Компульсивное собирательство, как вид психического расстройства, встречается часто. Люди превращают свои квартиры в филиалы городских свалок, к ужасу соседей. Но ладно, когда объектом собирательства становятся предметы, страшно, когда собирается живая, а точнее полуживая коллекция из подобранных животных.
В целом все собиратели и собирательницы (далее- баППки) очень похожи друг на друга. Ради своей коллекции они согласны терпеть серьезные неудобства, даже лишения.
Баппка, как она есть
Чаще всего стандартные российские баППки-собирательницы – женщины пенсионного возраста, в силу развивающегося психического заболевания потерявшие большинство социальных связей. Они одиноки и бедны, внутренне опустошены, так как «жизнь прошла, а я осталась».
«Спасение» животных становится для них индульгенцией, универсальным объяснением этого одиночества – я не такая, как все, я лучше и добрее, жестокий мир не принимает таких, как я. Иногда баППки увлекаются религией, но, в силу развивающейся социопатии, выбирают либо альтернативные верования, либо создают собственные эклектичные варианты, собранные из осколков религий традиционных. Это избавляет их посещения общественных мест, вроде церкви и дает лишнее подтверждение «не-как-всехности». Но вера баППок как правило поверхностна и состоит большей частью из разговоров о душе и выполнении ритуалов, ими самим придуманных.
Их любовь к животным носит декларативный характер, так как сочетается с крайними проявлениями жестокости и даже садизма. Само по себе напихивать в квартиру несколько десятков животных – это жестоко. Но действующая модель баППки этого не осознает, потому что «она дает животным любовь и спасает от гибели на улице». При этом баППки могут не замечать не только болезни, но даже и гибели животных. Любовь к спасенным питомцам совершенно не мешает их не кормить, например. Одна из свежеобнаруженных в Москве баППок держит одну из своих многочисленных собак в темной ванне (электричество отключено за неуплату), держит всегда из сугубо благих побуждений - чтобы другие собаки ее не обижали. Она же устраивает всем своим животным пост, кормит морковными очистками.
Естественно, отношения с соседями, особенно если баППка живет в многоквартирном доме, вовсе не радужные. Но баППка, оберегая собственную выдуманную картину мира, всегда объясняет происходящее одинаково: ее соседи (родственники, знакомые) – бездушные живодеры, они в заговоре против нее и ее животных, они лишены всего человеческого и только того и ждут, чтобы убить ее и ее животных. Часто баППка не далека от истины, потому что на почве паранойи она с собаками не гуляет и физически не может убирать за своей коллекцией. Конечно, не учитывается, что баППки склонны решать санитарно-гигиенические проблемы парадоксально. Одна баППка регулярно проводила уборку в квартире и трупы кошек складывала около мусоропровода. Другая милая старушка собирала умерших в квартире кошек и хранила их в прихожей в коробках из-под обуви.
Подбирая новых смертников, баППка испытывает чувство удовлетворения, наполнения собственной духовной пустоты. Поэтому самый большой страх собирательницы – это расстаться со своими узниками. При этом смерть животных она не воспринимает как трагедию и может этого просто не замечать.
Восприятие даже собственной, болезненной фантастической реальности у баППки двоякое – она частично осознает, что животных часто нечем кормить, что они болеют, что она сама живет ничуть не лучше них, тоже голодая, но для нее это вовсе не жестокость и не бессмысленное мучение животных и самой себя – это жертва, ежедневное служение, исполнение собственной миссии. «Я не могу пройти мимо страдания» - это фраза любима всеми собирательницами и им невозможно доказать, что на улице животное страдает намного меньше, чем в их концлагерях. С другой стороны любая баППка парадоксальным образом убеждена, что ее животные счастливы с ней. Пусть они тощие, пусть болеют и гибнут – но они получают ту любовь, ради которой не грех и потерпеть незначительные трудности.