Тюнинг Ланос Сенс

Очарователен

Спасут и Сохранят
Начнем с того, что такое чип-тюнинг, и зачем он нужен. Итак, чип-тюнинг - это изменение программы, заложенной в электронный блок управления (ЭБУ) двигателем. Может возникнуть вопрос, а зачем менять эту программу, заложенную в ЭБУ. Этими причинами может быть желание увеличения мощности двигателя, улучшения его экономичности и прочих характеристик при помощи изменения калибровочных параметров, заложенных в программу ЭБУ. Кроме того, изменение программы ЭБУ не помешает при выпуске производителем автомобиля обновленной версии программы. Так, например, последняя версия программы ЭБУ на момент написания данной статьи для Daewoo Sens c ЭБУ Микас-7.6 - "V09NSS130020", и замена на нее не помешает, т.к. производитель, я так думаю, все-таки учел в ней какие-то ранее допущенные ошибки. Конечно, не стоит думать, что изменение программы ЭБУ сможет "вылечить" заведомо неисправную машину. Стоит запомнить, что чип-тюнинг следует делать только на полностью исправной машине. Как вариант применения чип-тюнинга стоит упомянуть о варианте, когда автомобиль переводят на другой вид топлива - газ. Естественно, на серийной заводской прошивке, рассчитанной под применение бензина, автомобиль на газе поедет, однако работа двигателя на ней будет не совсем оптимальна. В данном случае очень неплохим будет вариант установки в ЭБУ так называемой двухрежимной программы, когда водитель нажатием кнопки переключается с программы для бензина на программу для газа. При чем обе программы находятся в одном ЭБУ.

Итак, для чего нужен чип-тюнинг мы разобрались. Теперь возникает вопрос, а что нужно для того, чтобы сделать чип-тюнинг. Для этого понадобится обычный персональный компьютер, специализированные программы (о них я расскажу позже) и K-Line адаптер для подключения ЭБУ к персональному компьютеру. На профессиональном сленге программа, заложенная в ЭБУ называется прошивкой. Поэтому далее я буду использовать именно этот термин. Операция чип-тюнинга требует снятия ЭБУ с автомобиля, хотя в некоторых случаях можно выполнять операции и без снятия через диагностический разъем. Необходимо помнить, что снимать/устанавливать ЭБУ необходимо только при выключенном зажигании, при этом, после выключения зажигания и до момента снятия/установки ЭБУ должно пройти не менее 5 сек, для того, чтобы успело отключиться главное реле. На Сенсе ЭБУ расположен под передним пассажирским сиденьем (см. фото), и для его снятия необходимо сдвинть кресло до упора вперед, и ключом на "10" открутить гайки его крепления к кузову, а после чего отстегнуть от разъема. ЭБУ снят, и теперь преходим к следующей операции.

Для того, чтобы сделать какое-либо изменение в прошивке, ее необходимо предварительно считать с ЭБУ. Следует заметить, что в ЭБУ Микас-7.6 установлено два вида памяти: FLASH и EEPROM. Во FLASH памяти хранится программа управления двигателем, а в EEPROM памяти используется как энергонезависимая память для хранения определенных значений. Этими значениями являются моточасы (сколько времени двигатель работал на различных режимах), коды возникших ошибок и прочее. При операции считывания необходимо всегда считывать данные как FLASH так и EEPROM памяти. Хоть изменять содержимое EEPROM памяти я не советую, однако считанный его дамп не помешает для "оживления" машины в случае неудачной операции чип-тюнинга. И связано это с тем, что содержимое EEPROM памяти привязано к каждому конкретному ЭБУ, что означает, что с дампом EEPROM памяти от другой машины, она просто не заведется, а при диагностике будет выдана ошибка "Неустранимая ошибка ЭБУ". Считывание FLASH так и EEPROM памяти осуществляем при помощи программы-загрузчика ChipLoader (см. фото), предварительно подключив ЭБУ к персональному компьютеру при помощи K-Line адаптера. После того, как успешно выполнили операцию считывания и сохранили дампы памяти, переходим к следующему этапу - изменения калибровочных параметров.

Калибровочные параметры (карты зажигания, топливоподачи,…) хранятся в считанном дампе FLASH памяти, поэтому именно файл с этим дампом мы загржаем в программу-редактор калибровок ChipExplorer (см. фото). После того, как прошивка загружена в редактор калибровок ChipExplorer можно осуществлять просмотр и редактирование калибровочных параметров. Следует помнить, что изменяя значения калибровок нужно четко представлять, что вы делаете. В нашем случае, мы изменим угол зажигания на несколько градусов в сторону раннего. Зажигание мы сделаем ранним именно потому, что завод-изготовитель сделал запас по углу зажиганию, и изменив его мы можем улучшить динамику машины и ее экономичность. Однако необходимо помнить, что слишком раннее зажигание чревато детонацией, а это очень плохо для двигателя. Итак, калибровки прошивки мы изменили и сохранили в файл. Теперь переходим к этапу записи измененной прошивки в ЭБУ.

Для записи измененной прошивки в ЭБУ используем уже упоминавшуюся здесь программу загрузчик ChipLoader. После успешной операции записи устанавливаем ЭБУ на автомобиль, заводим и пробуем автомобиль с новой прошивкой.
 
Зверху