Клер сказав(ла):
Так вот, если сам автор не привел пареллели, то откуда же знать этим литераторам??? Может, Воланд - это Сатана, но Сталин....я бы не сказала... :sad:
Привет.
Не совсем удачное сравнение. Бог и Сатана, по определению, более-менее равные величины, представляющие собой две ипостаси зла и добра. Как и в "Восстание ангелов" А. Франса, считается, что они спорят за право собственности на Землю - кто, дескать, Творец... Воланд же в романе Булгакова, своего рода Мефистофель, именно "часть той силы...",
но не Зло Изначальное, не Сатана, а один из его подданных, имеющий право на то, чтоб иметь и своих слуг - свиту "кривляк". Булгаков же это отрицает. Например, глава романа называется "Великий бал у сатаны". То есть Воланд - верховное зло. Про то, что он чьей-то воле подчиняется - ни слова. Итак, Воланд и есть Тот Самый, кто руководит нашими прегрешениями, постоянно конфронтует с Господом за владычество над миром - одним словом, равновеликая (прости Господи, нет конечно, но уровень примерно тот же) Всевышнему "единица". Всенижний, так сказать. И он (уже, наверно, с заглавной О), унижается, снисходит до того, чтобы ежегодно собирать неотпетых грешников всех мастей. Не слишком ли мелко для Сатаны-то? У Данте, вроде бы, Дьявол с каждым своим подопечным не ручковался, и в "Божественной комедии" таких неувязок нет. И это еще что!!! Сатана самолично улетает из Москвы - значит, ему для преодоления пространства (sic!) требуются силы и трата времени. Притом, что Он мог перебросить Лиходеева в Ялту, а в нехорошей квартире, разорвав пространство, устроить Бал. Не забудем, о Воланде Булгаков пишет, что он всесилен, и персонажи говорят так же. При этом он явно не всемогущ.