы: «Как растлил девство свое? С отроками, или с женами, или девицами, или с животными чистыми или нечистыми, или содомски? До своей жены не блудил ли с кем? В руку блуда не сотворил ли или в свой проход чем? Не смотрел ли с помыслом блудным на кого, и не вступил ли кому на ногу блуда ради? За руку, или за ино что не хватал ли, или целовал кого с похотью? На друга не взлазил ли, и на себе не вспущал ли? От младенчества с отроками не соблудил ли? Или с церковницею какою не блудил, или с девицею, или с мужнею женою, или со вдовою, или со скотом, или с птицею?». Детальность обсуждения этой темы в исповеди представляет огромный контраст с «обычными» грехами (воровство, лжесвидетельство, убийство), которым в требнике посвящено было по одному вопросу.
То есть, закрыв «фиговыми листочками» все, что связано с естественной человеческой сексуальностью (человеческое тело, его изображения и даже нормальные словесные описания), церковная мораль породила обостренный патологический интерес к теме эротики и секса. Появились такие странности сексуального поведения, которые античность просто не в состоянии была бы вообразить. Взять хотя бы порнографию. В античной Европе изображения обнаженного человеческого тела или изображения полового акта не могли вызвать особого интереса. Это было просто изображение одной из сторон обычной человеческой жизни, более или менее художественное. Само слово «порнография» означало авантюрный роман из жизни порн – т.е. девушек, торгующих своим телом. Если бы жителю античного Рима или Афин показали то, что сейчас называют порнографией, он бы не понял смысла суеты вокруг этого. Подобные изображения в его время никак не выделялись из разряда прочих. Но для представителя т.н. традиционной или классической европейской культуры (фактически – культуры христианского средневековья) порнография – как в исходном смысле, так и в современном – это нечто крайне неприличное и подлежащее всяческому осуждению. Почему? А потому, как сказал бы Геродот, что «об этом существует священное сказание».
Традиционная средневековая культура стоит на фундаменте гимнофобии и эротофобии (т.е. на священном страхе библейских верующих перед обнаженным телом и сексуальностью, как перед проявлениями абсолютного мирового зла). Любые выступления в защиту традиционной нравственности замкнуты на осуждение эротической нескромности и сексуальной свободы, как будто это – самые опасные явления современности (более страшные, чем война, геноцид, терроризм, энергетический кризис и загрязнение окружающей среды). Эта странность называется «парадокс Флинта».
3. Парадокс Ларри Флинта
После двух мировых войн, традиционализм дал трещину. Разговоры об абсолютной морали, исходящей от любящего бога, выглядели неубедительно на фоне разрушенных городов, заваленных разрозненными частями человеческих организмов. Вторая половина XX века знаменует переход от «классики» к «модерну», в частности – к сексуальной революции. По аналогии с байкой про античные статуи – с причинных мест срезали фиговые листочки и отполировали все, что под ними скрывалось, до зеркального блеска. Это была не спокойная сексуальная раскованность, свойственная античному миру, а манифестация обнажения и секса во всех мыслимых проявлениях – от фасона купальников до экстравагантных моделей сексуального сожительства. Публика злилась на себя за неумение быть естественно-раскованными и компенсировала это демонстративным издевательством над традиционной моралью. На этом фоне в 1974 году владелец нескольких стриптиз - клубов Ларри Флинт (Larry Flynt) начал издавать журнал Hustler – первое печатное издание с фотографиями откровенных сексуальных сцен.
Практически тут же по инициативе «Анти-порнографического комитета» против Флинта было возбуждено дело о непристойности и об организованной преступности. Начался многолетний судебный процесс «Народ против Ларри Флинта» (в англо-американском правосудии народ формально считается обвиняющей стороной в криминальном процессе).
Ключевым пунктом процесса были прения о содержании понятия «непристойность». Тут и был сформулирован парадокс Флинта: почему фронтовая хроника, где людей разрывает взрывами и пробивает осколками – это пристойно, а фильм, где люди занимаются сексом – это непристойно? Почему показ сцен казни на электрическом стуле – пристоен, а показ сцен секса – нет?
Действительно ли народ считает, что движения тела при оргазме менее пристойны, чем конвульсии тела, через которое пропускают ток высокого напряжения? Пытаясь ответить на этот вопрос правосудие зашло в тупик. В конце концов, Флинт был оправдан, а журналы типа Hustler получили право на легальное существование. Как пошутил сам Флинт: «Американцы имеют право на плохой вкус» - и с этим не поспоришь: тираж журнал Hustler довольно быстро достиг 3 миллионов экземпляров.
В эру интернета оказалось, что порнография – один из самых востребованных товаров на массовом информационном рынке. Порноресурсы удерживают первые места в рейтингах, конкурировать с ними могут только популярные новостные сайты, но и те «украшены» множеством xxx-adult- porno- hard-sex- и erotic – баннеров, как новогодняя елка – разноцветными шариками.
Как оказалось, высокая популярность библейских религий в некоторых странах (в т.ч. в США, где христианами считают себя около 85 процентов жителей) никак не помешала росту популярности порнографии. Скорее наоборот – ощущение запретности и греховности добавляло блюду остроты, компенсируя чрезвычайно низкий художественный уровень порнофильмов.
Американская «Коалиция за свободу слова» продолжает бдительно следить за соблюдением «права на плохой вкус», так что любые законодательные акты, ограничивающие распространение порнографических материалов по мотивам общественной пристойности, немедленно торпедируются путем тяжб в Верховном суде.
Но, у поколения, родившегося в развитых странах в эпоху сексуальной революции и позже, весь этот шквал доступной порнопродукции уже не вызывает энтузиазма. Революция выполнила свою роль, в значительной степени вернув обществу спокойное отношение к человеческому телу и к сексу. Сцены с обнаженной натурой в кино, девушки, загорающие topless на общественном пляже, общие сауны, марши голых сторонников экологии и сексуальные похождения поп-звезд уже не воспринимаются, как экзотика или эпатаж. Привычно. Нормально. Ничего особенного. Не заслуживает особого внимания.
Эти поколения уже так далеки от «традиционной» (средневековой) морали, что даже не воспринимают ее всерьез. И зря, потому что дурная традиция всегда ищет путей для реванша.
Как известно, самые консервативные общественные институты – это армия и школа. Социальные достижения цивилизации проникают туда в последнюю очередь. В США, например, свобода совести была реализована в армии только в середине 70-х, а в школе – только в конце 80-х, причем вокруг школьного воспитания еще до сих пор идут бои. Традиция сопротивляется. В начале XXI века администрация Буша, известная своей приверженностью «традиционным протестантским ценностям» начала финансировать программы обучения «христианскому целомудрию», в пику прагматичному курсу сексуального просвещения. Во Франции только в XXI веке удалось принять закон, запрещающий в школе присутствие священников и вызывающих религиозных символов (закон о крестах и хиджабах). В Италии и Испании битва еще в самом разгаре. Во многих странах Восточной Европы, наоборот, идет традиционализация (медиевизация) и клерикализация школьного образования и воспитания.
4. Школьное воспитание и традиция.
Что такое вообще «традиционные ценности» в школьном воспитании? Это – обучение неким Идеалам (с большой буквы), которые стоят выше практики, выше реального положения дел. Девиз традиционного воспитания: «не важно, что есть и чего нет на самом деле. Важно лишь то, что должно быть». Очень показательным результатом такого воспитания был недавний случай с супружеской парой, обратившейся к врачу с проблемой бесплодия. Вскоре выяснилось, что со здоровьем у молодых людей особых проблем нет, а причина в том, что они не занимались сексом. Оба происходили из традиционалистских семей и были выпускниками протестантской школы со строгими правилами. Ни в семье, ни в школе, они не узнали о существовании такого греховного явления, как секс. СМИ, которыми они пользовались, тоже были строго-протестантскими и в них информации о сексе, естественно, тоже не было.
Это, конечно, одиозный случай, но вот случаи, когда женщина не знает, что такое оргазм типичны для традиционных семей. Пародия на секс, практикуемая в таких семьях носит название «супружеский долг»: 3 – 5 минут суетливых движений, в результате которых мужчина избавляется от излишка спермы, а женщина приобретает очередную дозу отвращения к этому грязному физиологическому процессу. С точки зрения ортодоксальных церквей это – идеальная форма секса: она обеспечивает зачатие, но при этом не допускает «греховных» экстатических состояний (весь потенциал экстаза сохраняется для молитвенных практик и фанатичной веры). В этом и состоит главная идея целомудрия: не допускать, чтобы прихожане получали наслаждение от плотских практик в ущерб духовным, т.е. в ущерб служению Идеалу.
Со временем выяснилось, что Идеал не обязательно должен быть религиозным. Это может быть Идеал служения любому тоталитарному порядку (военно-коммунистическому, нацистскому и пр.). Сексуальная мораль в официальной советской идеологии мало чем отличалась от церковной морали (вспомним крылатую фразу: «В СССР секса нет»). Такое сходство представлений позволило многим деятелям советской идеологии, не переучиваясь, пойти работать в сферу православной идеологии постсоветской России ельцинско-путинского периода. Не важно, в чем содержание идеологии, важна лишь суть: все должно соответствовать Идеалу, а в этом Идеале нет места сексу. Одобряется бридинг – по возможности безэмоциональное спаривание с целью воспроизводства человеческого материала. Если вникнуть в ситуацию, то окажется, что такое отношение между Идеалом и сексом достаточно легко объяснимо.