АВТОматически вне закона
Многие украинцы ездят на ворованных и нелегально ввезенных автомобилях. СБУ раскрыла схему незаконной корректировки центрального сервера баз данных ГАИ
Многие украинцы ездят на ворованных и нелегально ввезенных автомобилях. СБУ раскрыла схему незаконной корректировки центрального сервера баз данных ГАИ
В результате выявления незаконного вмешательства в систему регистрации автомобилей в столичной ГАИ Служба безопасности Украины может начать проверки серверов и в других городах. Не исключено, что будут выявлены другие схемы нелегального ввоза машин в Украину. Однако каково истинное количество ворованных и незаконно проданных автомобилей, на которых сегодня ездят украинцы, приходится только гадать.Более 10 дней работа киевских МРЭО полностью парализована. В связи с остановкой работы центрального сервера баз данных ГАИ автолюбители не могут ни зарегистрировать, ни снять с учета автомобили. «Согласно официальным данным, в настоящее время идет обновление программного обеспечения сервера. В пятницу планировалось запустить первые МРЭО и постепенно подключать остальные. Со вторника, 12 декабря, МРЭО должны начать работу», - сообщил изданию «СЕЙЧАС» начальник управления профилактики управления ГАИ Евгений Кравец. Однако до сих пор остается неясно, что это за сервер, программное обеспечение которого необходимо обновлять целых 10 дней, и как можно обновлять ПО на сервере, являющемся вещественным доказательством в расследовании Службы безопасности Украины (СБУ).
«Киевские МРЭО не работали потому, что центральный сервер, через который ведется регистрация автомобилей, был опечатан СБУ в связи с возбуждением уголовного дела по незаконной регистрации машин, в частности по факту регистрации автомобиля Porsche Cayenne», - заявил изданию «СЕЙЧАС» генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. Более того, по информации г-на Назаренко, не работает система «Угон», «Арест» и «АдминДело». Таким образом, сотрудники милиции не могут проверить подозрительный автомобиль и достоверно установить его «историю». По данным ВААИД, в столице продается около 44% автомобилей. Следовательно, с помощью корректировки баз данных ГАИ значительную часть из этих автомобилей могли легко зарегистрировать и перепродать незаконным образом. Причем в пятницу пресс-секретарь главы спецслужбы Марина Остапенко, действительно, подтвердила, что было возбуждено уголовное дело по ст. 362 «по факту несанкционированных действий с информацией, которая обрабатывается в автоматизированной информационно-поисковой системе «Автомобиль». А значит в ближайшее время могут начаться проверки серверов ГАИ в других городах и будет выявлена масса других незаконно проданных автомобилей.
По словам г-на Назаренко, работники Службы безопасности выяснили, что в Украину ввозились автомобили под обязательства обратного вывоза, однако они оставались в стране. Через центральный сервер осуществлялась корректировка баз данных и автомобилям незаконно присваивались украинские номера. По эпизоду с Porsche у работников СБУ возникло подозрение, что таким образом в страну была ввезена масса других автомобилей.
Схема действовала следующим образом: находился сгоревший «Запорожец» некоего г-на Иваненко, который заносился в базу уже на имя некоего г-на Пупкина, но уже не как «Запарожец», а как «Бентли». «Потом товарищ Пупкин обращался в ГАИ с заявлением о потере техпаспорта своего «Бентли» и просьбой выдать новые номера. На основании данных центрального сервера в ГАИ выдавались новые номерные знаки. Счастливый владелец ехал на польскую границу к своему «Бентли», прикручивал номера и машина уже ввозилась в Украину, как недавно выехавшая», - рассказал г-н Назаренко. Гендиректор ВААИД подчеркнул, что Ассоциация уже обратилась в Генпрокуратуру, СБУ и МВД с просьбой урегулировать ситуацию, ведь результатом простоя сервера является то, что в Киеве невозможно зарегистрировать автомобили, государство теряет миллионы гривен налогов, а автовладельцы нервы и время. Интересно, что продавцы автомобилей пока сохраняют спокойствие. «По нашим автомобилям проблем с МРЭО пока не возникло. Они регистрируются как в столице, так и в других городах», - сообщил изданию «СЕЙЧАС» заместитель директора по корпоративным связям Международного автомобильного холдинга «Атлант-М» в Украине Александр Самардак.
Тем не менее, согласно подсчетам ВААИД, из 32 тыс. новых авто, которые в среднем продаются в месяц в Украине, в Киеве из-за простоя сервера не были проданы около 5-6 тыс. автомобилей. Кстати, в 2005 г. также возникла подобная ситуация в работе МРЭО. Тогда проблема была связана с нехваткой бланков постоянных техпаспортов.
Решение создавшейся ситуации эксперты видят в ограничении прав на работу с сервером. Чтобы МРЭО могли стабильно работать, предлагается установить права доступа в систему «Автомобиль», которые предоставляют возможность лишь постановки автомобилей на учет, однако запрещают какие-либо другие действия. Согласится ли на это СБУ - остается под вопросом. Зато работу сервера, являющегося вещественным доказательством в расследовании спецслужбы, уже на этой неделе смогут проверить все автолюбители, обратившись в МРЭО.