Планетарная втулка

LevAris

Well-Known Member
А что за хрень эта планетарная втулка? Просветите, пожалуйста, несведущего. Я так понял, что там вообще кассеты нет, а механизм переключения скоростей находится в самой втулке, при этом все закрыто, качественно и сверхнадежно?
 

Kusmich

технолог
Ответ: Планетарная втулка

Привод с внутренним переключением передач (многоскоростные планетарные втулки).
Как всегда чутко отслеживая пожелания потребителей, я заметил, что мои дорогие покупатели все больше интересуются задними втулками с внутренним переключением передач, или, по научному, втулки переключением передач планетарного типа. Так вот, почитайте полезную статью о преимуществах и недостатках этого вида втулок.

В настоящее время большая часть велосипедов оборудована многоскоростными трансмиссиями. Существует два принципиально различных типа механизмов переключения передач, используемых на велосипедах: внешнего и внутреннего переключения передач. Различия заключаются в расположении деталей механизма, которые могут находиться снаружи или внутри задней втулки велосипеда. Узлы внешнего переключения передач вполне привычны для нас. Это блоки ведущих и ведомых звездочек, цепь и переключатели передач, перекидывающих цепь между звездочками разного размера. В этой же статье речь пойдет о механизмах внутреннего переключения передач (internal gears hub), то есть многоскоростных втулках с планетарным механизмом, спрятанным внутри, и лишь оной цепной звездочкой.



Внутреннее переключение передач намного старше внешнего. Пионером в области создания многоскоростных втулок стала английская компания Sturmey-Archer (несколько лет назад она была куплена тайваньской корпорацией SunRace). Первые 2- и 3-скоростные втулки Sturmey-Archer выпустила в 1902 году. В настоящее время выпускаются 3-, 5-, 7-скоростные втулки. Всего на несколько лет отстала немецкая компания Sachs (ныне велосипедное производство продано компании SRAM), выпустившая подобные втулки в 1904 году. Сейчас в производстве находятся 3-, 5-, 7-скоростные втулки (SRAM Spectro). Третий производитель подобной техники - корпорация Shimano с 4- и 7-скоростными втулками серии Nexus.

Многоскоростные планетарные втулки часто комбинируются с роллерными или барабанными втулочными тормозами, хотя есть модификации и вовсе без тормозов.

Преимущества.
К преимуществам планетарных втулок можно отнести следующие их свойства:

Механизм переключения передач полностью спрятан внутри корпуса втулки заднего колеса, что позволяет его защитить от попадания грязи. Следовательно, долговечность деталей существенно повышается.

Возможно переключение передач даже тогда, когда вы стоите на месте.

Используются цепи и звездочки обычной ширины (для односкоростных велосипедов). Кроме того, цепь постоянно идет прямо. Все это сказывается на увеличении ресурса цепей и звездочек.

Механизм переключения передач и встроенный тормоз в таких системах необслуживаемый, что упрощает эксплуатацию велосипеда.



Недостатки.
Самый большой недостаток многоскоростных втулок с планетарным механизмом - это их вес: такие втулки в два-три раза тяжелее обычных задних втулок горного велосипеда.

Сложный шестеренный механизм имеет достаточно высокое трение, что вызывает повышенную затрату сил велосипедиста. Эти свойства стали определяющими для отказа от использования таких втулок на спортивных велосипедах.

Планетарные втулки имеют высокий ресурс, но, все же, не предназначены для работы в экстремальных условиях и, к тому же, они почти неремонтопригодны.



Комбинированный привод.
Американская компания SRAM помимо оборудования внешнего переключения передач (группы 3.0 - X.0 для горных велосипедов) и внутреннего (группы Spectro S7, P5, T3 для городских) выпускает и комбинированные приводы. SRAM DualDrive сочетает в себе внутренний и внешний приводы. Суть его состоит в том, что с трехскоростной планетарной втулкой комбинируется 8- или 9-скоростная кассета и обычный задний переключатель передач. Вся система управляется одной рукой при помощи комбинированной манетки: вращающаяся ручка (gripshift) управляет внешним переключением, а дополнительный рычаг внутренним.

Область применения.
Многоскоростные втулки с внутренним переключением передач сейчас используются исключительно на городских (прогулочных) велосипедах, где не так важен малый вес, низкие потери и надежность привода при интенсивных нагрузках, но желательно простое и редкое обслуживание велосипеда. В Европе они очень популярны, так как велосипеды там активно используются, как транспортные средства для ежедневных поездок. В России количество велосипедов, оборудованных планетарными втулками очень незначительно. Сказывается высокая цена, невозможность ремонта в домашних условиях и даже во многих мастерских и, конечно же, нацеленность многих продвинутых (и не очень) велосипедистов на горный велосипед.

ИСТОЧНИК:
 

~Master of BMX~

FLATLAND ATACK
Ответ: Планетарная втулка

Страшно подумать сколько она стоит
 

Kusmich

технолог
Ответ: Планетарная втулка

Тест планетарной втулки Shimano inter 8 с мощным "семидесятым" роллерным тормозом.


Первые впечатления о втулке начались на станке для натяжке спиц на ободе. Для определения биения обода необходимо смотреть, как крутиться колесо и у втулки оказался легкий свободный ход. Нет, конечно по сравнению с лучшими образцами кассетных втулок немного хуже, но с 3-х и 7-ми скоростными втулками большая разница.
Всю основную нагрузку берут на себя долговечные игольчатые подшипники с большой рабочей площадью (пятно контакта). Боковые перемещения колеса с незначительной нагрузкой удерживают стандартные подшипники. Таким образом достигается высокая износоустойчивость планетарной втулки. Игольчатые подшипники применены в планетарных звездочках (в Inter3-7 звездочки крутятся в обычных смазываемых отверстиях). Подробнее о технической части здесь.
Первые впечатления после кассетной системы - быстро и мягко переключаются передачи, в том числе и на стоящем велосипеде. То есть после остановки велосипеда, если стояла восьмая или седьмая передача, можно сразу включить первую или вторую передачу для мощного разгона или движения в горку. Это практически недоступно кассетным системам любого уровня. Там для установки с верхних передач на низшие необходимо проехать пару метров или прокрутить заднее колесо на месте, что не совсем удобно.
Быстроту переключения даст только ревошифтер. Мгновенное переключение на любую передачу в любом сочетании. Такая быстрота так же не доступна кассетным системам любого уровня. Даже супер современный RapidFir Plus не даст такого результата. Рапид будет полезен тем, кто уже привык к рычажковой системе переключения. К Ревошифтеру нужно немного привыкнуть. Конструкция такого переключателя такова, что кисть частично постоянно обхватывает ревошифтер и поначалу при сильной тряске рука может непроизвольно повернуть ревошифтер на другую передачу, что у меня при первых поездках случалось. Потом быстро научился контролировать кисть и быстро довел это до автоматизма.
Едем.
Первое, что меня интересует - переключение передач с высшей на низшую под нагрузкой. Катаясь на трех или семискоростных втулках уже привык на доли секунды ослаблять давление на педали перед переключением.
С низшей на высшую никаких проблем - четко и точно. Иногда ощущалась маленькая "задумчивость" при переходе с 4 на 5. Вот один из примеров превосходства планетарки над кассетой: горка вниз, примерно 40-45 градусов около 15 метров. Трогаюсь со второй (заранее стоя на месте, установил передачу) и круто вниз, проехав всего 3-4 метра и набрав скорость, мгновенно устанавливаю 7 или 8 передачу, набираю скорость на оставшемся спуске и на почти горизонтальной дороге (с плавными кочками) уже катишь с приличной скоростью. На кассете даже с рапидом (там можно быстро перебрасывать на 4 передачи одним щелчком, но только с высшей на низшую) такого результата не достигнешь, так как цепь все равно быстро не перепрыгнет через несколько звездочек. Все познается в сравнении. Скатывались вместе с приятелем вниз, а у него Koha за 1600$ с V-brake (ну понятно, какая там навеска) и ноги посильнее моих будут - а драгоценные метры в конце горки раз за разом брала планетарка. То есть я. Приятно. Но еще приятнее, когда мы забирались обратно на эту горку. Разогнавшись на 6-й с высоким каденсом взмахиваю вверх, кручу педали до упора, почти до остановки. Вел мгновенно теряет скорость (45 градусов, если неудачно остановишься - можно и вниз улететь) не хватает каких-то пара-тройки метров, но мгновенно устанавливаю 1 передачу и добиваю горку большим крутящим моментом. Класс! На горку можно было взлететь, хорошо разогнавшись на 8-мой, но мешала плохая дорога внизу. А Серега на Koha так ни разу и забрался на верх, без спрыгивания с вела до конца горки. Ему не хватало те же 2 метра и даже меньше. Но из-за медлительности движения цепи по звездам и медленного переключателя, драгоценные доли секунды уходили и вел останавливался. Вот так. После очередного неудачного заезда на горку Серега стоит злой как черт и, отдышавшись, после некоторого раздумья говорит - "зато эта планетарка у тебя тяжелая". Ну ясно, говорю, потяжелее кассеты будет, не расстраивайся, вечером угощаю пивом.

Передаточное соотношение Общее
307%
1 0,527
2 0,644
3 0,748
4 0,851
5 1
6 1,223
7 1,419
8 1,615


Переключение с высшей на низшую под нагрузкой.
Переключается без "напряга". При педалировании происходит переключение, что недоступно другим втулкам. Похоже это единственная втулка, которая может переключаться под нагрузкой. Супер. Но. При мощном педалировании, при переключении передач с высшей на низшую иногда происходит сбой муфты и слышатся неприятные щелчки при переключении. Ослабляешь чуть давление и все приходит в норму. Из-за этого я на доли секунды ослаблял педали, когда забирался на горку в случае, описанным ранее. Все же рекомендую не «мучить» втулку и ослаблять давление при переключении с высшей на низшую передачу на повышенной нагрузке. И переключаться будем мягче, и служить дольше (должна пройти при нормальном обслуживании и «правильном» переключении, описанном выше, не менее 50 т.км).


Как видно из графика переключения, первые четыре передачи стоят "ближе", чем остальные. Лично для себя я бы сделал все наоборот, хотя и к этому расположению передач быстро привык.
Всего диапазона передаточного отношения - 307% вполне хватало для покатушек любой сложности. При правильно подобранных передней и задней звезд под свою дыхалку и выносливость, можно, практически, не подключать другие передние звезды, то есть "не слезать" со средней звезды в системе. К тому же скорость переключения передних звезд, при быстрой езде, вообще ни в какие ворота, по сравнению с планетаркой. Как в прошлом веке. Но кому-то может и понадобится больший крутящий момент.
Вес сзади конечно ощущается. Но к нему быстро привыкаешь. Мне с весом около 80 кг вообще было не заметно 1,5 кг лишнего веса.
Втулка эксплуатировалась и в зимнее время до -10 градусов. Никаких проблем в холодную погоду не возникало. Вообще зимой хватает 6-ти передач. Слишком большое сопротивление качению шипованной "злой" резины и утрамбованные дорожки снега не располагают к быстрой езде (зато полная бесшабашность на покатушках обеспечена). Планетарка прошла с лета около 1500 км и никаких проблем с механизмом не возникало. Иногда при переключении слышались щелчки, но на работу втулки это не влияло.
В последнее время все больше катаюсь на автомате, где передачи переключаются сами, в зависимости от скорости и все больше замечаю, что автомат все больше и больше "отвоевывает" у меня механику. Втулка там такая же, только механизм электронный. Имея возможность менять стиль езды с кнопок (каденс при переключении передач), можно хорошо "топить" или не спеша катить не думая о передачах. Но это будет отдельный обзор.
И последнее. Судя по качеству ездовых характеристик, надежности и цене, начиная с серии Inter 8, планетарные втулки Shimano составляют прямую конкуренцию лучшим кассетным системам. Вес? Да, многовато весит, на первый взгляд. Но как объяснить тот факт, что много моих приятелей и друзей велосипедистов жизнь положат за 100г лишнего веса в конструкции вела, а на любительских покатушках (не соревнования) отстают от меня почти все безбожно. Да, на соревнованиях на длинные дистанции на шоссейниках, планетарка не подойдет однозначно - скажется вес, но на ежедневные покатушки и даже для неспешного туризма - самое оно. Кроме того, вес планетарки минус:
1. Натяжитель
2. Не слабый кусок цепи (примерно 20 звеньев)
3. Передние звезды (2 шт)
4. Передний переклюк
5. Манетка
6. Кабель
7. Ну и конечно, втулка с кассетой
Подтверждением высокого класса втулки служит появление в верхней линейке GT топовый даунхильный аппарат GT iT-1 с планетарной втулкой inter 8.
Многие именитые фирмы уже начинают устанавливать 8-ми скоростные втулки Shimano на дорожные велы. Как правило, там нет передних звезд и натяжителя. Дропы, как на прогулочных, 38 градусов с возможностью натяжки цепи положением колеса. Задняя звезда с отбойником - даже при ослабленная цепь не соскочит с зубьев. Пока стоимость таких велосипедов - за 600 евро - плата за новшество, но скоро они составят хорошую конкуренцию кассетам.
К относительным недостаткам следует отнести довольно большой вес (например, 7-ск. тормозная втулка весит около 1700 г.).
 

Devil

Member
Модератор
Ответ: Планетарная втулка

мне такую дядя с германии привозил лет так 9 назад на Украину, до сих пор у кого-то катается. Только недавно я понял, что то была не хламовая втулка, а фирмы Sachs. Тяжелая до беспредела, больше пол кило весила, но работала прикольно - и педальный тормоз и 3 передачи - переключались плавно, не так как на звездах, а ход у нее вообще был сказочный по сравнению с хвз и аналогами.
 

LevAris

Well-Known Member
Ответ: Планетарная втулка

Страшно подумать сколько она стоит
Сама втулка Inter 8 стоит 3400 рублей, или 680 грн. Чего там с обвесом, я лично не знаю, но думаю, суммарно в $200 можно уложиться. Соответственно, я так понимаю, часть механики из стандартной поставки выбрасывается ($50-100 в зависимости от велосипеда), итого не так что-б и очень дорого.
 

Original

сетевой маг
Модератор
Ответ: Планетарная втулка

Чем сложнее механизм тем быстрее он сломается.
 

Original

сетевой маг
Модератор
Ответ: Планетарная втулка

Это вы о КТВ ? Слава богу, в современном велостроении все обстоит немного оптимистичнее.
Вы изучали сопромат, а теорию вероятности?
Не даром нынешние стиралки делают с прямым приводом, а не через 10 шестеренок и 3 цепных передачи.
 

Devil

Member
Модератор
Відповідь: Планетарная втулка

блин, оригинал, я уже устал смеяться от твоих постов. При чем здесь стиралка? Ты на веле крутишь такие обороты, как выдает стиралка? умора, блин... Или ты хочешь без предаточности крутить педали? Тогда тебе гном-4 :)
 
Зверху