"К НАМ ПРИХОДИЛИ ИНОСТРАНЦЫ, ПРОСИЛИСЬ ВОЕВАТЬ. ШВЕДЫ, ИТАЛЬЯНЦЫ, ГРУЗИНЫ, ПОЛЯК"
- Скажи, насколько у вас снизились объемы поступлений от населения по сравнению, скажем, с августом?
- В финансовом плане? Надо смотреть наши таблицы, анализировать…но я думаю, что больше, чем в два раза.
-
И ведь это еще более-менее терпимый показатель. У некоторых волонтеров поступления уменьшились в 5-10 раз.
- Тут дело в том, что у нас процентов 40-50 поступлений приходят от крупного и среднего бизнеса - молодые ребята, которые своим умом заработали деньги. Вот они очень активно помогают. И объемы их помощи существенно не снизились.
А вот остальные…В одной из сетей супермаркетов на выходе стоят корзины, где люди могут что-то оставить, от кофе с тушенкой до трусов и носков. Так вот если раньше мы за 3 дня собирали 100 коробок, то сейчас - коробок 50-80 в неделю.
-
Это правда, что добровольческие батальоны по-прежнему оснащены лучше, чем кадровые военные?
- Смотря какие…но, наверное, в чем-то да. Потому что в добровольческие батальоны ребята идут осознанно и понимают, что им надо хорошо экипироваться.
-
А у кого из добровольческих батальонов ситуация с оснащением хуже, чем у остальных?
- Думаю, у "Айдара". Какой-то он потрепанный…У "Азова" хорошая, у "Днепр-1", в целом, тоже. Хотя мы туда тоже поставляем тепловизоры и прицелы. Вроде бы и Коломойского батальон, но есть вопросы.
- А "Правый сектор"?
- Ребята очень отважные, я знаю многих людей оттуда, которые свободно общаются на английском, немецком. Они понимают, зачем туда пошли, и осознают, что если взятого в плен обычного лейтенанта из моторизированной бригады вполне могут поменять, то из "Правого сектора" никого в плен не берут.
А что касается их снабжения, то оно производится либо за счет самих бойцов, либо на пожертвования людей, через волонтеров или напрямую. И за последнюю неделю единственным, кто просил у нас бронежилеты, был "Правый сектор". Там у них, действительно, есть проблемы.
-
А случается ли, что к вам приходят люди, желающие воевать, но не знающие толком, куда обратиться?
- Несколько раз приходили иностранцы, которые хотели воевать, и у которых есть опыт. Мы их отсылали в "Азов", в другие батальоны.
You must be registered for see images
-
Это были классические наемники, воюющие за деньги?
- Нет, насколько я с ними общался, люди хотели получить еще какой-то опыт. О деньгах речь не шла. Возможно, в батальоне они уже о чем-то договаривались.
-
А каких национальностей люди к вам приходили?
- Шведы, итальянцы, один поляк. Много грузин приходят. Один мне сказал: "У меня это одиннадцатая по счету война, я русским никогда спуску не давал".
"БЫЛИ СЛУЧАИ, КОГДА ТАМОЖЕННИКИ ГОВОРЯТ: "АТО НЕ РЕЗИНОВОЕ, СКОЛЬКО МОЖНО ВСЕ ЭТО ВЕЗТИ?"
- Давай доходчиво объясним читателю: если до наступления морозов мы не успеем оснастить армию теплой одеждой, во что это выльется?
- Начнутся обморожения. У нас девочки, которые занимаются медициной, уже пакуют десятками коробок средства от кашля, антибиотики от простуды. А ведь это еще морозов не было.
- То есть пока заболеваемость единичная?
- Массовая! Ночью температура уже 3-4 градуса, а человек стоит в дозоре или спит в окопе. И спальника у него нет нормального. Или один спальник на двоих-троих. Такого мы очень много видели.
-
А когда температура упадет, количество случаев обморожения и простуды вырастет в геометрической прогрессии?
- Ну, конечно! А пока нет оптимального обеспечения буржуйками, палатками…
- …генераторами. Я видел, как на фронте относятся бойцы к генераторам - как к родным детям…
- Конечно, надо же телефоны зарядить, фонарики, рации. Мы уже закатили туда штук 60 генераторов. В основном бензиновые, они дешевле, но вояки как-то умудряются бензин на солярку менять, у них много солярки…
- Помимо утепления бойцов, какие-то новые важнейшие направления работы волонтеров за последнее время появились?
- Ну, вот обеспечение машинами, например. Архиважная проблема: они же, в основном ездят на ВАЗах, а для разведки это - вообще не транспорт. Нужен быстрый, маневренный внедорожник, который едет со скоростью 120-140 км/ч, может ехать по полю. Поэтому мы закупаем в Европе, не растаможиваем. Завозим сюда машины, переделываем их, красим, обслуживаем, иногда ставим пружины побольше, бронируем. Часть машин нам подарили, часть мы покупали сами. В общей сложности отвезли в зону АТО около 30 машин. И ребята не раз нам говорили, что это действительно спасает жизнь. Потому что попасть по быстро двигающейся машине довольно-таки сложно. А попасть по большому "Уралу", едущему со скоростью 60 км/ч, да еще и ломающемуся раз в три часа - намного легче.
Да и вообще, машины нужны повсюду. Поэтому мы запустили отдельный проект - "Колеса народного тыла". И отдельно собираем на это деньги.
You must be registered for see images
Фото с ФБ-странички "Колеса Народного тыла". Подпись гласит: "Бус Ford Transit з номером НТ-017 позавчора був відправлений з Києва на передову і вже успішно доставлений бійцям батальйону "ДНІПРО"
Есть база, где все это делается. Бойцы не раз говорили: "Вот, если бы у меня была машина, мы бы успели вывезти раненого, и он бы не погиб…". Вот, мы позавчера в медроту 128-й бригады передали машину. Потому что не на чем раненых было вывозить.
- Когда завозите автомобили из Европы в Украину, проблемы с таможенниками возникают?
- Возникают. Как я уже сказал, есть большая потребность в машинах. И эти машины не растаможиваются. То есть давно надо было выработать какой-нибудь четкий, прозрачный механизм того, как волонтерским группам эти машины следует завозить и как ставить на баланс частей.
-
Объясни, в чем проблема.
- Воинская часть не может поставить машину на баланс, поскольку она не растаможена. А стоимость растаможки равно стоимости еще двух машин. И мы их постоянно завозим…как-то так, очень криво. В Украине всегда существовала схема завоза таких машин. На этих схемах нагревали себе руки таможенники. Бабло шло наверх, и стоимость завоза машины составляла 400-500 долларов. А мы за это деньги никогда не платили…
-
И как это вам удавалось?
- Объясняли, на кого-то выходили, кто-то давал добро, какие-то бумажки писали…Но всегда это делается непонятно.
Были случаи, когда таможенники говорили: "Да какое там АТО, ваше АТО не резиновое, сколько можно уже это везти?". Причем это применимо не только к машинам, но и к снаряжению.
-
Проблемы возникают на границе с Польшей?
- С Польшей и Венгрией. Были случаи, когда мы везли в Украину каски, и с нас требовали по 10 евро за каску. Разрулили. С другой волонтерской группой был случай: везли машины - так их сутки мариновали на таможне. Начальник смены у таможенников сказал: "Вот, есть тариф 450-500 долларов. Я вам делаю скидку, давайте по 200 долларов за машину".
- И что было дальше?
- Ну, и ему прямо там сломали челюсть. Бывало и такое, что батальоны заезжали прямо на таможню и говорили: это наши машины!
-
Решить этот вопрос на госуровне не пытались?
- Наверху была какая-то встреча с Макаренко…Они про это знают, но это нужно делать быстрее. И нужна нормальная схема, потому что этих машин нужно много.
- Да, беда с этими таможенниками…
- Понимаешь, погранцы уже повоевали, понимают что к чему, и с ними никогда никаких вопросов не возникало. Я вот думаю, может, пора создать и от править в зону АТО батальон таможенников (смеется)?..