Ответ: Планетарная втулка
Тест планетарной втулки Shimano inter 8 с мощным "семидесятым" роллерным тормозом.
Первые впечатления о втулке начались на станке для натяжке спиц на ободе. Для определения биения обода необходимо смотреть, как крутиться колесо и у втулки оказался легкий свободный ход. Нет, конечно по сравнению с лучшими образцами кассетных втулок немного хуже, но с 3-х и 7-ми скоростными втулками большая разница.
Всю основную нагрузку берут на себя долговечные игольчатые подшипники с большой рабочей площадью (пятно контакта). Боковые перемещения колеса с незначительной нагрузкой удерживают стандартные подшипники. Таким образом достигается высокая износоустойчивость планетарной втулки. Игольчатые подшипники применены в планетарных звездочках (в Inter3-7 звездочки крутятся в обычных смазываемых отверстиях). Подробнее о технической части здесь.
Первые впечатления после кассетной системы - быстро и мягко переключаются передачи, в том числе и на стоящем велосипеде. То есть после остановки велосипеда, если стояла восьмая или седьмая передача, можно сразу включить первую или вторую передачу для мощного разгона или движения в горку. Это практически недоступно кассетным системам любого уровня. Там для установки с верхних передач на низшие необходимо проехать пару метров или прокрутить заднее колесо на месте, что не совсем удобно.
Быстроту переключения даст только ревошифтер. Мгновенное переключение на любую передачу в любом сочетании. Такая быстрота так же не доступна кассетным системам любого уровня. Даже супер современный RapidFir Plus не даст такого результата. Рапид будет полезен тем, кто уже привык к рычажковой системе переключения. К Ревошифтеру нужно немного привыкнуть. Конструкция такого переключателя такова, что кисть частично постоянно обхватывает ревошифтер и поначалу при сильной тряске рука может непроизвольно повернуть ревошифтер на другую передачу, что у меня при первых поездках случалось. Потом быстро научился контролировать кисть и быстро довел это до автоматизма.
Едем.
Первое, что меня интересует - переключение передач с высшей на низшую под нагрузкой. Катаясь на трех или семискоростных втулках уже привык на доли секунды ослаблять давление на педали перед переключением.
С низшей на высшую никаких проблем - четко и точно. Иногда ощущалась маленькая "задумчивость" при переходе с 4 на 5. Вот один из примеров превосходства планетарки над кассетой: горка вниз, примерно 40-45 градусов около 15 метров. Трогаюсь со второй (заранее стоя на месте, установил передачу) и круто вниз, проехав всего 3-4 метра и набрав скорость, мгновенно устанавливаю 7 или 8 передачу, набираю скорость на оставшемся спуске и на почти горизонтальной дороге (с плавными кочками) уже катишь с приличной скоростью. На кассете даже с рапидом (там можно быстро перебрасывать на 4 передачи одним щелчком, но только с высшей на низшую) такого результата не достигнешь, так как цепь все равно быстро не перепрыгнет через несколько звездочек. Все познается в сравнении. Скатывались вместе с приятелем вниз, а у него Koha за 1600$ с V-brake (ну понятно, какая там навеска) и ноги посильнее моих будут - а драгоценные метры в конце горки раз за разом брала планетарка. То есть я. Приятно. Но еще приятнее, когда мы забирались обратно на эту горку. Разогнавшись на 6-й с высоким каденсом взмахиваю вверх, кручу педали до упора, почти до остановки. Вел мгновенно теряет скорость (45 градусов, если неудачно остановишься - можно и вниз улететь) не хватает каких-то пара-тройки метров, но мгновенно устанавливаю 1 передачу и добиваю горку большим крутящим моментом. Класс! На горку можно было взлететь, хорошо разогнавшись на 8-мой, но мешала плохая дорога внизу. А Серега на Koha так ни разу и забрался на верх, без спрыгивания с вела до конца горки. Ему не хватало те же 2 метра и даже меньше. Но из-за медлительности движения цепи по звездам и медленного переключателя, драгоценные доли секунды уходили и вел останавливался. Вот так. После очередного неудачного заезда на горку Серега стоит злой как черт и, отдышавшись, после некоторого раздумья говорит - "зато эта планетарка у тебя тяжелая". Ну ясно, говорю, потяжелее кассеты будет, не расстраивайся, вечером угощаю пивом.
Передаточное соотношение Общее
307%
1 0,527
2 0,644
3 0,748
4 0,851
5 1
6 1,223
7 1,419
8 1,615
Переключение с высшей на низшую под нагрузкой.
Переключается без "напряга". При педалировании происходит переключение, что недоступно другим втулкам. Похоже это единственная втулка, которая может переключаться под нагрузкой. Супер. Но. При мощном педалировании, при переключении передач с высшей на низшую иногда происходит сбой муфты и слышатся неприятные щелчки при переключении. Ослабляешь чуть давление и все приходит в норму. Из-за этого я на доли секунды ослаблял педали, когда забирался на горку в случае, описанным ранее. Все же рекомендую не «мучить» втулку и ослаблять давление при переключении с высшей на низшую передачу на повышенной нагрузке. И переключаться будем мягче, и служить дольше (должна пройти при нормальном обслуживании и «правильном» переключении, описанном выше, не менее 50 т.км).
Как видно из графика переключения, первые четыре передачи стоят "ближе", чем остальные. Лично для себя я бы сделал все наоборот, хотя и к этому расположению передач быстро привык.
Всего диапазона передаточного отношения - 307% вполне хватало для покатушек любой сложности. При правильно подобранных передней и задней звезд под свою дыхалку и выносливость, можно, практически, не подключать другие передние звезды, то есть "не слезать" со средней звезды в системе. К тому же скорость переключения передних звезд, при быстрой езде, вообще ни в какие ворота, по сравнению с планетаркой. Как в прошлом веке. Но кому-то может и понадобится больший крутящий момент.
Вес сзади конечно ощущается. Но к нему быстро привыкаешь. Мне с весом около 80 кг вообще было не заметно 1,5 кг лишнего веса.
Втулка эксплуатировалась и в зимнее время до -10 градусов. Никаких проблем в холодную погоду не возникало. Вообще зимой хватает 6-ти передач. Слишком большое сопротивление качению шипованной "злой" резины и утрамбованные дорожки снега не располагают к быстрой езде (зато полная бесшабашность на покатушках обеспечена). Планетарка прошла с лета около 1500 км и никаких проблем с механизмом не возникало. Иногда при переключении слышались щелчки, но на работу втулки это не влияло.
В последнее время все больше катаюсь на автомате, где передачи переключаются сами, в зависимости от скорости и все больше замечаю, что автомат все больше и больше "отвоевывает" у меня механику. Втулка там такая же, только механизм электронный. Имея возможность менять стиль езды с кнопок (каденс при переключении передач), можно хорошо "топить" или не спеша катить не думая о передачах. Но это будет отдельный обзор.
И последнее. Судя по качеству ездовых характеристик, надежности и цене, начиная с серии Inter 8, планетарные втулки Shimano составляют прямую конкуренцию лучшим кассетным системам. Вес? Да, многовато весит, на первый взгляд. Но как объяснить тот факт, что много моих приятелей и друзей велосипедистов жизнь положат за 100г лишнего веса в конструкции вела, а на любительских покатушках (не соревнования) отстают от меня почти все безбожно. Да, на соревнованиях на длинные дистанции на шоссейниках, планетарка не подойдет однозначно - скажется вес, но на ежедневные покатушки и даже для неспешного туризма - самое оно. Кроме того, вес планетарки минус:
1. Натяжитель
2. Не слабый кусок цепи (примерно 20 звеньев)
3. Передние звезды (2 шт)
4. Передний переклюк
5. Манетка
6. Кабель
7. Ну и конечно, втулка с кассетой
Подтверждением высокого класса втулки служит появление в верхней линейке GT топовый даунхильный аппарат GT iT-1 с планетарной втулкой inter 8.
Многие именитые фирмы уже начинают устанавливать 8-ми скоростные втулки Shimano на дорожные велы. Как правило, там нет передних звезд и натяжителя. Дропы, как на прогулочных, 38 градусов с возможностью натяжки цепи положением колеса. Задняя звезда с отбойником - даже при ослабленная цепь не соскочит с зубьев. Пока стоимость таких велосипедов - за 600 евро - плата за новшество, но скоро они составят хорошую конкуренцию кассетам.
К относительным недостаткам следует отнести довольно большой вес (например, 7-ск. тормозная втулка весит около 1700 г.).