Либертарная педагогика

тов.Черный

анархист
Либертарная педагогика
Многие полагают, что образование - это сфера, отделенная от общественной "надстройки". Утверждается, что оно автономно в том смысле, что никто и ничто не должно вмешиваться в то, как оно работает и обучает. Что оно чуждо всему, что происходит за его стенами, оставаясь лишь областью доверительных отношений между учениками и преподавателями, местом, где считаются с потребностями и запросами всех его составляющих. Но все эти утверждения - обман или наивность. Ничто в учебном заведении не свободно от господства.

Государство и господствующие социальные группы всегда использовали образование для сохранения своих привилегий и своего преобладающего положения в социальном, экономическом и идеологическом плане. С самого раннего возраста они приучают детей к повиновению, к несолидарным и конкурентным формам поведения.

Государство контролирует и планирует все образовательные процессы, как общественные, так и частные, потому что хорошо понимает, что школа - это великолепный инструмент для поддержания существующей системы. Школа - это самое первое средство для того, чтобы удерживать людей под своей властью и отрицать любое критическое чувство.
В конечном счете, государство использует образование, как еще одно средство подавления. Введенные им экзамены имеют лишь одно назначение - подавлять и разделять людей на тех, кто имеет ценность, и на тех, кто ее не имеет. Испытания, наказания и поощрения - таковы составные части школьной регламентации. Нас заставляют верить в то, что эта регламентация необходима, потому что никакой другой способ невозможен. Эти правила, это господство отражают саму суть государства. Школа - это идеологический аппарат государства, и в ней воспроизводятся общественные отношения несправедливости и неравенства, которые порождены капиталистической системой. Для нас совершенно ясна взаимосвязь между системой образования и экономической системой капитализма. Эта связь, как мы уже говорили, обеспечивает сохранение существующих форм функционирования школы и их передачу дальше, в сферу повседневной жизни, в сферу труда.
Образование превратилось в одну из отраслей индустрии. Прежде всего, бросается в глаза, насколько образовательное учреждение похоже на любую фабрику. Это единообразные, серые учреждения, окруженные стеной. Внутри их воспроизводится идеологическая модель господства предпринимателя. Школы служат отражением рынка труда, где трудящиеся (учащиеся) делают только то, что им скажут, и терпеливо принимают авторитарные нормы и отношения. Идущие в них дети усваивают нормы и ценности, которые приучают их исполнять функции учащихся. Продолжением этой роли становятся их действия на рабочих местах. Они быстро приучаются соблюдать правила пунктуальности, покорности и повиновения.
Внутренняя жизнь школы мало отличается от того, что происходит на фабриках. Единственное отличие - в сырье и выпускаемой продукции. Сырье - это сами учащиеся, которые идут в школу как доставляются новые запасы и орудия. Год за годом их превращают в продукцию, пригодную для выбрасывания на рынок, для продажи на рабочем месте. Учащийся усваивает роль рабочего товара и понимание того, какое место он занимает в производственной иерархии. Выпускаемая продукция - это учащийся с академическим дипломом. Школа производит товар, который, в свою очередь, может производить. Пока еще непроизводительный ученик уже рентабелен для государства.
С другой стороны, в школе мы уже можем наблюдать, как зарождается разделение труда. Иными словами, в процессе образования каждый и каждая имеет тенденцию получить различную квалификационную марку, которая позволит ему или ей занять определенное место в иерархии. Чем дольше продукт проходит обработку в образовательной цепочке, тем более он обработан. Поэтому те, кто имеют более высокие звания и дипломы, выполняют работу, которая позволяет им господствовать над теми, кто менее обработан и разработан. Вот почему мы имеем дело с классовой школой, порождающей иерархически распределяемые рабочие места.
Составными частями этой системы образования, воспроизводящей репрессивную общественную систему, являются расписания, учебные курсы и предметы. Расписание должно неукоснительно соблюдаться; все расписано и рассчитано; разделение на предметы предвосхищает разделение труда; чередование классных уроков и отдыха обозначает разделение на рабочую неделю и еженедельный отдых. Долголетнее пребывание в этих образовательных тюрьмах приводит к тому, что многие не сознают связи между ними и "миром труда". Они не отдают себе отчета в том, что все это - части общей системы эксплуатации.
Работа нынешней системы образования великолепно отстроена и отлажена. Известно, чем каждый должен заниматься в каждый момент. Администрация говорит, что надо делать, а учителя и учащиеся лишь выполняют то, что им приказано.

Что такое либертарная педагогика?

Либертарная педагогика дает совершенно иное представление об образовании. Ее главная цель - это создать новых людей, способных самостоятельно принимать решения, касающиеся их собственной судьбы, подготовленных к тому, чтобы встречать собственные проблемы лицом к лицу и решать их, способных противостоять предрассудкам и выработать в себе убеждения, основанные на разуме.
Слово "самоуправление" означает, что каждый управляет собой сам. Иными словами, каждый индивид решает, выбирает и называет, что именно его интересует, без внешнего вмешательства, сознавая собственные возможности и пределы. И именно этого добиваются самоуправляющиеся школы: чтобы учащиеся решали, как, когда и где они хотят работать. Самоуправляющуюся, или либертарную педагогику следует понимать в единстве с общественным движением в целом. Тем самым движением, цель которого - освобождение извечно угнетенных. Этой идеологией является либертарный коммунизм.
Основы справедливого общества, где не существует ненависти и темных пятен, где мужчины и женщины, объединенные силой своего труда, могут контролировать всю собственную жизнь и все, что вокруг происходит, закладываются в образовании. Времена, когда правительства не интересовались народным просвещением, ушли в прошлое. Сегодня они добились высоких количественных показателей школьного обучения, потому что прекрасно понимают: с помощью такого рода образования можно достичь совершенно определенных, заранее выдвинутых целей. Образование нашего времени нацелено на сохранение того, что есть. Школа и традиционное образование со всеми его методами и задачами означают укрощение, дрессировку и приручение. В образовании внедрены принципы дисциплины и авторитета. Издавна выдвигалась претензия на то, чтобы дети привыкли повиноваться, верить и мыслить, согласно господствующим над нами общественным догмам. И в очень большой степени этого удалось добиться.
Именно поэтому становой хребет либертарного образования - это полная индивидуальная свобода.
В наши дни понятие свободы утратило свой изначальный смысл, потому что люди не в состоянии уразуметь, что же на самом деле означает этот принцип. Представления стали поверхностными до такой степени, что о свободе говорят как говорили бы о продуктовой сумке - как о чем-то обыденном, чему вообще не придают внимания.
Либертарные школы резко критикуют именно за порождаемую в них свободу. Но критика эта вызвана одной из существующих проблем - незнанием. Многие люди полагают, будто свобода означает попросту, что каждый делает, что хочет. Но в либертарной педагогике свобода понимается совершенно иначе - в ее подлинном значении. Полная свобода ребенка - это единственное средство, позволяющее ему достичь зрелости и быть счастливым.
Быть свободным - значит обдумывать вещи, выбирать то, что лучше всего для человека, означает способность к разрушению, к постоянному обновлению средств и себя самого, не подчиняясь кому-либо.
Либертарные школы в большей или меньшей степени соблюдают следующие принципы:
1) Полная индивидуальная свобода;
2) Игра как доступ к знаниям;
3) Отсутствие принуждения как источник свободы;
4) Отсутствие экзаменов, конкурсов и травмирующей конкуренции. Ликвидация традиционного критерия поощрений и наказаний;
5) Совместное обучение учеников различного пола и социального происхождения.

Полная индивидуальная свобода

Как уже говорилось, свобода - это ядро либертарной педагогики. Эта педагогика стремится превратить детей в личности, свободные от любого физического и догматического господства.
Здесь необходимо сказать особо о противоречии между свободой и авторитетом. По мнению либертарных педагогов, авторитет ничего не дает и лишь побуждает учеников привязать себя к ценностям, которые будут довлеть над ними всю их жизнь. Авторитаризм в школе не несет с собой ничего хорошего и лишь тормозит развитие учеников, мешает их самореализации как личностей.
Часто совершается ошибка: отказавшись от принципа авторитета, его не заменяют концепцией уважения. Но уважение на основе свободы - это сущность личности. Личность ребенка, существующего в условиях свободы с первых лет своей жизни, счастливого, наслаждающегося автономной и самоопределяемой жизнью, достигнет такого уровня зрелости, разрушить который будет очень трудно.

Игра как доступ к знаниям

Игра, как известно, необходима для детей для их формирования, здоровья и физического развития. Через игру ребенок взаимодействует с себе подобными и развивает все свои способности и качества. Вот почему необходимо внедрить игру в школьный класс. Важнейший фактор игры состоит в том, что ребенок честно проявляет свои пожелания; поэтому он должен быть совершенно свободен, не боясь быть самим собой. Чем важнее игра для ребенка, тем она интенсивнее.
Понятно, что игра - это доступ к знаниям. Ведь мальчики и девочки играют во взрослых мужчин и женщин, и когда они достигают взрослого возраста, то всерьез становятся теми, кем хотели стать детьми. Кроме того, игра помогает развивать чувства альтруизма. Если дети эгоистичны и стремятся верховодить над своими сверстниками, то в ходе игры они учатся, что они могут добиться гораздо большего с помощью солидарности.

Отсутствие экзаменов, конкурсов и травмирующей конкуренции. Отказ от традиционного критерия поощрения и наказания.

В либертарных школах традиционный экзамен полностью отвергается. Этот инструмент, как считается, ничего не дает. Один экзамен не позволяет определить, как работает учащийся. Нельзя забывать и о тех страхах, мучениях и проблемах, которые испытывают ученики перед этими испытаниями. О том, что они ощущают себя несчастными неудачниками или, наоборот, стоящими невероятно высоко над всеми другими, благодаря злополучной "оценке". Экзамены абсолютно негативно сказываются на детях, могут довести их до физических и душевных заболеваний, которых вполне можно было бы избежать. В обществе, где мы живем, экзамен считается вещью нормальной, единственным средством отобрать тех, кому суждено занять престижные посты, отделив их от простых трудящихся.
Экзамены служат лишь удовлетворению чувств родительской любви, тщеславия и эгоистических интересов многих преподавателей - и становятся настоящей пыткой для учащихся как до, так и после их проведения.
В либертарных школах все должно делаться ради пользы учащихся. Любое действие, не соответствующее этой цели, должно быть отвергнуто, как противоречащее природе позитивного образования.
Ясно, что в этих школах не существует ни вознаграждений, ни наказаний. Наказание приучает ученика зависеть от авторитета и страха, Преподаватели должны отказаться от любых материальных и моральных наказаний.

Совместное обучение учеников различного пола и социального происхождения

Ученики обоих полов должны получать одинаковое образование и забыть о любых предрассудках в отношении женщин. Женщина должна быть товарищем мужчины в борьбе против несправедливости, а не простым дополнением к нему.
Одинаковое образование должны получать также выходцы из богатых и бедных семей. Тем самым либертарные школы стремятся разрушить барьеры, возведенные социальным неравенством.
Либертарная педагогика намерена покончить с авторитаризмом и потому, вместо конкуренции, стремится развивать интеллектуальные способности и личные усилия, на которые способен любой человек. Вместо управления поведением, она стремится к освобождению и повышению ответственности, без какого-либо чувства вины. Вместо наказания, она практикует разумный диалог. Вместо жестко установленных программ - рациональную культуру и практику, адаптированную к персональному ритму созревания, к интересам и развитию каждого индивида. Вместо заучивания и запоминания - творчество. Вместо бессмысленного накопления знаний - к полному развитию интеллекта и к разносторонности личности. А вместо агрессивности - к терпимости, самоуправлению, к личному и коллективному самоопределению.
Участие взрослых носит не директивно-руководящий характер; они не должны диктовать свои ценности, ощущения и мнения - ученик должен быть способен управлять собой сам. Поэтому функция взрослых состоит в том, чтобы предоставить детям информацию, которая позволит им разрешать их конфликты. Идеи не должны навязываться: следует дать возможность соглашаться с ними, или нет. Необходимо, чтобы этот процесс разворачивался в каждом индивиде: ведь навязывать его извне было бы делом крайне противоречивым.

Методология свободной школы

Эта методология основана на отсутствии централизованной власти и на сотрудничестве, в котором выражается участие каждого в деле развития жизни коммуны. Нет никакого расслоения; устанавливается равенство всех, независимо от пола, возраста, функции или каких-либо других факторов отличия.
Проект осуществляется сообща. Он предполагает жизнь в общине, в которой может осуществляться свобода и где каждый выбирает ту форму жизни, какую он желает вести, и разделяемые им ценности. Поэтому первое решение, принимаемое детьми, когда они приходят в школу, - это решение, принадлежать к данной группе или нет. Согласие стать членом группы влечет за собой обретение прав и обязательств, вытекающих из коллективной жизни. Свобода предполагает ответственность, а поскольку для ответственности нужно время, то она должна произрастать изнутри, а не навязываться извне.
Все вокруг дается трудом, физическим или умственным. Это означает, что школьники должны привыкнуть к ответственности и к автономии, причем эти последние должны становиться все более комплексными и всеохватывающими.
Постепенное обретение ответственности путем коллективного труда происходит на основе процесса самоуправления. Такое распределение времени и досуга является одним из этапов обучения, которое нелегко дается ребенку. Если такого обучения не происходит, применяются дополнительные методы, например, проведение специальных собраний, на которых предлагаются на обсуждение те или иные ситуации. Предлагаемая несправедливая ситуация должна вызывать желание исправить ее.
Что касается умственного труда, то в распоряжение учащихся предоставляется богатый и самый разнообразный материал, причем им предоставляется выбор, использовать его или нет. Если же учащийся теряет интерес, материал углубляют с тем, чтобы вызвать его любопытство. Инициатива должна исходить от него.
Приобретаемые знания способствуют социализации, причем двояким образом, замыкающимся в круг:
1. Изучаемые теми выносятся на общее собрание, с тем чтобы знания были достоянием всех, а не индивидов;
2. Они основаны на предпочтении. Тот или другой учащийся может при желании стать наставником других учащихся и по свободному выбору обучать их какому-либо специфическому материалу. Это приводит к спонтанному возникновению групп, основанных на общем интересе. Такова методология сотрудничества.
Учитель призван стимулировать инициативу, личный поиск, исследовательский дух, а также - сотрудничать с учащимися, опираясь на свой опыт. Обучение строится на понимании, а не запоминании, на развитии реальных практических и полезных знаний, составляющих часть солидарной культуры.
Одновременно с таким интеллектуальным содержанием развиваются связи между людьми: сотрудничество, взаимопомощь, взаимное уважение, солидарность. Все это связывает вместе интересы личные и коллективные, свободу и ответственность.

"Либертарная молодежь" Сарагосы
(Испания)
 
Зверху