Евгений Червоненко: "Я не ради автогонок «дрался»,
я «дрался» за свою страну"
Алена ГРОМНИЦКАЯ, «Профиль»
Как сообщил официальный сайт Интерконтинентального Раллийного Первенства (IRC), этап этой самой популярной сегодня в мире раллийной серии впервые в истории пройдет в Украине. Четвертый этап чемпионата 2011 года состоится 2–4 июня в Ялте. По этому поводу «Профиль» обратился за комментариями к президенту Автомобильной федерации Украины Евгению Червоненко. В нашей эксклюзивной беседе он впервые за длительное время прервал и политический обет молчания.
Как родилась сама идея проведения в Украине чемпионата мира по ралли? Это было пожелание европейской стороны или лично ваше?
Идея была моя и моей команды. Она родилась еще в 1986 году в Крыму, когда нас с моим пилотом Александром Салюком впервые пригласили кандидатами в сборную Советского Союза по автомобильному спорту, и Горбачев отпустил нас на Запад, разрешив стать профи. Мы выступали в первой в СССР профессиональной гоночной команде «Перестройка». Я тогда сказал: «Мы это обязательно сделаем». А утвердилась идея, когда впервые попали на чемпионат Европы и я в первый раз увидел трассу в Монте-Карло.
Теперь моральная сатисфакция достигнута?
Самое главное сейчас – выдержать экзамен и провести все на самом высшем уровне, чтобы именно у нас был лучший из этапов чемпионата. Наряду с Монако, а может, еще лучше! Я сказал об этом в своей речи во время гала-награждения победителей всех автомобильных соревнований года в Монако, сказал это уверенно, в присутствии всех чемпионов первой Формулы и мирового ралли.
Что, по вашему мнению, определило решение европейских экспертов включить именно Украину в календарь соревнований на следующий год?
Понимаете, автоспорт – это огромные деньги. Одна машина стоит до $600 тыс., один километр пробега на такой машине обходится в €200. Просто сказать сильным мира сего, их сильнейшим командам, «приезжайте на гонки в Крым» – не сказать ничего. Так же как и туристам просто заявить: «Приезжайте отдыхать в Крым», – бесполезно, нужно событие!
У «Ялта-ралли» шестилетняя успешная история. Думаю, это первый фактор, определивший решение европейцев. И победили мы потому, что поменяли формат самого ралли – из просто гонки сумели сделать спортивно-политико-культурное событие в стране. Знаете, проверяющий трассу трехкратный чемпион мира приехал в Украину, как будто я его в Сибирь приглашал, – в трех шапках-ушанках. Увидев Ялту, он удивился: «Это же Европа!» А посмотрев трассу, воскликнул: «Это лучше Монте-Карло и Корсики!»
Знаете, я всегда верил, что так и будет, шел к этой цели. Я не ради автогонок «дрался», я «дрался» за свою страну. В чем моя главная цель? Привлечь туристов в Крым. Ведь это дополнительные деньги для наших людей, это новые инвестиции!
Ралли для Крыма – огромный мультипликатор доходов: по официальным данным, в этом году Крым благодаря PRIME YALTA RALLY получил дополнительно в сентябре 89 тыс. туристов. С нашими ценами эти люди тратили в день минимум $200–300. И приезжают на гонки, как правило, на три-четыре дня. Умножайте: прямой эффект!
И еще: в контракте с каналом Eurosport о правах на освещение украинского этапа я настоял на том, чтобы любая трансляция начиналась с рекламных кадров Крыма, который действительно является украинской жемчужиной. Подсчитайте цену подобной прямой рекламы на Eurosport, чья аудитория в 59 странах мира составляет до 300 млн. человек. А суммарное время трансляции украинского этапа IRC – 6,5 часов. И это реклама нашей страны! Через IRC продвигают свои курорты Сардиния, Монте-Карло, Мадейра, Кипр и другие. Там для этого создали специальные государственные программы по привлечению туристов через гонки. Чем же Крым хуже?!
Не является ли все это еще и вашей личной рекламой? Для чего это вам?
Я уверен, чем больше будет у нас людей, способных не говорить красивые слова, а делать реальные дела, тем раньше Украина сломает стереотипы, которые не дают нам развиваться.
Я имею в виду таких людей, как Ринат Ахметов, построивший быстро и тихо в Донецке, наверно, лучший стадион в Европе. Александр Ярославский, серьезно инвестировавший в транспортную и спортивную инфраструктуру Харькова. Игорь Коломойский, финансирующий такого же рода инфраструктуры в Днепропетровске, а также баскетбольные и футбольные команды.
Пока будут у нас Кличко, Шевченко, Руслана и другие, Украина будет идти вперед. Потому что человек по своей природе тянется к лучшему, к цели. Принцип «жить как все», то есть вылизывать – карьерные лестницы языком, брать взятки и при этом считать, что ты умеешь жить – никуда не годится. Делить скоро нечего будет! Я не умею делить, я люблю умножать.
Находите ли вы понимание и поддержку у государственной власти и ее представителей на местах?
В Крыму это понимали практически со второго-третьего года существования гонки. В высшем руководстве такого понимания в прежние годы не было. Сегодня же президент поддержал чемпионат мира. Оргкомитет по его подготовке возглавил вице-премьер Борис Колесников. Ведь проведение этого чемпионата следует рассматривать, прежде всего, в контексте подготовки к Евро-2012. Именно на ялтинском чемпионате можно будет отработать систему безопасности, медицинского обслуживания, работы спасателей, логистику, размещение гостей, транспортное обслуживание, условия работы СМИ, предупреждение конфликтов при массовых скоплениях людей.
А по политическим вопросам удается ли вам найти понимание с действующей властью? Удовлетворены ли сегодня ваши амбиции как политика?
Знаете, я добился успеха на посту губернатора Запорожья, которое поначалу отрицало меня и называло «оранжевой пощечиной» бело-голубому региону. Мой рейтинг высок там и сейчас. Я просто сказал тогда: давайте свернем политические флаги и будем жить по трем «П» – профессионализм, патриотизм и порядочность. И еще научимся слушать и слышать друг друга. Это не пустые слова, я доказал это делом. Поэтому отвечу вам прямо: я буду там, где буду нужен стране. Мне важна суть, а не то, как это называется. Считаю, что мое предназначение сегодня, кроме развития автоспорта, вертолетной авиации и туризма, это роль спасателя. Если хотите, роль Бэтмена. Хоть их и много развелось сегодня. Но у меня это по жизни, ведь и пилоты, и гонщики – это люди, принимающие ответственные решения очень быстро!
Ваше последнее место работы, мягко говоря, слишком своеобразно, чтобы о нем не спросить – почему вы согласились на предложение президента Ющенко трудиться заместителем г-на Черновецкого?
В свое время президент отозвал меня с успешной губернаторской должности и предложил мне должность вице-премьера по Евро-2012. В ожидании этого статуса я прожил две недели. Потом они с Юлией Владимировной что-то разменяли, и я стал главой Нацагентства.
Мы разработали систему частно-государственного партнерства, которая делала легким приход инвесторов в страну, где без взятки получить ни одно разрешение нельзя. Я говорил, что это исключительный проект, и просил чрезвычайные права для его воплощения. Этого мне не дали. А об отставке меня уведомили на семинаре по Евро-2012 в Польше. Но можно убить должность, нельзя убить идею. Так и в столичной горадминистрации: я просто пытался делать свое дело. Хотя, признаюсь, на этом «космодроме» я был наблюдателем. Что касается Евро-2012, то надо подчеркнуть – были два потерянных года для Украины. А время-то – враг, который мстит после своей гибели, и вернуть назад его нельзя. Сейчас новая власть вынуждена тратить колоссальные деньги, чтобы наверстать упущенное.
Вообще, с 2005 года Украина потеряла гениальный шанс, когда нам дали огромный кредит доверия, и люди были обмануты в своих ожиданиях. Знаете, в чем была единственная ошибка той нашей «оранжевой» команды? Лидеры давали обещания, а люди ожидали, что завтра изменится все – и все блага падут на них с неба. Но раздавать никто не может, это против логики страны и бизнеса. Страна ведь – это бизнесовое образование, которое в масштабе земного шара борется за выживание. Так вот, мы не научили людей «ловить рыбу» и даже не показали, где лежит удочка.
Почему вы были с Ющенко? Ведь если резюмировать, что вам удалось реализовать в его команде, это сложно назвать очень удачным. Вы говорите об утраченных возможностях. Так почему вы тогда не ушли из этой команды, как когда-то из команды Леонида Даниловича – к Виктору Андреевичу?
Никогда не клянись, что проживешь как надо жизнь. Единственное, за что не краснею: я не предаю и не кидаю камни в прошлое. И никогда ничего не делаю исподтишка. Во время своего премьерства Ющенко был очень прогрессивным. Конечно, Ющенко был немного с ленцой и необязательностью, но мыслил очень демократично, стратегически, по крайней мере, это декларировал. Но уже в то время вокруг него образовалось огромное количество подхалимов. Я их называю «лизалами». Это люди, которые выбирают такой путь карьерного роста. Я всегда, начиная от времени работы с Кучмой, говорил правду. Я скажу сейчас это впервые – многие перешли в команду Ющенко из-за фактора Медведчука. Не было бы ситуации беспредельного прессинга главы Администрации, многого бы не случилось. В том числе и по отношению к Кучме.
Что же произошло с Ющенко? Заповедь «не сотвори себе кумира» была нарушена, раз. А второе – случилось то, что есть исторической чертой украинской власти. Всем гетманам она присуща. Преступление – постоянные конфликты и торги с Тимошенко. Он должен был проявить решительность. Я не говорю хорошо или плохо, но нынешний президент проявляет решительность и делает со своей командой, прежде всего с администрацией, то, что нужно.
Какие отношения остались у вас с Ющенко?
Плохого слова о нем от меня не услышите. Нормальные, человеческие отношения. Хочу и могу говорить правду в глаза – нравится она ему или нет. Не хочет слушать – не общаемся. Общаемся мы очень редко. Он не нуждается в общении со мной – мне же спасать его сейчас не надо...
А какие отношения с Леонидом Даниловичем? Он когда-нибудь комментировал ваш уход из его команды?
Очень теплые. Вы знаете, он отнесся к моему поступку с огромным пониманием. И меня это радует. Он понял и подчеркнул, что я не предавал. Я все ему объяснил прямо, и он меня отпустил к Ющенко. Всегда помню, что именно Кучма запустил меня в политику.
Почему же та власть, которой вы отдали так много, и которая должна была вас благодарить за события 2004–2005 годов, не востребовала вас сполна?
Я счастлив, что я сделал все, что мог, и не требовал никогда за это бонусы. Конечно, было больно. Раввин мне один раз сказал: «Ты понимаешь, в чем трагедия? Спасая жизнь человеку, ты берешь на себя ответственность за него». Вот моя проблема в том, что я не могу брать ответственность за Ющенко. Безусловно, свою роль в его судьбе сыграло отравление, которое было и которое отрицать кощунственно. Я считал, что на примере отравления терроризм в политике будет в Украине оставлен в прошлом. Поэтому хочу, чтобы следствие было доведено до конца.
Ющенко сделал, наверное, свою главную ошибку. Он не имел права сдавать свою первую команду. Он мог каждому давать его функции и ограничивать амбиции, но он не имел права уничтожать нас. Мы все пришли в оппозицию из теплой ванны, и нам было неплохо при Кучме. Нельзя говорить, что все те, кто организовывал Оранжевую революцию, гнались за деньгами, хотя, наверное, среди нас были и такие. Но тогда мы все искренне боролись за демократию.
Я не стыжусь своего кресла министра транспорта, как не стыжусь того, что потом мне предложили такой некрасивый бартер Ехануров с Бессмертным: ты выходишь из списка (потому что не поставить меня в список на парламент нельзя было), но взамен едешь в Запорожье. В «газовую камеру», как все смеялись. И мои друзья говорили, что я сумасшедший. А я в Запорожье получил два самых счастливых года в своей жизни. Сегодня я приезжаю туда и заражаюсь оптимизмом и позитивом людей. У нас должны быть частично мажоритарные выборы. Хоть я и не люблю Верховный совет, но если надо было бы баллотироваться, я бы поехал в Запорожье.
Юлия Владимировна не предлагала должностей в ее правительстве?
Я сказал, что пошел с Ющенко, вот я последним с ним и оставался. Что мне предлагали или не предлагали – пусть останется между теми, кто это делал и кто слушал.
Вы как один из основателей «Нашей Украины» не посетили ее последний съезд. Почему?
Все, что хотел, я сказал на предыдущем съезде. Я тогда заявил: «Я положу билет». Виктор Андреевич бросил реплику: «Ну и клади». Мне положить билет с номером семь было очень больно. Я его не положил, я просто вышел из зала.
Партии под лидеров себя изживают. Нужна объединяющая идея для партии. Нужны партии, построенные снизу вверх, с членскими взносами, вне зависимости от спонсоров, которые диктуют политику. Необходима прозрачность партии. А мы превратились в партию мелких лавочников, где должности стали раздаваться не по качествам личным и профессиональным, но по близости к тому или другому из лидеров, а если у тебя еще и «хоруживская прописка» – так вообще класс!
Поэтому будущее «Нашей Украины», как по мне, – она недорого выставлена на рынок. А ведь там есть порядочные люди. Жалко…
А политическое будущее Виктора Андреевича как ее лидера?
Я ему при самом откровенном разговоре сказал три вещи. Во-первых, о потерянной возможности для страны и утраченном небывалом доверии. Во-вторых, что, говоря «а», первое лицо государства должно хотя бы попробовать сказать «б». Если Виктор Андреевич сможет перейти ко второму правилу, отбросив «лизал», то будет ценить опять, как в 2000 году, тех, кто говорит правду. Идеи же – он все говорил правильно! Только претворения в жизнь не было никакого. А доверие можно вернуть только поступками.
Если вернуться к теме сегодняшней власти и вашему возможному месту в политическом раскладе, есть ли сфера, где бы вам хотелось быть востребованным?
Страна стоит перед огромной проблемой, может быть, даже трагедией в будущем. Основные средства, вся инфраструктура практически изношены. Я свое будущее вижу, например, губернатором. Но только в силу нужности, а не чисто для галочки и политических разменов. Время политических разменов закончилось. Мы как в воронке водоворота – сейчас или выплывем, или нас разорвет на куски.
Я хочу сделать в государстве то, чего не успел сделать ранее – государственно-частное партнерство. Мечтаю о президентском вертолетном отряде специального назначения. Вы скажете: президентский прогиб? Нет, просто без слова «президентский» сейчас в этой стране ты не реализуешься. А отряд должен выполнять те задачи, которые будут просто спасать людей.
На Евро-2012 нам нужно несколько десятков вертолетов. Купить их государство не в силах сегодня. Значит, надо привлечь частные машины. Я уже разговаривал со многими владельцами, и они согласны! И необходимо создать систему санитарной авиации. Я мечтаю, чтобы в Украине все-таки заработала служба 112, служба спасения людей. Когда на любое происшествие одновременно будут выезжать спасатель, врач и правоохранитель. И помогать будут быстро. По статистике 70% летальных исходов при ДТП можно было бы избежать, если бы помощь приходила вовремя.
По крайней мере ваша идея о пересадке президента на вертолет была с воодушевлением воспринята в политическом бомонде и практически уже воплощена…
Я рад этому, но еще больше рад, что, наверное, со временем за эту идею мне будут благодарны и киевляне. Учтут время, деньги, выхлопы в пробках, потерянные нервы.
Вас еще что-нибудь сможет удивить в политической жизни?
Практически ничего. Простой пример: губернатором я конфликтовал с главой Администрации президента Виктором Балогой. А потом мы стали близкими друзьями, потому что опираться в этой жизни можно на тех, кто сопротивляется и имеет мужество говорить правду. Жить нужно с уважением к самому себе. Быть, а не казаться. И жить как в последний раз.