...
Аргументы «против» федеративного устройства
Противники федерализации прошлого и настоящего;
Против федерализации выступают Арсений Яценюк, Юлия Тимошенко, Анна Герман. Президентская республика — жесткое государственное образование. Она выгодна любой элите, которая обладает президентским постом: федерализация же будет означать ограничение власти президента в определенных регионах. В самом принципе провозглашения курса на федерализацию также содержатся два «плавающих» пункта: во-первых, нет никакой гарантии, что какая-то партия или политический блок — сторонник федерализации / децентрализации — дойдет до финала с таким лозунгом, когда сядет в президентское / парламентское кресло (в частности, с такими лозунгами уже появлялись Кучма, Ющенко, НДП, СДПУ (о), «Наша Украина», Партия регионов и т.п.), во-вторых, федерализация должна проводиться совместно с оппозицией, поскольку она означает передачу власти региональным элитам, то, например, партия пророссийского направления, активируя такой процесс, передаст власть на Западной Украине «местным», что ударит по ее же имиджу.
Объективные причины против федерализации Украины;
а) Вместо того, чтобы снять противоречия, федерализация может усилить раскол страны, что приведет к ее распаду. Если, например, в западных и восточных регионах страны окончательно закрепятся радикально-националистические и пророссийские настроения или произойдет процесс «консервации» различий украинских земель, это повлечет окончательную дезинтеграцию государства в разные стороны, включая возможность исчезновения в объятиях Польши, Румынии, Венгрии или РФ. Иными словами, федерация строится не для того, чтобы ее субъекты распространяли совершенно противоположное друг другу культурную, экономическую или национальную политику;
б) Федеративные страны создаются из каких-то образований, а не в результате деления государства (присутствует принцип «снизу вверх», а не наоборот). В мировой истории устойчивые федерации возникали путем объединения независимых субъектов в федерации (Канада, Германия, США). Часто можно услышать, что «сепаратизм — это плохо, он разъединяет, а федерализация — консолидирует». Действительно, в переводе с латинского separato означает отделение, а foederatio — союз, объединение. Однако в этом случае можно наблюдать подмену понятий, поскольку федерация будет устойчивой, только если ее построить по принципу «снизу вверх». Грубо говоря, согласно этому правилу, Украина должна сначала распасться на регионы, и только потом последние должны создавать федерацию. А современным примером неудачной федерализации унитарного государства является Бельгия со своим фламандско-и франкоязычным населением, экономическими и идеологическими различиями, которая уже стоит в шаге от распада;
в) Если федерализация искоренит культурные противоречия (нет никакой гарантии, что это возможно, тем более в короткий срок), она не сможет помочь во внешней политике (в частности, вопрос вступления в НАТО или параллель ЕС-МС);
г) Сегодня большинство суверенных государств мира являются унитарными;
д) Современные опросы показывают непопулярность будущей федерализации Украины. Например, опрос 22-30 января 2010 года Международным исследовательским агентством ИФАК (Украина) показало, что лишь треть украинцев поддерживает идею федерализации Украины;
е) Федерализация чревата из-за различного экономического потенциала регионов Украины (запад — аграрный, восток — индустриальный). Унитарная форма государства более-менее позволяет сравнивать темпы развития, в федеративном государстве различия в экономическом развитии регионов будут обостряться;
е) Федерализация приведет к увеличению уровня бюрократии в регионах (контраргумент — административно-территориальная реформа), а в современных условиях повальной коррупции — к хищению средств на региональном уровне;
ж) Вопрос федерализации по сути неустойчив и несбалансирован: почти как сепаратизм он возникает из-за низкого социально-экономический уровня граждан, недостаточного внимания центра к региональным проблемам, расшатывания общественно-политических весов представителями малообеспеченных слоев населения во время резких изменений власти, политического курса страны ( 2004, 2010 гг), экономических или иных потрясений ( 2008, 2011 гг.) Также часто словами «федерализм» и «федерализация» прикрываются, имея в виду в реальности настоящий сепаратизм...