bsv
Странник
Джон Степанчук, генеральный консул США в г. Екатеринбурге: «Опыт воспитания целомудрия в Америке»
Участие в конференции «Радость родительства» является честью для меня. Меня попросили рассказать об американском опыте в крайне деликатном и иногда вызывающем полемику вопросе воспитания целомудрия в Соединенных Штатах. Для большинства американцев целомудрие означает добровольное воздержание от сексуальной жизни в силу (А) религиозных или мировоззренческих причин; (Б) практических причин (например, желания прекратить распространение ВИЧ/СПИДа и других заболеваний, передающихся половым путем); или (В) желания предотвратить незапланированную или нежелательную беременность без того, чтобы прибегать к контрацепции и абортам. Большая часть крупных религиозных течений в Америке (христианских, иудейских и мусульманских) предписывает неженатым людям сексуальное воздержание.
Католическая церковь, к которой принадлежит около 20 процентов американцев, наставляет свое духовенство на путь полного воздержания от сексуальной жизни и сохранения безбрачия. Однако, в других аспектах католическая и православная церкви в Америке разделяют похожие взгляды на целомудрие. С их точки зрения, воздержание - это проявление уважения к достоинству другого человека. Сексуальная жизнь с собственным супругом не является нарушением целомудрия, если супруги готовы завести детей. Но использование средств контрацепции является нарушением целомудрия. В основном новая волна иммигрантов в Соединенные Штаты приезжает из Мексики и других испано-говорящих стран. Многие из новых иммигрантов строго придерживаются католического взгляда на целомудрие и зачастую у них большие семьи, связанные крепкими семейными узами. То же самое можно сказать о многих иммигрантах, приезжающих из стран исламского мира. По некоторым оценкам почти половина прироста рождаемости в США приходится на иммигрантов.
Однако, печальная правда состоит в том, что либеральное отношение американского общества к сексу затрудняет сексуальное воздержание вне брака, особенно для молодых людей. Телевидение и интернет окружают обыкновенного американского ребенка сексуальными образами. Согласно оценкам, 66 процентов американских тинэйджеров вступали в сексуальные отношения до окончания средней школы. В результате стремительно увеличивается количество заражений заболеваниями, передающимися половым путем, среди тинэйджеров. 65 процентов случаев заражения подобными заболеваниями приходится на людей младше 24 лет, кроме того, каждый четвертое инфицирование ВИЧ/СПИДом случается с людьми младше 22 лет. Уровень распространения заболеваний, передающихся половым путем, среди молодежи привел к тому, что более 90 процентов американцев высказываются «за» проведение сексуального воспитания в общественных школах в тех или иных формах. Темой дискуссий является лишь то, каким именно должно быть это воспитание. Консервативные и религиозные группы призывают к тому, чтобы это воспитание концентрировалось исключительно на воздержании и сохранении невинности. Либералы настаивают на том, что по причине широкого распространения СПИДа и других заболеваний, передающихся половым путем, школы должны сфокусироваться на информировании о средствах контрацепции и о практике «безопасного секса».
До 1960-х годов консервативные и религиозные группы, такие, как, например, «Движение христианского похода», препятствовали введению любых форм сексуального воспитания в общественных школах. Однако из-за участившихся случаев подростковой беременности бόльшая часть школ ввела очень умеренные формы сексуального воспитания. Курс преподавался в контексте таких предметов, как «подготовка к семейной жизни» или «взросление и развитие человека». Курс подчеркивал важность личной ответственности и самоуважения; объяснял, как организовать семейный бюджет и как развивать навыки, необходимые родителям.
Эпидемия ВИЧ/СПИДа в середине 80-х годов оказала радикальное влияние на изменение содержания уроков сексуального воспитания в школах. В 1983 году руководитель системы здравоохранения США выпустил отчет, в котором призывал к введению «всестороннего курса, информирующего о СПИДе и сексуальном воспитании, в общественных школах». Такой курс должен был включать в себя обучение использованию средств контрацепции и рассказывать о безопасном сексе. С тех пор американцы разделились на два лагеря. Первый лагерь называется «только воздержание». Эта группа, часто основываясь на религиозных убеждениях, заявляет, что школы должны учить ребят тому, что секс вне брака является неправильным, и что на уроках нельзя рассказывать о средствах контрацепции или безопасном сексе. Второй лагерь выступает за идею «всестороннего сексуального воспитания».
Приверженцы такого либерального подхода считают, что воздержание вне брака является предпочтительным поведением, но это лишь один из многих возможных вариантов поведения. Они заявляют, что ребята должны знать, как действуют средства контрацепции, и где их можно достать. Сторонники подхода «только воздержание» протестуют против всестороннего сексуального воспитания, которое, по их мнению, лишь сбивает тинэйджеров с толку и приводит к распущенности. Те же, кто поддерживает всестороннее сексуальное образование, беспокоятся о том, что непредоставление школьникам базовой информации о сексуальной жизни - включая использование средств контрацепции - увеличивает опасность заражения заболеваниями, передающимися половым путем, и подростковой беременности.
Какова роль правительства в этом вопросе? Не существует федерального закона, который требовал бы от общественных школ введения сексуального воспитания или указывал бы, что именно должно изучаться. Эти решения должны быть приняты на уровне штатов и отдельных школьных округов. На данный момент, 18 штатов обязали школы предоставлять сексуальное воспитание, а в 32 штатах такого закона нет. В целом, 95 процентов американских общественных общеобразовательных школ проводят сексуальное воспитание в той или иной форме. Содержание этого курса значительно различается в разных штатах и разных школьных округах. Около 25 процентов школ приняли программу «только воздержание», остальные школы комбинируют оба подхода.
Кажется, что сейчас защитники подхода «только воздержание» одерживают верх. Происходит это потому, что, начиная с конца 80-х годов, члены религиозных общин и консервативных групп все чаще избираются в местные советы школ, благодаря чему они могут контролировать выбор учебной литературы и учебных планов в школах. Те же религиозные и консервативные группы оказывали давление на Конгресс США с тем, чтобы был принят закон, подписанный президентом Клинтоном в 1996 году, обеспечивающий 50 миллионов долларов в год для того, чтобы штаты могли поддерживать программы «только воздержание» в школах, государственных учреждениях и общественных организациях. При президенте Буше федеральное финансирование на программы «только воздержание» увеличилось до 120 миллионов долларов в год. Этот закон весьма специфичен.
Штаты имеют право принять это финансирование только при гарантии, что школы будут рассказывать о «социальной, психологической и связанной со здоровьем выгоде», которую приносит воздержание от сексуальной жизни. Более того, закон утверждает, что школам следует обучать учеников тому, что воздержание от сексуальной жизни является единственным гарантированным способом предотвратить беременность вне брака и заражение заболеваниями, передаваемыми половым путем. Школы должны учить тому, что моногамный брак, в котором супруги верны друг другу, является социально-ожидаемым стандартом сексуальной активности человека. Рождение ребенка вне брака с большой вероятностью будет иметь негативные последствия для ребенка, его родителей и общества. (Например, согласно подсчетам, 7 миллиардов долларов в год расходуются на пособия для незамужних матерей).
Многие штаты также используют эти федеральные фонды для реализации программ здравоохранения, осуществляемых вне школ. Эти программы предлагаются в часы после школьных уроков и зачастую не в здании школы. Например, существуют программы консультаций молодежи по профилактике наркотической и алкогольной зависимостей, которые повышают вероятность вовлечения подростка в сексуальную жизнь. Существуют программы, призванные помогать молодым людям справляться с психологическими проблемами, такими, как депрессия, которая часто вызывает сексуальную агрессию. Некоторые штаты, например, штат Мэн, используют федеральные деньги для проведения телевизионных медиа-кампаний, пропагандирующих воздержание как правильный выбор. Такие серии 60-секундных телероликов также подчеркивают важность общения между родителями и детьми на темы, связанные с сексом. В последние годы многие программы, рекомендующие воздержание, стали предлагать учащимся подписать обещание воздерживаться от секса до вступления в брак. Согласно некоторым исследованиям, эти так называемые «клятвы девственности» оказали в целом положительное воздействие.
Но комплексных исследований эффективности программ «воздержание до брака» еще не проводилось. Существуют некоторые признаки того, что сегодняшние тинэйджеры выступают против того, что они воспринимают как общество вседозволенности. Защитники подхода «только воздержание» надеются, что это может означать, что их призыв нашел поддержку. Исследование, проведенное Кайзеровским семейным фондом показало, что дети хотят получать информацию о сексе от своих родителей - а не из телепередач и даже не в школе. Исследование также показывает, что дети хотят узнать о любви, ценностях и взаимоотношениях - а не только о сексе. Многие христианские группы жалуются на плохое качество программ сексуального воспитания в школах - даже включая программы «только воздержание». Они отмечают, что учителя часто плохо подготовлены или совсем не подготовлены и чувствуют себя некомфортно, обсуждая вопросы, связанные с сексом и личными взаимоотношениями. Религиозные группы предпочли бы вынести сексуальное воспитание за пределы школы и вернуть его в семью. В принципе, они правы.
Однако, печальная реальность современного американского общества заключается в том, что дети взрослеют очень быстро и узнают о сексе из телепередач или на улице прежде, чем они поговорят об этом со своими родителями. Это особенно актуально для семей с низким уровнем дохода, где много детей вырастает с одиноким родителем или где один или оба родителя тратят практически все свое время, пытаясь заработать для своей семьи, и проводят мало времени или совсем не бывают со своими детьми. Выдающийся американский специалист доктор Майкл Каррера, основатель Общества помощи детям и Программы предотвращения подростковой беременности, несколько десятков лет работает с детьми из малообеспеченных семей.
Он пришел к выводу, что дети, с которыми он общался, использовали секс для того, чтобы обрести силу, влияние или любовь - все то, что они недополучали. Он осознал, что они нуждаются не только в том, чтобы узнать о последствиях сексуальной жизни вне брака, но и в том, чтобы понять, что существуют и другие пути к успеху и повышению самооценки, доступные им. То, в чем они действительно нуждались, - это была помощь в учебе, в поиске работы и, в целом, кто-то, с кем они могли бы поговорить и кто мог бы наставить их. Другими словами, эти детям была нужна любовь и дружеские отношения, то, что их семьи и родители должны были дать им. Идея заключается в том, что если дети вырастают в здоровом, любящем и ориентированном на семейные ценности обществе - и я бы добавил, в обществе, в котором церковь становится центром человеческой жизни, - они будут действовать с полной ответственностью и в отношении сексуальной жизни. Их решения будут основываться на морали - той, в рамках которой важны самоуважение и уважение к достоинству другого человека. Я верю в то, что эта идея справедлива для России, Америки и других стран.