- Какие доказательства могли бы сказать, что гипотетический "Бук" – украинский?
– Например – данные радиотехнической разведки, если бы их предоставила Россия. А российская армия, конечно же, такую разведку ведёт. Я не думаю, что такое утверждение вызовет возражения у кого бы то ни было. У границ России шла война. Полномасштабная, с использованием сотен танков, артиллерийских установок. Глупо было бы предположить, что российская разведка, в том числе – радиотехническая и воздушная, не контролировала эту ситуацию. И там наверняка были наши технические средства, которые без труда способны были зафиксировать и факт работы системы наведения, и факт перехода локатора ЗРК на сопровождение, и факт запуска ракеты, и так далее. Тем более что техника-то наша, все знают, как она работает, на каких частотах, с какими режимами.
- "Наша" – это вы сейчас имеете в виду не российская или украинская, а советского происхождения, да?
– Конечно. Наша советская техника, которую потом разделили. Поэтому нет ни малейшей проблемы в том, чтобы советскими, а ныне – российскими радиотехническими средствами или средствами воздушной разведки обнаружить её активность. Это же всё происходило очень близко, для современных радиотехнических средств – просто рядом. До российской границы – несколько десятков километров.
- Но нельзя же исключить фактор… Беспорядка, так скажем. Просто не было разведки – и всё тут.
– Понятно. Тогда ищите другой способ доказать, что ракета была запущена с территории Украины.
"Алмаз-Антей"
- Именно такой способ и нашёл "Алмаз-Антей": в своём анализе его инженеры утверждают, что да – самолёт сбит ракетой "Бук", но – с украинской территории.
– Понимая, что произошло, инженеры "Алмаз-Антея" сказали: да, сбили действительно "Буком". Но этот "Бук" был запущен не из Снежного, а из Зарощенского.
- То есть – с подконтрольной Киеву территории. Так они утверждают.
– 17 июля 2014 года Зарощенское контролировалось ополченцами. Боевые действия были в самом разгаре, и украинский Совет национальной безопасности ежедневно публиковал их карту. Никакое командование не будет занижать свои успехи, и они каждый день писали: мы тесним и гоним, наступаем и освобождаем. Тем не менее, хотя тесним и гоним, но из Зарощенского ещё не выгнали. Есть эти сообщения и официальные карты от 14, 15, 16 июля. То есть до события. Таким образом, версия о том, что их как-то подогнали, исключена.
- Все расчёты – это плюс-минус пара километров. Украинский "Бук" мог стоять где-то рядом с Зарощенским, но уже на подконтрольной Киеву территории.
– Во-первых, не пара километров, а пара десятков километров в глубине контролируемой ополченцами территории. Не забывайте, что установка "Бук" с виду очень грозная, но на ней нет никакого оборонительного вооружения, и броня там легкая противопульная. То есть первый же выстрел из гранатомета – и всё. Заползти на таком "гробу" вглубь вражеской территории, да еще и благополучно уползти – странное занятие. Кроме того, есть чисто техническая составляющая. Характер разрушения самолёта говорит о том, что ракета прилетела ему в лоб. Она сближалась с самолётом на встречных курсах и отрезала носовую часть конусом разлета поражающих элементов. Если бы запуск был из района Зарощенского, ракета прилетела бы самолёту в бок. Тогда поражения были бы совершенно другие: ракета отреагировала бы на огромное крыло, на огромный двигатель и отшибла бы крыло.
- Почему она не могла долететь до носовой части сбоку?
– У зенитных ракет неконтактный взрыватель. Попасть ракетой прямо в самолёт почти невозможно, на это никто не надеется, поэтому и ставят неконтактный взрыватель. У "Буков" он срабатывает на дистанции порядка 15-20 метров от цели. Сбоку у самолёта, как знают даже домохозяйки, – огромные крылья. А это самолёт ещё и далеко летающий, у него крылья большущие, длиннее, чем фюзеляж. Под крылом висит двигатель – самый большой, повторяю, в мире, диаметром больше 3 метров. Если бы ракета летела сбоку, взрыватель "увидел" бы крыло и двигатель и подорвал бы ракету рядом с крылом.
- Всё равно не понимаю: почему бы ракете не проскочить мимо крыла и не попасть сбоку в носовую часть?
– Давайте, чтобы было понятно, я объясню, для поражения каких целей создавался "Бук". Он делался, в частности, для того, чтобы перехватывать американские противорадиолокационные ракеты. Представьте себе кусок телеграфного столба диаметром 25 сантиметров и длиной в 4 метра. Предмет такого размера неконтактный взрыватель обязан "увидеть". Если он способен среагировать на предметы такого размера, он никак не мог проскочить мимо крыла "Боинга" и 3-метровой "бочки" двигателя. Он бы сработал, боевая часть взорвалась, отшибла крыло, дальше бы самолёт кувыркался без одного крыла и хаотично падал на землю. При этом хоть кто-то из экипажа успел бы крикнуть, нажать какую-то кнопку или как-то ещё среагировать.
- Специалисты "Алмаз-Антея" не могли этого не понимать, тем не менее ничего об этом не говорят.
– Они понимают это настолько хорошо, что в первой публикации, которая была в "Новой газете", они привели 29 картинок – на все случаи жизни. А вот картинку, на которой, по их мнению, были бы изображены сближение ракеты с самолётом и диаграмма разлёта поражающих элементов, не привели. Понимаете, даже при наличии задания инженер не может рисовать нечто совершенно абсурдное. Так что мышеловка захлопывается. У Международной комиссии есть обломки, по ним видно, где входили поражающие элементы, где выходили. Ну а если найдены, как я уже говорил, хотя бы несколько поражающих элементов… Их у "Бука", если не ошибаюсь, 7600 штук. Большая часть, конечно, разлетается в воздухе. Но даже если одна сотая попала в цель – это уже 76 отверстий. А 76 отверстий – этого специалистам достаточно, чтобы сказать, с какой стороны подлетела ракета, куда что двигалось, где взорвалось.
- Даже если будет установлено, что использовалась ЗРК "Бук" и ракета летела спереди, это не будет само по себе означать виновность той или иной страны.
– Любое направление ракеты спереди – это контролируемая ополченцами территория. Ну или, простите, Российская Федерация. А дальше появляются косвенные свидетельства: перевозка ракеты тягачом, о котором, как мы узнали в марте, многое известно следственной группе. Показания свидетелей. Я не исключаю, что в суде такие свидетели появятся, а пока их скрывают из соображений безопасности. Возможно, появятся и фотографии. Я даже не исключаю очевидцев непосредственно запуска. Это же, в конце концов, густонаселённый район.
Разведка НАТО
- Почему западные страны не предоставят данные своих разведок? Известно, что самолёт-разведчик НАТО находился в небе между Польшей и Румынией, и "Боинг" MH-17 в какой-то момент попадал в зону его радара.
– Украина большая страна. И от зоны между Польшей и Румынией до того места, где был сбит "Боинг", расстояние – километров семьсот-восемьсот. И не забывайте про кривизну земной поверхности и понятие "горизонт". Я не готов сказать с полной уверенностью, способен ли самолёт AWACS, о котором вы говорите, что-то обнаружить на таком расстоянии, а если способен – то что. Но зачем, скажите, натовскому самолёту-разведчику до боли в глазах всматриваться, не запустят ли ракету на юго-востоке Украины? У него вполне конкретная задача: чтобы к границам стран НАТО не подлетело ничего плохого. А фиксировать каждый запуск ракеты в Донбассе… В Донбассе тогда вообще много чего по воздуху летало.
- А знаменитые американские спутники? Почему американцы не дают данные своих спутников?
– Представления о возможностях космической спутниковой разведки у широкой публики безумно гиперболизированы. Самый низкий спутник летит на высоте 250 километров. Что можно увидеть в оптические средства с такого расстояния – вот то он и "видит". К этому ещё добавляется, что между спутником и землёй – облака, дымка, атмосферные явления всякие, какие-то частицы льда и так далее.
- У спутника есть какая-то точная оптика с высоким разрешением…
– Габариты этой оптики лимитированы размерами самого спутника. Вы не можете поставить туда телескоп. Даже маленький телескопик весит несколько тонн. И потом, спутник ведь не стоит на месте. Он несётся, пролетая каждую секунду 8 километров. Время его нахождения над объектом разглядывания исчисляется секундами. Нет, конечно, если бы у американцев была задача 17 июля 2014 года в 17 часов 20 минут по московскому времени следить за тем, что происходит в районе Снежного в Донбассе, то такая задача технически решаема. Надо заранее подгадать, чтобы нужный спутник оказался в нужной точке в нужное время. Чтобы именно в эти секунды в поле зрения его окуляров попал нужный участок земли. Более того, бывают ситуации, когда не жалко спутника, можно его скатить с орбиты, и за несколько секунд до того, как сгорит дотла, он успеет "увидеть" что-то на земле с достаточно близкого расстояния. Но для этого надо заранее знать – где, когда и что хочешь увидеть. А американцев, видимо, никто не предупредил, в какое время и в каком месте будут сбивать пассажирский самолёт.
Беседовала Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"